Познавательно-развлекательное внеклассное мероприятие для 6-7 класса на тему Ягоды Онежского края(Региональный компонент)
Ягодный вояж.
Познавательное и развлекательное мероприятие для 5-6 классов.
Цель: создать благоприятную праздничную атмосферу, которая позволит каждому ребенку раскрыть свои творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности при изучении темы «Ягоды».
Задачи:
Способствовать расширению кругозора детей; повышать познавательный интерес школьников к изучению природы и истории своего края;
Воспитывать любовь к природе, труду; чувство товарищества; стремление к победе;
Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные умения работать в команде; развивать внимание, мышление и память; развивать умение выступать перед публикой.
Оборудование:
-карта на экране сказочной ягодной страны с проложенным на ней маршрутом;
- презентация с загадками;
- листы с домашним заданием для команд;
- 3 листа бумаги и 3 ручки для записывания ягодных блюд ;
- 3 иголки,3 игольницы, 3 ножниц , 3 катушки ниток, 3 тарелки с сушеными гроздьями ягод рябины;
- 3 больших ветки шиповника с засушенными на них ягодами, 6 пар рабочих рукавиц, 3 маленьких корзинки;
- 12 медицинских непрозрачных стаканчиков с разным ягодным вареньем, 3 чайных ложки, 3 повязки на глаза;
- медали для награждения.
Предварительная подготовка к празднику.
За 2 недели до мероприятия класс делиться на 3 команды «Клюква», «Черника», «Смородина». Каждой команде необходимо придумать творческое представление своей ягоды. Это может быть танец, сценка, песня и т.д. Тем не менее, каждое выступление должно содержать следующую информацию: откуда появилось название ягоды, где она растет, её лечебные свойства и интересные факты о ягоде. К творческому процессу необходимо подключить родителей, которые возьмут на себя роль организаторов команд и помогут детям с репетициями. С родителями также заранее договориться, кто из них какое варенье принесет на праздник, а также выбрать среди них помощников, членов жюри и фотографа. Кроме этого среди учащихся класса выбрать 4 человек, для подготовки сообщений. (Эти ребята не участвуют в представлении ягод от команды).
Вопросы для подготовки сообщений учащимися.
Брусника.
Почему бруснику раньше называли боровика?
Почему её собирают только в экологически чистых местах?
Как выглядит брусника?
Откуда появилось название «брусника»?
Какие блюда делали из брусники раньше?
Рябина.
Почему рябину садят по склонам гор и по краям оврагов?
Откуда появилось название «рябина»?
Как в старину использовали рябину в медицинских целях?
Для чего девушки делали рябиновые бусы и вешали их возле своей кровати?
Шиповник.
Сколько видов шиповника существует в природе? В чем их главное отличие?
Почему в старину на Руси шиповник считался незаменимым лекарством?
Какие полезные вещества он содержит? Как шиповник используют в медицине в настоящее время?
Как определить в каких ягодах шиповника содержится больше витаминов?
Морошка.
Где растет морошка?
На монетах какой страны мы можем увидеть изображение морошки?
Почему морошку считают капризной ягодой?
Как её используют в медицинских целях?
Ход мероприяия:
Здравствуйте, ребята! А вы знаете, для чего мы здесь собрались? Какое время года сейчас?(Осень) А теперь посмотрите на название команд за каждым столом, с чем они связаны? (С ягодами) Посмотрите на экран, что перед вами? (Карта) А какие населенные пункты вы видите на карте? (Малиновка, Брусникино) Как вы думаете, что нам предстоит?(Путешествие по Ягодной стране) Да, всё верно.
На дворе осень - пора сбора урожая: овощей, ягод, грибов. Я думаю, вы все помогаете родителям в заготовке продуктов на зиму и ягоды тоже собираете. Поэтому мы совершим путешествие по ягодной стране или ягодный вояж. Карта нашего маршрута перед вами. (Слайд №1) У нас три команды«Клюква», «Черника», «Смородина», как вы думаете, что предстоит нам во время путешествия,? (Команды будут соревноваться в процессе путешествия между собой на разных станциях). Верно. Та из них, которая наберет наибольшее количество очков, будет считаться победительницей. Оценивать их будет наше родительское жюри. Разрешите представить наших членов жюри Итак, начнем путешествие!
Станция Малиновка. Загадки.
Итак, первая станция – это разминка для команд. Здесь 15 загадок. Значит, сколько загадок должна угадать каждая команда? (5) Если за каждую загадку дают балл, то какое максимальное количество баллов можно получить команде?(5)
В сенокос- горька,
А в мороз сладка
Что за ягодка? (Калина) (Слайд №2 )
Низок да колюч.
Сладок да пахуч.
Ягоды сорвешь,
Всю руку обдерешь! (Крыжовник) (Слайд №3 )
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица! (Земляника) (Слайд №4 )
Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти,
Дети, птицы и медведи. (Малина) (Слайд №5 )
Долгоножка хвалиться,
Я ли не красавиться?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня) (Слайд № 6)
Что за дивная картина
Предо мной чудесный куст
Листьев нет, но весь усыпан
Россыпыпями желтых бус! (Облепиха) (Слайд №7 )
7)Листики - с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника) (Слайд № 8)
8)Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник) (Слайд № 9)
9) Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала,
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна! (Черемуха) (Слайд №10 )
10) Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют. (Рябина) (Слайд №11 )
11) Кисть ягоды прекрасная
Желтая иль красная
Я достать её боюсь,
О шипы уколюсь,
Но уважаю с детства
Сердечное средство (Боярышник) (Слайд №12 )
12) В лес уходили-
Здоровыми были
А вернулись обратно
В синяках да в пятнах.
Не дрались, не падали,
Собирали ягоды. (Черника) (Слайд №13 )
13) На болоте грустная,
Красная, невкусная,
Пожелтеет, подрастет,
Станет сладкая, как мед! (Морошка) (Слайд № )
14) Ягоду едва обнимешь,
Если слаб, то не поднимешь,
На куски её порежь,
Мякоть красную поешь! (Арбуз) (Слайд №14 )
15) Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, словно ёж –
Вот и назван (Ежевика) (Слайд №15 )
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила каждая команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри.
Станция Брусникино. (Слайд №1и далее при обращении к карте )
(Сообщение подготовленного ученика) Эта ягода растет в хвойных и смешанных лесах, но предпочитает сосновые и еловые леса, называемые бор. Поэтому получила народное название «боровика». Эта ягода как никакое другое растение впитывает и накапливает радиоактивные вещества. Поэтому её собирают только в экологически чистой местности, вдали от автотрасс и могильников. Листья у брусники кожистые, вытянутые, блестящие темно зеленого цвета. Ягоды круглые, ярко красного цвета. Русское название «брусника» берет начало от слова «брусвяный», что значит «красный». На Руси бруснику любили издавна: в огромных количествах замачивали в бочках, сушили, варили варенье, мариновали.
Учитель: Вот сколько разных блюд можно сделать из одной только брусники. Что уж говорить о других ягодах? Сейчас мы поучаствуем в конкурсе «Лучшие знатоки ягодных блюд». Я выдам каждой команде листок бумаги и ручку. Как вы думаете, в чем заключается ваша задача? (Написать как можно больше блюд, изготовленных из разных ягод.) Время ограничено -3 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила ваша команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри.
Болотный Клюк. Презентация 1-ой команды.
Рябинополь.
(Сообщение подготовленного ученика) Рябина относится к кустарникам. Она имеет мощную корневую систему, поэтому растет там, где другие кустарники не растут: где осыпаются почвы. По этой причине рябину высаживают на склонах гор, по краям оврагов. Свое название рябина получила от слова «рябь», что значит пища для рябчиков. В старину отваром ягод лечили угоревших, т.к. рябина устраняет все последствия отравления угарным газом. С помощью кашицы из ягод рябины выводили бородавки. Девушки изготавливали бусы из рябины и вешали возле кровати. Считалось, что если бусы вдруг порвались и рассыпались, значит, девушка скоро выйдет замуж. Причем, в какую сторону ягод насыпалось больше, оттуда и жених будет.
Учитель: Интересная примета, правда? И наш следующий конкурс, непосредственно связан с этой приметой. Посмотрите, на некотором расстоянии от команд находятся столы, на которых есть иголка, нитка, ножницы и гроздья рябины. В чем заключается задача конкурса?(Сделать бусы из рябины) По моей команде один человек подбегает к столу, заправляет нитку в иголку и нанизывает сразу три ягоды, затем возвращается в команду. Следующий также нанизывает три ягоды и возвращается обратно и т. д. Последний человек связывает концы нити и обрезает нить, чтобы получились бусы. Тому, кто быстрее и качественнее справиться с работой, начисляется 5 баллов. Как вы думаете, на что ещё будет обращать внимание жюри? (Красота и аккуратность выполненной работы, соблюдение правил безопасности при работе с иголкой и ножницами) Какие правила мы должны соблюдать, чтобы не пораниться ? (втыкать иголку в игольницу после работы, не оставлять ножницы в раскрытом виде)
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила ваша команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри.
Шиповицы.
(Сообщение подготовленного ученика) В мире существует 300 видов шиповника. Среди них есть кустарники с белыми, желтыми, алыми и розовыми цветами. В старину на Руси плоды шиповника почитались как незаменимое лекарство. Отвар плодов использовали как ранозаживляющее, дезинфицирующее, общеукрепляющее, противовоспалительное и противоцинговое средство. Отваром обмывали раны дабы избежать гангрены. В настоящее время также хорошо известно о полезных свойствах шиповника. Эти ягоды содержат большое количество витамина С, каротин, аскорбиновую кислоту, пектин и др. полезные вещества. Масло шиповника используют при неглубоких трещинах, ссадинах, трофических язвах. Люди до сих пор собирают шиповник в лечебных целях. Считается, что если чашелистики прижаты к плоду, то в таких ягодах меньше витаминов, а если чашелистики не прижаты, то витаминов много.
Учитель: Да, полезная ягода шиповник. А вы когда-нибудь собирали шиповник? С какими трудностями вы столкнулись во время сбора ягод?(Ветки шиповника колючие и его тяжело собирать) Если шипы вонзятся в тело, то могут прорасти в так называемые «шипицы» и принести много неудобства человеку. Как нам избежать этой неприятности?, (шиповник собирают в грубых рабочих рукавицах). .Посмотрите, перед вами грубые рабочие рукавицы и корзинка, а на некотором расстоянии от ваших команд вы видите моих помощников с веточкой шиповника в руках, Это «кусты» шиповника. Как вы думаете, в чем заключается ваша задача?( собрать шиповник) По моей команде один человек одевает рабочие рукавицы и бежит к своему «кусту», аккуратно отрывает одну ягоду, возвращается и кладет её в корзинку, затем передает рукавицы следующему игроку в команде, и т.д., пока последний игрок не принесет ягоду. Чья команда справится быстрее, получает 5 баллов.
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила ваша команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри.
Санкт-Черников. Презентация 2- ой команды.
Морошкины Топи. Интеллектуальные вопросы.
(Сообщение подготовленного ученика) Морошка растет в северных широтах, особенно много её в тундре. По этой причине морошка изображена на финских монетах номиналом в два евро. Морошку считают капризной ягодой, потому что она не любит дождь и ветер, не переносит заморозки. Вероятно, поэтому не каждый год она радует нас хорошим урожаем. Но о полезных свойствах морошки известно давно. Моряки использовали эти ягоды в борьбе с цингой и для профилактики авитаминоза. А листья использовали как перевязочное и кровоостанавливающее средство. Известно, что морошка имеет вещества необходимые для вынашивания ребенка, поэтому её рекомендуют беременным женщинам.
Учитель: Что ж морошка и правда полезна. Но недаром существует поговорка «Морошка любит ножки», т.к. растет она в труднодоступных местах, где легко увязнуть в болоте. Вот и мы сейчас попробуем не увязнуть в интеллектуальных вопросах о ягодах. Как вы думаете, в чем заключается ваша задача?(дать верный ответ на вопрос) Верно,я буду задавать вопрос для команды, ваша задача - посовещаться и дать верный ответ. После этого я перехожу к следующей команде с другим вопросом и т.д. За каждый правильный ответ - 2 балла. Чья команда сумеет собрать больше баллов в этом конкурсе?
Вопросы:
1 )Какая ягода входит в меню космонавтов? (черника, она входит в меню всех летчиков, т.к. помогает лучше видеть в сумерках и снимает напряжение с глаз )
2)Эту ягоду в Древней Руси считали «царской ягодой», сейчас её называют «северный апельсин», «арктическая малина» или «болотный янтарь». О какой ягоде идет речь? (морошка)
3) Какая ягода является символом патриотизма на Украине? Ее можно увидеть на военной форме украинцев. (Калина)
4) Листья этого ягодного растения остаются зелеными под снегом до весны, поэтому растение считают вечнозеленым. Что это за ягода? (брусника)
5)Этот ягодный кустарник является сильным антисептиком, поэтому в старину его листьями оборачивали свежую рыбу, чтобы она дольше не портилась! Что это за ягода? (рябина)
6) Название этой ягоды в переводе с греческого расшифровывается как «кислый шарик». О какой ягоде идет речь? (клюква)
7)Эту ягоду в старину почитали как чудодейственное лекарство. Она считалась настолько ценной, что на неё обменивали атлас, бархат, соболиные меха. (шиповник)
8) Эта ягода растет в низинах и по берегам рек, а свое название эта ягода получила из-за особо сильного аромата? (смородина от слова «смрад», что значит «аромат» )
9 )Эта ягода содержит в себе природный антибиотик. (малина, смородина)
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила ваша команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри
Смородинобург. Презентация 3-ей команды.
Клубничноджемовск
Учитель: Вот мы и добрались с вами до последней станции нашего путешествия - до Клубничноджемовска. А название-то какое вкусное. Наверное, нет на свете ни одного человека, кто не любил бы клубнику и ароматное клубничное варенье! Может вы уже догадались, в чем мы здесь будем соревноваться?(Будем есть варенье) Сейчас каждая команда выберет лучшего гурмана среди них для следующего конкурса. Ему нужно будет с завязанными глазами определить по вкусу , каким вареньем его угощают мои помощники! За каждый правильный ответ 1 балл. На столе 12 емкостей с вареньем, значит сколько баллов можно заработать? (4)
1 команда: малина, морошка, ирга, клюква.
2 команда: клубника, брусника, смородина, рябина.
3 команда: вишня, крыжовник, черника, черемуха.
Итак, по вашему мнению, сколько баллов получила ваша команда? Проверим, согласно ли с вашим мнением жюри
Итоги.
Учитель: Ну что ж на этом наше путешествие закончилось. Давайте сейчас в ладоши похлопают те, кому понравился наш праздник. Молодцы! Ребята, но это ещё не всё. В столовой вас ждут чай, блины и ароматное варенье, какое только пожелаете. Но сначала послушаем наше уважаемое жюри и выясним, какая команда одержала победу(награждение)
Чаепитие с блинами и вареньем.
15