Проект ландшафтного экологического дизайна пришкольной зеленой зоны Экология России в красоте ее природы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №42 Ижевск
ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПРИШКОЛЬНОЙ ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ
«ЭКОЛОГИЯ РОССИИ В КРАСОТЕ ЕЁ ПРИРОДЫ»
Автор проекта:
ученик 6 класса «Г»,
МБОУ СОШ №42
Гусев Андрей
Руководитель:
Ложкин И.А.
учитель технологии
МБОУ СОШ №42
2016 – 2017гг.
Содержание
Пояснительная записка
Общие цели и задачи
Выбор и обоснование темы проекта
Сбор информации
Краткая формулировка задачи
Создание эскизов художественных композиций
Выбор малых архитектурных форм декоративного оформления
Составление перечней материалов
Экологическое обоснование проекта
Анализ выполненной работы
Использованная литература
Приложение
Пояснительная записка
«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»
А. П. Чехов
Сегодня есть все возможности, чтобы превратить пространство вокруг здания в красивое место для отдыха и созерцания природы. Самостоятельно создать на участке неповторимую атмосферу, ощущение гармонии с каждым элементом ландшафта под силу далеко не каждому. В большинстве случаев проект ландшафтного дизайна - это результат кропотливой работы по планированию участка, в процессе которой продумываются открывающиеся перспективы, расположение цветников, зоны отдыха, формы скульптур и многое другое.
Очень важно решить вопрос стилевого единства архитектуры здания и концепции всего участка. Стилистика фасада, конечно же, зависит от вкуса и возможностей. Но при этом важно помнить, что здание, как правило, не стоит само по себе, оно существует в окружении других строений и определенного природного ландшафта.
Маленький садик может выглядеть стильно в любое время года, если его оформление хорошо продумано. Для этого важно, чтобы формирование участка начиналось с проекта ландшафтного дизайна территории, концепции стиля оформления, создание эскизов, которые являются исходной точкой в сложном и продолжительном процессе благоустройства и озеленения территории.
После того как выбран понравившийся вариант дизайна, начинается детализация проекта. В результате этой работы на бумаге создается сад, продуманный до мелочей. В нем нет ни одной лишней детали - все предельно гармонично, удобно, красиво, пропорционально, технически грамотно. Мы получаем целостное представление о том, как будет выглядеть благоустроенная территория, а также оценку объема финансовых затрат. Хорошо сделанный проект позволит избежать многих ошибок и, главное, лишних расходов. Планировать нужно сразу все и весь участок, независимо от того, как будет проводиться озеленение: в один или несколько этапов.
Общие цели и задачи
Цель:
Приобщение учащихся к проектной деятельности на основе комплексного культурно-экологического подхода, объединяющего изучение возможностей методов и средств дизайн-проектирования окружающей среды, регионального своеобразия современной культуры и проектной практики.
Задачи:
Пропаганда среди учащихся бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.
Формирование экологической и проектной культуры, активной жизненной позиции.
Развитие деятельности по благоустройству территории школы.
Выбор и обоснование темы проекта
Двор нашей школы – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Хочется видеть около нашей школы не только элементы оформления территории, но и единую художественную композицию. Это занятие позволяет нам включиться в интересную и содержательную практическую деятельность на уроках технологии и на занятиях кружка «Моделирование и конструирование».
В 2014 году в нашу школу пришел работать учителем технологии Игорь Александрович Ложкин. На каждом уроке мы открываем для себя что-то новое, он старается передать нам свое умение креативно мыслить и работать, учит находить новые идеи, создавать изделия из различных материалов. В феврале 2015 года, Игорь Александрович предложил нам изготовить пару лебедей из цемента в виде декоративных вазонов, мы проходили тему «Ремонтные работы в доме», где рассматривался вопрос о способах размешивания цементного раствора. Нам эта идея очень понравилась, и наверно с этого момента можно считать началась работа над дизайном благоустройства нашего школьного двора. Сейчас к нашей работе подключаются не только учащиеся нашей школы, а также родители и жители соседних домов.
Как было на пришкольном участке до 2014 года.
Сбор информации
Для решения задачи оформления пришкольной территории и воплощения её в жизнь мало уметь выполнять разную физическую работу, необходимо быть большим любителем природы и страстным цветоводом. В сферу практической деятельности озеленителя или по современной терминологии – ландшафтного дизайнера входят следующие работы:
● проектирование озеленения конкретной территории,
● подготовка территории к процессу озеленения,
● устройство дорожек,
● посадка деревьев и кустарников,
● устройство газонов и уход за ними,
● создание малых архитектурных форм,
● разбивка цветников и уход за ними.
Подробнее познакомимся с основными элементами оформления участка. Непосредственная работа начинается с уборки и планировки территории, с изготовления сети дорожек и газонов. И только на заключительном этапе создается цветочно-декоративная композиция.
Дорожки имеют функциональное значение. Благодаря им удается разделить участок на зоны и одновременно связать эти зоны в композиционный ансамбль. Сеть дорожек, их форма определяет стиль территории. В зависимости от назначения дорожки могут быть грунтовыми, щебеночными, асфальтобетонными и сборными из бетонных плиток. Все типы дорожек должны отвечать определенным требованиям:
Газон – это искусственный дерновый покров, созданный путем выращивания многолетних злаковых трав разного вида. В зависимости от назначения газоны разделяют на партерные, обыкновенные, луговые, мавританские, спортивные.
Партерный газон располагается перед входом в здание, может иметь разную форму, создает атмосферу торжественности. Этот газон всегда коротко подстрижен, на нем размещают клумбы, устанавливают фонари, вазы, фонтаны и скульптуры, которые называются малыми архитектурными формами декоративного оформления.
Луговые газоны представляют собой улучшенные травостои естественного происхождения и занимают большие площади.(клевер, люцерна)
Мавританские газоны – это цветущие участки небольшой площади. Обычно устраиваются на заднем плане участка обыкновенного газона в тени деревьев (эшшольция, годеция, васильки, ромашки, колокольчики).
Спортивный газон должен иметь дернину повышенной прочности. Трава на нем подвергается частому скашиванию.
Обыкновенный газон - это долговечный и декоративный покров. Для его оформления использует 3-5 видов трав. По нему можно ходить, трава устойчива к вытаптыванию.
Считаем, что этот вид газона очень подойдет для пришкольного участка. Потому что он считается самым практичным и распространенным. На территории школы гуляют дети, через школьный двор проходят прохожие и нам необходимо, чтобы наш газон всегда был ухожен и свеж, а так как обыкновенный газон отвечает всем этим требованиям, легко подвергается скашиванию мы выбираем этот вид декоративного зеленого покрова.
Краткая формулировка задачи
● Разработка эскизов для оформления ландшафтного дизайна пришкольного участка.
● Подготовка необходимого материала для создания декоративно-художественных цветочных композиций.
Анализ задачи
Эскиз ландшафта
Критерии, которым должна соответствовать работа над дизайном.
1.Красота,
2.Единство стиля,
3.Экологичность.
Создание эскизов художественных композиций
Наша задача состоит в том, чтобы территория нашего земельного участка должна быть оформлена по последним модным тенденциям ландшафтного дизайна. Это должна быть завершенная композиция, состоящая из растений, кустарников, трав, которые не вызывают у людей аллергических реакций. Оформление пришкольного участка «зеленое строительство» – это целая наука, представляющая собой область деятельности, требующая от человека разнообразных знаний и умений.
Создав на уроке технологии творческую группу, мы предварительно изучили необходимую литературу о ландшафтном строительстве и дизайне. Проанализировали все участки, прилегающие к школе, их размер, характер расположения, соседство с другими растениями или постройками. Внимательно ознакомились с образцами оформления ландшафта это – фото дачных участков, ландшафтных уголков родного города, фотоэтюды оформления города к праздникам и др.
Работая над эскизом мы предложили несколько вариантов арт-объектов (скульптур), декоративных вазонов которые могут украсить наш двор. Это фигурки животных, сказочных персонажей, забавные фигурки людей. Мы думаем, что без использования этих скульптурных форм наш двор будет обычным, а они сделают его неповторимым. Работая над эскизами, мы учитывали единство стиля в оформлении двора. Пусть это будет маленький мир животных и птиц с его добрыми и всеми любимыми героями. Они будут жить около зеленых композиций из цветов, оберегать яркие клумбы, приносить нам радость и настроение своим присутствием. Прудик, который мы предполагаем у нас все-таки будет наполненный водой, будет отражать солнечные лучи и они будут играть в листиках деревьев, а пока мы используем различные конструкционные материалы для завершения композиции лебединого озера.
2015 год
2016 год
Выбор малых архитектурных форм декоративного оформления
К малым архитектурным формам относят сооружения, которые служат для удобства и для художественного оформления участка.
Лестницы и пандусы служат для движения наклонной территории, переходящие с одного уровня рельефа в другой.
Подпорная стенка предназначена для укрепления крутых склонов с целью закрепления грунта. При небольшой высоте перепада рельефа подпорная стенка может иметь высоту не более 50-70 см. Если склон длинный, тогда можно соорудить стенку , напоминающую ступени. Получается каскад. Растения можно высаживать между камнями и около нее.
Трельяжи представляют собой опору, выполненную в виде решетки, по которой поднимаются вьющиеся растения. Трельяж служит для ограждения площадок, хозяйственных участков.
Пергола – это перекрытие арочного или галерейного типа над дорожкой или площадкой. Имеют объемную пространственную конструкцию.
Беседки – легкие парковые сооружения, которые могут быть использованы для проведения школьных занятий, кружков.
Цветочные вазы и модули используются для посадки обильно цветущих и ярких по окрасу цветочных культур. Они могут иметь различную форму и размеры. Для их изготовления используется бетон, пластмасса, дерево, керамика и другие материалы.
Художественная композиция и правила её создания.
Создание цветников является заключительным этапом зеленого строительства. Цветы высаживаются на благоустроенной территории, когда уже проложены дорожки, посажены деревья, кустарники, посеян газон. Цветники располагают на парадных, самых видных местах, вдоль дорожек, в местах отдыха. Назначение цветников – украшать определенный участок земли, радовать глаз человека. При создании цветников необходимо учитывать следующие правила.
●Размеры цветников должны быть пропорциональны размерам озеленяемой территории.
●Цветочные композиции создаются с учетом габитуса растения и времени его цветения. Габитус – это внешний декоративный вид растения, включающий форму и размеры растения, окраску листьев и цветов.
●В композицию цветников включают цветочные культуры, обеспечивающие непрерывное цветение в течении всего теплого времени года. Этого можно достичь подбором видов и сортов, цветущих длительное время или сменяющих друг друга на протяжении всего периода.
●Высокие растения высаживают на задний план или в центр композиции. Низкие – ближе к передней части так , чтобы все элементы цветочной композиции хорошо посматривались.
●Для цветочной композиции выбирают культуры с учетом их требований к условиям выращивания.
Для цветочно-декоративного оформления школьного участка наиболее подходят растения раннелетнего цветения например луковичные: нарциссы, тюльпаны, крокусы, двулетники: незабудки; многолетники: примулы, пионы, ирисы, аквилегии, а также растения, цветущие начиная с ранней осени: хризантемы, многолетние астры.
В летний период цветут однолетники – бархатцы, петуния, космея, эшшольция, ловатера. Многолетники – гвоздики, ромашки, колокольчики, рудбекии, флоксы, розы. Ближе к осени радуют глаз георгины, астры, хризантемы, мальва.
При создании цветочной композиции мы постарались учитывать окрас и форму не только цветов и листьев, учитывая, что многолетние цветы не отличаются яркостью, имеют невзрачный вид, но в цветочной композиции смотрятся оригинально. Кроме того группы растений хорошо воспринимаются на расстоянии.
Существенное значение имеет аромат цветов, который обусловлен выделением летучих веществ. Аромат благотворно влияет на эмоции и настроение человека, поэтому душистые растения следует выращивать вдоль дорожек, расположенных дальше от входа в школу.
При создании зарисовок – эскизов творческая группа также не забыла о значении цвета в цветочных композициях. Это три основных колера: красный, желтый, синий. Подбор цвета должен учитываться с учетом законов цветовой композиции.
Составление перечней материалов.
Для оформления и устройства пришкольного участка очень широко можно использовать следующие материалы;
Для изготовления декоративных вазонов «Лебеди», речной песок, цемент, акриловая краска, различный бросовый металл для арматуры.
Для изготовления различных арт-объектов малых архитектурных форм (скульптур) мы использовали старые оконные блоки и рамы, приготовленные для утилизации потолочные осветительные приборы. Все это могло попасть на свалки нашей Республики, тем самым нанести вред экологии. Мы решили дать всему этому хламу вторую жизнь. Как это у нас получилось – судить вам, а нам понравилось.
Экологическое обоснование проекта
Обязательная составная часть ландшафтного дизайна должна отвечать всем санитарным и экологическим требованиям. Использовать необходимо только экологически чистый материал, цветы не должны вызывать аллергических реакций у обучающихся.
Камень, дерево, металл, чистые экологически материалы, поэтому их необходимо использовать в композициях как можно шире.
Анализ выполненной работы
Работа над созданием зарисовок осуществлялась нами как на уроке, так и на занятии кружка. Работы получились интересными. Каждый участок пришкольного участка мы сфотографировали и делали зарисовки уже с учетом тех участков, на которых находились клумбы, исправляли наброски , советовались с учителем. Работали используя графические средства рисования (карандаши, гелевые авторучки, цветные карандаши, акварель) поэтому работы получились разнообразными, индивидуальными, творческими. Мы провели анализ своего творчества, выставку зарисовок и отобрали самые лучшие, перспективные работы.
Надеюсь, что наши зарисовки помогут нашему пришкольному участку стать и быть лучшим.
На городской экологический конкурс творческих работ «Экодизайн» в рамках программы «Эко город – наш город!» и Года экологии в России мы представляем:
1 Номинация «Экосреда» - ПРОЕКТ ЛАНДШАФТНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПРИШКОЛЬНОЙ ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ «ЭКОЛОГИЯ РОССИИ В КРАСОТЕ ЕЁ ПРИРОДЫ»
2 Номинация «Экообъект» - ДЕКОРАТИВНЫЕ ВАЗОНЫ «ЛЕБЕДИ»
3 Номинация «Экообъект» - АРТ-ОБЪЕКТ-ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА «ЖЕРЕБЁНОК»
Использованная литература
● Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка, 1998г
● Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя,1995г.
● Справочник цветовода цветочно-декоративные растения
открытого грунта А.Т Федорука, 1995г.
● Школа и производство, научно методический журнал.
Приложения
ФОТОМАТЕРИАЛ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА 2016 ГОД