Конспект урока литературного чтения на тему Стихи В.Высоцкого и Б.Окуджавы


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Стихи В.Высоцкого, Б.Окуджавы.
УМК «Школа 2100»
Составила: Поплаухина Наталья Юрьевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
г. Чернушка
Цель: 1. Познакомить с творчеством В.Высоцкого, Б.Окуджавы;
2. Развивать навыки беглого выразительного чтения;
3. Воспитывать чувство патриотизма, долга, уважения к старщему поколению, к ветеранам войны и труда. Чувство гордости за защитников Родины.
Сценарий урока.
Назовите название раздела, который мы читаем. (День Победы).
Что вы знаете о празднике «День Победы?»
Какие события из семейной истории времён войны вам известны?
Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось? А для чего их снимали?
Почему во многих городах, сёлах на улицах и площадях стоят обелиски, памятники, горит Вечный огонь?
Какую песню вы чаще всего слышали в эти дни? ( «День Победы»)./Прослушивание песни. 2 слайд/
От имени кого звучат слова песни?
Сегодня на уроке мы будем читать стихи В.Высоцкого и Б.Окуджавы. / 3 слайд/.
Послушайте песню В.Высоцкого «О погибшем друге»./ 4 слайд/.
О чём эта песня?
Какие чувства испытывали при прослушивании?
Что вы знаете о В.Высоцком? (чтение статьи в учебнике)
В каком году родился Высоцкий, если в 1945 году ему было 7 лет?
Как получилось, что его песни полюбились многим?
Как называют человека, который сам пишет стихи, музыку и сам исполняет свои произведения?
Работа со стихотворением В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»/5слайд/
Прочитайте стихотворение про себя.
Что вы чувствовали, когда читали стихотворение?
О ком говорится в стихотворении?
От имени кого написано стихотворение?
«Заметил я»,… «Окликнул я» - «Я» - это кто? (Всоцкий выступает в роли лирического героя)
Какие чувства испытывает лирический герой?
Ещё раз прочитаем стихотворение, чтобы понять чувства лирического героя, чтобы при чтении эти чувства передать.
1 сторфа: Кто пытается найти ответ на вопрос, с которого начинается стихотворение?
Кто не вернулся из боя?
2 строфа: Теперь мы можем ответить на эти вопросы?
3 строфа: Что вы узнали о погибшем товарище?
4 строфа: Какие чувства переживает герой стихотворения?
5 строфа: Какая строчка повторяется несколько раз? С одинаковой ли интонацией её надо читать?
Почему автор её повторяет?
6 строфа: О чём это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения.
Обратите внимание на знаки препинания. Почему часто предложение заканчивается многоточием? С какой интонацией надо читать каждую строфу?
(Прослушивание песни в исполнении автора)
Рассказ учителя об авторе./6 слайд/
Прочитайте текст на слайде.
Прослушайте ещё одну песню В.Высоцкого «Братские могилы» / 6 слайд, видео/
Какие могилы называют братскими?
Какому стихотворению созвучна эта песня? (А.Ахматовой «Памяти друга»).
Расскажите его наизусть.
Что их объединяет?
Работа со стихотворением Б.Окуджавы «Король»
Сейчас прочитаем стихотворение ещё одного барда. / 7 слайд /
(Чтение авторского текста вслух)
Что вы узнали о Булате Окуджаве?
Как звучит тема войны в его песнях?
Очень пленительная, обаятельная манера исполнения автором своих песен. На первый взгляд, исполняет Окуджава песни просто, так поют многие. Но внимательно слушая, чувствуешь тонкую, содержательную, доверительную манеру исполнения. Эти песни быстро становятся близкими, мы не только их слушаем, но и живём с ними.
Прочитайте название стихотворения.
О ком это стихотворение?
Кто такой король? Какое отношение к войне он имеет? О чём это стихотворение, если оно включено в раздел «День Победы?»
Прочитайте стихотворение про себя.
Кто такой король?
Почему это слово в тексте написано по разному : то маленькой, то с большой буквы?
1 строфа: Почему ребята Лёньку назвали королём? За что его могли уважать?
2 строфа: Что поясняет автор читателям?
3 строфа: Что такое «мессершмиты?»
Как автор сказал о том, что Король ушёл на фронт в первые дни войны?
4 строфа: Как автор говорит о гибели Короля?
В какое время он о нём вспоминает?
5 строфа: Какими чувствами наполнены строчки последней строфы?
Как понимаете две последние строчки стихотворения?
Согласны ли вы, что в стихотворении есть чувство, ощущения «того мира», в котором жили люди?
Почему автор решил рассказать о Лёньке Королёве?
Какое настроение он передал читателям?
Выразительное чтение стихотворения.
(Прослушивание песни «Король» / 7 слайд/)
Что объединяет оба эти стихотворения?
А мы с вами должны помнить о своих героях – земляках?
Каких вы знаете героев – земляков? / слайды 8- 13 /
Помнить о павших в годы Великой Отечественной войны нас призывают не только поэты, но и композиторы. Есть такие произведения, в которых присутствует оттенок траура, печали, скорби. Вольфганг Амадей Моцарт написал «Реквием».
Кто знает, что означает это слово? / 14 слайд /
А поэт Роберт Рождественский написал поэму «Реквием». Сейчас мы послушаем оба эти произведения: отрывок из поэмы Р.Рождественского нам прочитают ученики нашего класса, но при этом будет звучать ещё и «Реквием» Моцарта.
Итог урока.
Что нового узнали о войне?
Какие произведения запомнились?
Домашнее задание: / 15 слайд /
Читать выразительно стихи.
Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир!»
Написать сочинение на тему : «Война в жизни моих родных».