Эссе на тему Легенда о Данко

Эссе «Легенда о Данко»

В феврале 2014 года в ВГПУ состоялся IV Областной Фестиваль школьных театров. Учащиеся 11 класса Сергеевской школы, пройдя заочный отборочный тур, приняли в нем участие. Состав коллективов был очень сильным, в основном из г. Воронежа: ЦРТДиЮ «Радуга» и «Крылатый», Дом культуры «Боровое», ДЮЦ, лицей №8, СОШ УИОП №1 - и всего два коллектива из школ районов области.
Театры показали высокий уровень мастерства. Была видна специальная подготовка: прекрасно отработанная сценическая речь, игра актёров, специально сшитые костюмы. В большинстве постановок играли всего два-три актёра, таких как «Гусарская баллада», «Евгений Онегин», «На даче», «Провинциальная дебютанка», «Мечты и грёзы Елизаветы Огурцовой». В постановках «Ошибка Пифагора», «Свадьба» было задействовано большее количество актёров и они показали также превосходную сыгранность действий. Это было ярко и талантливо. Правда, немного неестественным казалось, когда дети играли пьяных во всех красках этого состояния или разыгрывали взрослые сцены ревности. Удивила и Татьяна Ларина, когда с криком читала письмо Евгения Онегина.
Мы - единственная сельская школа, которая попала на этот фестиваль. И наш коллектив не отборный, не обученный всем хитростям актёрского ремесла, а просто одиннадцатый класс - все четырнадцать человек в полном составе. В этом классе настоящая сборная части Подгоренского района: ребята из Сергеевки, Кулешовки, Андреевки, Лыково, Сиротовки, Саприно, Погореловки и Должика. Наша школа действительно обогатилась ребятами из близлежащих сёл. Какие же замечательные наши дети - добрые, умные, талантливые! Как они дополняют друг друга!
Я не режиссёр, и ребята не обученные актёры, не имеем специального образования, но умеем отличить талантливую книгу, постановку, фильм от низкопробного продукта. Поэтому мы действовали интуитивно, «наощупь». Предлагая, пробуя, отвергая, принимая, мы все вместе создали свой спектакль по легенде о Данко. Члены жюри удивились: «Где вы откопали такое давно позабытое произведение?» «Откопали» мы его в школьной программе по литературе. Мы влюбились в Горького, его романтические произведения, его веру в человека: «Всё в человеке - всё для человека», «Человек - это звучит гордо!», «В жизни всегда есть место подвигу», «Красивые всегда смелы», «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
Не всегда ученики выполняют домашние задания так дружно, чтобы всем классом. В тот сентябрьский день на уроке литературы по очереди ребята вставали и рассказывали наизусть большой отрывок из л
·егенды о Данко. Каждый из них был красивый и смелый. Читали так, что бежали «мурашки по коже». Один был лучше другого Все тогда запомнили тот урок. И хотелось продолжения легенды
В этом классе большой творческий потенциал. К одиннадцатому году обучения в школе ребята расцветают, им многое по плечу. И хотелось этот потенциал как-то реализовать. И когда за неделю нужно было подготовить номер для концерта ко Дню матери, у нас родилась давно созревающая идея поставить легенду о Данко. На моё предложение ребята с радостью откликнулись. Не было сценария, не было образца: ни фильма, ни спектакля. Была только легенда, которую все знали наизусть. Сами собой распределились роли и очень удачно. Вместе подобрали музыку, придумали действия. Большим везением было еще и то, что у нас в классе есть три замечательные девушки, которые занимаются в школе искусств. Они поставили яркий танец «иных племён», взяли костюмы у руководителя.
На концерте в Сергеевском клубе зал затих, заворожённый изумительным чтением рассказа старухи Изергиль, музыкой «Адажио» Альбинони, танцем, скорбью изгнанного племени и подвигом Данко, и в абсолютной тишине - стуком вырванного из груди сердца.
Матери в зале плакали
В Воронеже ребята сыграли ещё лучше, каждый уже импровизировал, вживаясь в роль и чувствуя себя частью одной команды. Но, видимо, надо было биться об пол, лицедействовать, кричать, как это делали другие, чтобы стать победителями. Мы выступали немного в другом жанре - жанре литературно-музыкальной композиции, скорее «мюзикла». Мы просто донесли своё видение романтического произведения, попробовали передать трагедию и героизм в человеческих отношениях, а это намного сложнее, чем играть комедию. Мы выступали первыми, и члены жюри потом после выступления других коллективов признавались, что все ещё находятся под впечатлением от «Легенды о Данко».
Мы тоже до сих пор находимся под впечатлением от своего творчества. Высокой оценкой нашего дела послужило признание одного молодого зрителя, что теперь он обязательно перечитает эту легенду ещё раз.
Скоро одиннадцатиклассники уйдут из школы... через три месяца. И если хотите посмотреть наш спектакль, приглашайте, пока не поздно

10.04.2014г. Беднякова И.А., учитель литературы Сергеевской
школы









15