Технологическая карта урока по литературному чтению. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» (УМК «Школа России»)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
по литературному чтению
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
(УМК «Школа России»)
Учитель: Шестовец Мария Ивановна
2016 г.
Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Класс: 4.
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: 1. Знакомить с произведением, с различными профессиями. Продолжать учиться анализировать текст;
2. Развивать технику чтения, умение работать в группе, умение сравнивать, сопоставлять;
3. Воспитывать ответственности к школе, уважение к труду людей разных профессий.
Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др., мультимедийная презентация, иллюстративный материал, толковый словарь, словарь иностранных слов, карта действий.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Планируемые результаты:
Личностные:Проведут самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Узнают о новых профессиях, их значимости.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. Смогут проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Смогут оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.
Познавательные УУД. Смогут добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.
Предметные: Научатся использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, сопоставлять людей разных профессий с их деятельностью.
Схема деятельности учителя и учащихся
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический комментарий
1 Мотивация к учебной деятельности. Читают речевую разминку (весело, с вопросительной интонацией).
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,-
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит
Критика.
Занимают места в соответствии с номером. Выбирают лидера группы.
Проверяет готовность к уроку. Речевая разминка (слайд 2).
Ребята я прошу вас занять места в соответствии с номером вашей группы.
Сегодня мы свами будем работать в группах.
Для начала выберите человека, который будет лидером группы. Учитель организует работу в группах.
1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
2 Актуализация опорных знаний. Выдвигают предположения. Слушают вопросы учителя. Ориентируются в системе собственных знаний по теме.
Ответы детей
( О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.)
Сегодня мы познакомимся с писателем В. Голявкина - Биографию писателя расскажет нам (подготовленный ученик показывает презентацию слайды 3-6)
- Продолжите предложение. Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…
Сейчас внимательно прослушайте стихотворение (рассказывает ученик).
Всё для всех
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3 Целеполагание. Определяют цель урока.
Познакомиться с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
Задачи:
Узнать почему произведение имеет такое название?
Прослушивают аудиозапись отрывка произведения.
Выяснить что произошло с героем произведения.
С помощью иллюстраций отобразить содержание рассказа, составив схему-маршрут главного героя.
Познакомиться с людьми разных профессий. Сегодня мы свами познакомимся с одним из его произведений с очень интересным названием «Никакой я горчицы не ел» (слайд 7, 8).
-Как вы думаете почему произведение так называется?
- О ком оно? (Кто являлся героями произведений Голявкина?)
- Или о чем оно?
- Какая горчица на вкус?
- Вам нравится горчица?
- какое выражение лица у человека, который наелся горчицы?
- Какое мы можем сделать предположение? (мальчику стало грустно).
-Я вам предлагаю не только выяснить, что произошло с главным героем произведения, но и отобразить это иллюстративной форме. Результатом нашей будет схема- маршрут, главного героя. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4 Планирование. Формулируют вопросы.
Планируют работу в группе, распределяют обязанности.
Определяют цель, объект своего исследования. Первая группа . Ваша задача озаглавить каждую смысловую часть рассказа, сделать вывод чему каждая встреча должна научить мальчика и провести словарную работу.
Втора группа. Ваша задача узнать, с людьми каких профессий встретится главный герой, выбрать подходящие иллюстрации. Заполнить карту действий.
Самостоятельно сформулировать цель вашего исследования, объект.
Третья группа .
Вы подбираете иллюстрации отражающие эмоции и чувства главного героя, которые он испытывает при встрече с разными людьми. Заполнить карту действий.
Самостоятельно сформулировать цель вашего исследования, объект. При обсуждении плана стараюсь, чтобы учащиеся планировали свои действия в соответствии с поставленной задачей. После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача
5 Реализация плана. Показывают готовность к работе в группах.
Читают произведение. Делят его на части, озаглавливают их. Проверяют правильность своих предположений.
Готовят сообщение о профессиях, по каждой теме выбирая подходящие суждения и иллюстрации. 1.Прогульщик.Хотел петь, радовался свободе.
2.Шофер. Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3.Изобретатели. Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4.Дворник. Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5. Строители. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6. Кондуктор. Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7. Экскаваторщик. Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
Организует работу по реализации плана действий при необходимости оказывает помощь (слайд 9-11).
По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют услышанное..
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. Фронтальная работа с классом.
Физминутка
6 Контроль и оценка. Первая группа располагает название каждой части рассказа. Вторая группа располагает иллюстрации в порядке составленного плана. Третья группа располагает иллюстрации смены настроения мальчика в ходе рассказа.
Обосновываю свой выбор, собственным житейским опытом и выдержками из текста произведения. Выслушивает каждую группу, при необходимости вносит коррективы. Оценивает работу учащихся. . Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7 Рефлексия. Анализируют собственную деятельность. Работают по рефлексивному алгоритму.
Озвучивают и аргументируют свою точку зрения.
Я вспомнил…
Я узнал…
Я повторил…
Организует фиксирование содержания урока:
Какова была тема?
Какую цель ставили?
Достигли ли её? Рефлексия (слайд 11-12). На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Учитель организует коллективную деятельность детей в подводящего диалога, побуждающего диалога и т. д.).. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
8 Домашнее задание. Выбирают и записывают домашнее задание:
Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.
Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.
Подобрать пословицы или крылатые выражения.
Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (слайд 13). Осуществляет проверку соответствующих записей.
Профориентационный компонент вводится в виде игры.
Приложение-I-я группа
ЦЕЛЬ:_________________________________________________________________________________________________________________
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Название части Вывод:
Чему встреча должна научить мальчика?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разоблачение
Патент
Сторож
Весенний день
Изобретатели
Прогульщик
Разговор
Стройка
Кондуктор
Трамвай
Строители
Метла
Дворник
Экскаваторщик
Шофёр
Ученик
Горчица
Поломка
Приложение - II-я группа
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Герой рассказа Отношение к мальчику тех людей,
с которыми встретился
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-4381508477258718552562860
-15240051435
-59690307340
101600-2801620
-35560015240
-91440-3175
469646074041000
-110490116205
99060187325
257810196215
-139700107950
Приложение - III-я группа
ЦЕЛЬ:_________________________________________________________________________________________________________________
Объект:________________________________________________________________________________________________________________
Герой рассказа Какие чувства испытывал главный герой?
Прогульщик _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шофер _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изобретатели _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дворник _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строители _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кондуктор _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экскаваторщик _____________________________________________________________________________________________________________________________________________
-219075113665
-196850154305
-203200201930
-342900240030
-24955597155
-361950215900
-361950159385
-347980240665
-55245-2625090
-27432093980