Конспект Животный мир Краснодарского края
Методическая разработка урока по «кубановедению»
«Животный мир Краснодарского края»
ТЕМА: «Животный мир Краснодарского края. Знакомство с
зверями, насекомыми»
ЦЕЛИ:
Начать изучение животного мира нашего края;
Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: звери, насекомые, птицы, рыбы;
Развивать умение отличать насекомых от других животных;
Дать представление о невидимых нитях в природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Книга «Путешествие по родному краю» Лотышев И.П., «Животный мир Краснодарского края» Г.К. Плотников, картинки животных, карта-схема животного мира, раздаточный материал, карточки, карточки для занимательной минутки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
П. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по животному миру.
Ш. Проверка домашнего задания.
1. Выставка работ.
2. Вопросы: -На какие группы делятся растения?
-Сколько видов лекарственных трав растет на Кубани?
-Для чего нужны грибы?
1У. Новая тема.
Беседа о доисторических временах.
Давным-давно, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь в разные времена и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись и антилопы, у воды можно было встретить носорога, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые края. Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает, ползает в степях, реках, морях, горах, лесах. И все они очень интересные – от маленьких мышей до огромных зубров.
Сообщения детей.
А сейчас ребята нам расскажут об интересных животных, которых можно встретить в Краснодарском крае. А я буду показывать картинки.
«Грызуны». Мышей знают все. Они страшные обжоры. Они бывают разные – домовые, полевые, лесные. Мыши относятся к разряду грызунов. А еще кроме мышей к грызунам относятся крысы, хомяки, тушканчики, сони.
Вопрос: А вот знаете ли вы, ребята, что если бы мышь, становясь взрослой, получала паспорт, то его пришлось бы вручать ей через 30 дней после рождения.
«Соня». Соня – это небольшое животное размером 12-20 см, которое получило свое название за то, что большую часть жизни проводит во сне. Летом соня беззаботно спит в дупле и только с наступлением ночи просыпается на 2-3 часа, чтобы поесть и поразмяться. А зимой вообще впадает в спячку. Она чемпион мира по сну!
Учитель: - К грызунам также относятся ондатры и водяные крысы. Пищей им служат водные растения, рыбы, моллюски.
Вопрос: - Из сказок и мультфильмов вы наверное знаете, какие самые распространенные животные?
- Какие это животные? (заяц, лиса, волк, медведь).
Учитель: Правильно, ребята. Т.к. мы живем в теплом климате, то и эти животные приспособились к нему, они поменяли свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма. А заяц не меняет свою шубу – зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь на земле виден. Заяц тоже относится к грызунам. А вот волк и лиса – это хищники.
Вопрос: Кто такие хищники? (животные, которые питаются другими животными).
«Ласка». Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький – это ласка. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои кладовые десятки, а то и сотни мышей.
Учитель: К хищникам относятся и дикие кошки. Самые крупные из них это барс и рысь.
«Барс». Барс живет в самых глухих горных и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое животное. Он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может пролететь более 10 метров. Его добычей бывают и олени, и дикие кабаны.
Учитель: А еще, ребята, если нет крупной добычи, то он может поохотиться на птиц и даже мышей.
3. Физкультминутка. Мы шагаем дружно в лес
(дети маршируют)
Сколько здесь вокруг чудес!
(удивились, развели руками)
Посмотрели вправо, влево
(наклоны вправо, влево)
Наклонились и присели.
(наклон, приседание).
Заниматься тихо сели.
(сесть на место).
Работа по карте.
Учитель: давайте посмотрим на карту-схему. (показывает предгорные районы). В предгорных районах живет много животных, которые называются парнокопытными. Помните, в русских народных сказках богатыри сражаются со страшными вепрями? От одного названия становится страшно. Так в старину называли диких кабанов. Найдите их на карте.
Сообщение ученика.
«Кабаны». Они живут в наших лесах еще со времен первобытных людей. У них вырастают большие клыки. Кабаны – всеядные животные. Они едят и траву, и побеги, и желуди, но не прочь полакомиться и птенчиком, а их любимое блюдо – земляные черви.
Работа с книгой.
А еще о парнокопытных животных прочитаем в книге на стр. 16.
Закрепление изученного материала.
Вопрос: На какие группы делятся животные? (растительноядные, хищные, всеядные).
Работа с раздаточным материалом.
Задание: У вас на столах лежат карточки – рамки с названиями животных. Обведите растительноядных зеленым цветом, хищников – красным цветом, всеядных – желтым цветом. (Приложение № 1).
Работа у доски.
Задание: На доске на карточках. Составить цепи питания, расставив карточки в нужном порядке. (Приложение № 2).
Молодцы, ребята. Попробуйте дома тоже составить несколько таких цепей питания.
Знакомство с жуками – беседа.
Учитель: Знаете ли вы, какие животные самые многочисленные (предположения детей). Это насекомые.
Вопрос: Назовите насекомых, которых вы знаете (бабочки, жуки, муравьи, кузнечики, тараканы).
Учитель: Еще есть и рептилии. К ним относятся ящерицы, змеи, черепахи. У нас водятся веретеницы, желтопузики – это безногие ящерицы, а не змеи, как многие считают. Почти везде встречаются ужи, они безвредны и даже приносят пользу, истребляя огромное количество мышей. Есть и змеи – это гадюки: степная, горная черная и красная. Они ядовиты, и лучше с ними не сталкиваться. Но беспокоить, уничтожать их тоже нельзя. В водоемах живет много болотных черепах, они хищники, питаются мальками рыб, головастиками. А сухопутные черепахи питаются только растительной пищей.
Занимательная минутка.
Задание: Здесь написаны названия животных. Попробуйте расставить буквы в правильном порядке. (на карточках написаны с одной стороны слова перевернутыми, а с другой – правильный ответ. Учитель показывает карточку, дети отгадывают, потом проверяют). (Приложение № 3).
У. Подведение итогов.
Молодцы, ребята, сегодня на урок вы узнали много интересного.
Вопросы: -Через сколько дней мышь становится взрослой?
-Сколько времени проводит соня во сне?
-Почему на Кубани зайцы и белки не меняют свои шубы?
-На сколько метров может прыгнуть барс?
У1. Домашнее задание.
Составить цепи питания некоторых животных.
Индивидуальное задание. (подготовить сообщения по теме «Птицы»).