Конспект урока по литературному чтению по теме Тема весны в творчестве А.Н.Плещеева
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа №830»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«ТЕМА ВЕСНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ПЛЕЩЕЕВА»
Учитель начальных классов
Куренная А.Ю.
Цели:
ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;
развивать навыки правильного, выразительного чтения.
Задачи:
обогатить словарный запас детей;
развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;
прививать любовь к природе и русской словесности
формировать умение работать в парах, группах.
Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, аудиозапись стихотворения А.Н.Плещеева «Весна», мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» для 2 класса, компьютеры.Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Прочитайте строки из стихотворения, которое поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.
Я – (Весна) – красна, бужу землю ото сна.Наполняю соком почки,На полях ращу цветочки,Прогоняю с речек лёд,Светлым делаю восход!
- Назовите ключевое слово. Прочитайте стихотворение выразительно.
- Определите литературный жанр произведения. (Стихотворение)
- Кто может сформулировать тему урока? (Стихи о весне)
3. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение «жужжащим способом»
Весенняя гостья.
Милая певунья.
Ласточка родная,
К на домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.
Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
Прочитайте выразительно.
4. Проверка домашнего задания
- Какой поэт рассказал нам о приходе весны? (Федор Тютчев)
- Вы выучили это стихотворение наизусть, давайте его послушаем. (2-3 человека)
- Чем отличаются стихи от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение, чтобы узнать что-то новое.)
5. Изучение нового материала
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с поэтическими произведениями о весне. На уроке мы поговорим о творчестве великого русского поэта А.Н. Плещеева. (портрет А.Н. Плещеева)
Группа ребят подготовила для вас краткие биографические сведения о поэте.
Краткие библиографические сведения о поэте.
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик. Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.Алексей Плещеев провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи.
22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева, вместе с другими петрашевцами, привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки" и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия "Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном вестнике".
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов. Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".
Подготовка к восприятию текста.
- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».
- По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?
Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.Плещеева «Весна». Проверка первичного восприятия.
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
- Что описывает поэт?
Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
- Толкование слова «лазурь».(светло - синий цвет, синева)
6. Чтение стихотворения. Работа с текстом.
1. Первичная проверка понимания.
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
2. Работа над выразительностью чтения.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Давайте расставим паузы.
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ними.
(Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы
Выборочное чтение.
- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?
- Что сказано о лесе и соловьях?
- Какие приметы весны мы можем слышать?
- Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы? (соловьи)
Прослушивание музыкального фрагмента
- Но не только поэты писали о красоте весенней природы, послушайте отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
- Вслушайтесь в эти звуки. Что напомнили они вам?
- Что вы чувствовали, слушая звуки капели?
- Что же удалось передать композитору этой мелодией?
(красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)
- Как называется такое состояние природы?
(пробуждение)
- Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?
- Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?
К сведению: родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.
Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
7. Физкультминутка.
Песенка капели
(Развитие согласованности, координации движений, слуховой памяти, внимания, воображения)
Кап, кап, я – капель,
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели
Кап, кап – на скамью,
Детям на игрушки
Кап, кап – по воробью
Прямо по макушке
Воробей, вот так раз,
Очень разозлился
Он крыльями тряс
И слегка бранился
8. Продолжение работы над новым материалом.
- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».
- О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?
Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева
- Почему автор дал такое название?
- Понравилось ли вам стихотворение?
Словарная работа.
- Что означает слово «сени»?
(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).
Самостоятельное чтение стихотворения.
(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).
Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.
- Радуется поэт приходу весны или нет?
- В каких строках это выражено?
- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.
- Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?
- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?
- Догадались, почему автор дал стихотворению такое название?
- Является ли ласточка весенней птицей?
В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.
Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.
Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.
Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.
Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.
9. Закрепление. Работа в группах.
Мы сейчас познакомились с произведениями А.Н. Плещеева. Как вы думаете, а легко ли сочинять стихи? Сейчас мы попробуем вместе сочинять стихи.
У вас на партах есть строчки из строф стихотворения. Вы должны быстро сложить четверостишие и прочитать.
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (М. ПЛЯЦКОВСКИЙ)
1 гр.
Деньки стоят погожие,На праздники похожие.А в небе – солнце теплое,Веселое и доброе.
2 гр.
Все реки разливаются,Все почки раскрываются.Ушла зима со стужамиСугробы стали лужами.
3 гр.
Покинув страны южные,Вернулись птицы дружные,На каждой ветке скворушкиСидят и чистят перышки.
4 гр.
Пришла пора весенняя,Пришла пора цветения.И, значит, настроениеУ всех людей – весеннее!
- Что помогло вам составить четверостишие? (Рифмы)
А вы сами умеете составлять рифмы? Давайте попробуем вместе подобрать рифмы к словам.
Ученики подбирают рифмы к словам:
Весна – (красна) Грачи – (трубачи)Скворец – (певец) Поют – (клюют)
- Ребята, у нас получились стихи? (нет)
– Почему? (нужны стихотворные строчки). Сейчас каждая группа попробует составить своё четверостишие.
10. Мини – тест. Работа с компьтерами.
Работа на «началке» по вариантам.
1 вариант
1. Автор стихотворений «Весна»
- А. Барто- А. Плещеев
- Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
- весна
- зима
- осень.
3. Объясни значение слова «лазурь»
- тёмно-синий цвет
- светло-синий цвет
- светло-зелёный цвет
- бледно-красный цвет
4. Какие явление природы описывает поэт?
- таяние снега, весенние ручьи
- ледоход, возвращение птиц
- последний снегопад и оттепель
5. Какие явления в природе надолго остались в прошлом?
- заморозки и оттепели
- метели и бури
- листопад и моросящий дождь
6. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?
- природа
- солнце
- птицы
2 вариант
1. Автор стихотворений «Сельская песенка».
- А. Барто- А. Плещеев
- Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
- весна
- зима
- осень
3. Что радует поэта?
- что тает снег, бегут ручьи
- что травка зеленеет, солнышко блестит
- что распустились цветы и растут соловьи
4. С какой птицей солнце краше и весна милей?
- с соловьём
- со стрижом
- с жаворонком
- с ласточкой
5. Какую песню хочет поэт услышать от этой птицы?
- прощальную
- шутливую
- ласковую
- задумчивую
- заморскую
6. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?
- природа
- солнце
- птицы.
11. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке и продолжите фразы:
На уроке я работал…… (активно, пассивно)
Своей работой я ………(доволен, недоволен)
За урок я…………(устал, не устал)
Материал урока мне…….(понятен, непонятен, интересен, бесполезен)
12. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Как вы поработали на уроке?
Какое стихотворение запомнилось?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Появился ли интерес к поэзии?