Из опыта работы Применение опорных конспектов как условие освоения учащимися УУД

Применение опорных конспектов
как условие освоения учащимися универсальных учебных действий

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Но школа пока продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и переучиваться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для человека важно не наличие у него запаса всего усвоенного, а умение использовать то, что есть, то есть деятельностные качества.
Способности человека включаться в деятельность измеряются совокупностью компетентностей, среди которых в школе, пожалуй, наиболее важными можно считать коммуникативную, информационную, социальную и др. Другими словами, школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). К сожалению, большинство выпускников наших школ показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, добыванию информации, низкий уровень умения находить выход из проблемных или нестандартных ситуаций.
Вот почему перед современной школой стоит актуальная проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и овладения компетентностями. Большие возможности в решении данной проблемы предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся; это саморазвитие и самосовершенствование через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Не случайно одной из особенностей УУД является их универсальность, в результате которой они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность развития и саморазвития личности, преемственность всех ступеней образования, организуют и регулируют любую деятельность учащегося.
Теоретическим и методологическим обоснованием универсальных учебных действий служит научная школа Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Психолого-педагогической основой УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования. Качество усвоения знаний определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
В свете всего вышеизложенного я задумалась над тем, что конкретно могу сделать для того, чтобы ученики достигли соответствующего современным требованиям уровня УУД. Что ждут от выпускника школы, в течение 11 лет изучавшего русский язык? В первую очередь – грамотной устной и письменной речи, владения орфографическими и пунктуационными знаниями, соблюдения норм литературного языка. Но ещё важнее, чтобы выпускник школы умел самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы достижения, контролировать и оценивать деятельность и её результаты, быть толерантным, мобильным, владел компетентностями в любой предметной области познания.
В течение многих лет обучая школьников русскому языку на основе применения крупноблочной технологии, я была уверена, что даю им глубокие и прочные знания по предмету. Это подтверждали и результаты срезовых работ, проведённых в параллельных классах, изначально одинаковых по успеваемости: 7 «Б» (где используется крупноблочная технология, начиная с 5-го класса) и 7 «А» (преподавание ведётся по традиционной технологии), что наглядно показывает таблица качества знаний (см. Приложение 1).
Но в 2008 году девятиклассникам пришлось сдавать итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме (ГИА), и результаты моих выпускников меня не порадовали. Нет, они были неплохие: ни одной двойки, троек всего две, остальные сдали экзамен на «4» и «5». Но подобные же результаты оказались и в двух параллельных классах, годовые оценки в которых были гораздо ниже, чем в моём классе. Проведя среди учеников опрос, я поняла, что при всех своих прочных знаниях мои девятиклассники в условиях новой формы экзамена растерялись, им не хватило мобильности в мышлении, умения находить решение при нестандартной формулировке задания. А через 2 года - ЕГЭ, и его надо сдать успешно.
Тогда я и начала активно работать над темой «Применение крупноблочной технологии как условие освоения учащимися универсальных учебных действий».
Объект исследования – процесс освоения учащимися УУД при подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Предмет исследования – весь имеющийся в арсенале педагога инструментарий: образовательные технологии, компетентностно-ориентированный и личностно-ориентированный подходы к обучению, разнообразные методы и приёмы работы.
Цель работы – подготовка учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена через освоение УУД.
Задачи: изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по освоению УУД; разработать собственную систему работы по подготовке к ЕГЭ; подобрать диагностические материалы, инструментарий для работы над проблемой; апробировать разработанную систему; проанализировать результативность работы.
Гипотеза. Процесс подготовки к успешной сдаче ЕГЭ сложен, т.к. охватывает все разделы науки о языке, решается чаще всего традиционно, с ограничениями во времени. Разработанная мною система работы позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ путём развития УУД в системе работы по крупноблочной технологии.


Описание опыта работы.
Бесспорно, основная подготовка к успешной сдаче единого государственного экзамена ведётся на уроке, начиная с 5-го класса. Не случайно и свои уроки я строю на основе крупноблочной технологии.
Эта система, разработанная В.Ф.Шаталовым, включает сотни педагогических приёмов, многие из которых действовали вопреки устоявшейся практике. Но результаты, достигнутые донецким учителем, подтолкнули педагогов к совершенствованию технологии обучения. Изучив теоретические основы В.Ф.Шаталова, за помощью в их практической реализации я обратилась к Заслуженному учителю РФ А.Н.Мальцеву, который, работая в нашей школе, использовал данную технологию на своих уроках физики. Благодаря Александру Николаевичу, я в достаточной степени овладела крупноблочной технологией, которая позволяет моим ученикам достигать высоких результатов как в теоретической, так и в практической области знаний по русскому языку. В данной же работе остановлюсь на том, как эта технология помогает мне в первую очередь разрешить поставленную проблему, т.е. подготовить учеников к успешной сдаче ЕГЭ, сформировав у них универсальные учебные действия. Оказалось, что крупноблочная технология предоставляет огромные возможности для освоения старшеклассниками УУД, т.к. данная технология уже изначально несёт в себе метапредметный характер.
Для проверки результативности работы мною проводились наблюдения в двух параллельных классах, которые в начале 10-ого класса находились практически на одном уровне (оба класса по результатам ГИА в 9 классе набрали среднюю оценку 3,8), но преподавание в «Б» классе велось на основе крупноблочной технологии, а в «А» - традиционно.
Крупноблочная технология открыла большие возможности для развития познавательных универсальных учебных действий, которые включают общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы. Все эти действия помогает осваивать работа с опорными конспектами (ОК).
. Опорный конспект в зависимости от целей и задач урока либо даётся ученикам в готовом виде (написан на доске, вывешивается на большом картонном листе, оформлен на слайде и демонстрируется с помощью мультимедийной установки), либо составляется в ходе урока учащимися совместно с учителем, либо самостоятельно в классе или дома учениками. В любом случае материал конспекта связывается с изложением этой же темы в учебнике, при работе с ним выделяется главное. Основная задача учителя при этом – добиться, чтобы каждый ученик осмыслил содержание конспекта, запомнил его, чтобы не осталось ничего неясного.
Работа с ОК позволяет развить следующие познавательные учебные действия:
Самостоятельное выделение и формулирование цели;
Поиск необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение устного и письменного высказывания;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут умения: владеть общим приёмом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаки, символы и схемы для решения поставленных задач, уметь выделять главную информацию, устанавливать аналогии, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения.
Формировать названные УУД помогают подобранные для этого приёмы: приём толстых и тонких вопросов, «карусель», мозговой штурм, перекрёстная дискуссия, сравнение вариантов составленных ОК, «Закончи предложение», различные игры. Учитель имеет возможность применять многообразие приёмов и методов как раз благодаря крупноблочной технологии.
Крупноблочная технология позволяет осуществлять и здоровьесберегающие подходы к обучению, т.к. обеспечивает успешность работы каждого ученика в результате усвоения знаний на основе многократного вариативного повторения, увеличения времени на тренировочные упражнения, раскрытия и реализации возможностей каждого ребёнка, создание благоприятного морально-психологического климата обучения. Кроме того, крупноблочная технология способствует развитию познавательного интереса, т.к. позволяет использовать занимательный и исторический материал, возможности информационных технологий, разнообразные формы и методы учебных занятий, усиливает практическую направленность обучения.
Взяв за основу систему работы А.Н.Мальцева (блочное изложение материала, формы контроля, обобщения и систематизации знаний), я кое-что в ней изменила, исходя из особенностей преподавания русского языка. Например, мои ОК по русскому языку объединяют обычно материал сразу по нескольким темам. Кроме того, если тема изучается на основе нескольких опорных конспектов, то предпочтительнее сдавать зачёт не по каждому из ОК, а в конце изучения большой темы – по всему блоку ОК, что освобождает ещё больше времени на практическое закрепление изучаемых тем, т.е. позволяет применять знания, умения, учебные действия на практике.
Поясню подробнее, как ОК объединяет материал нескольких тем и какая от этого польза. Так, в программе 7 класса даётся 10 часов на изучение правописания наречий: 2 ч. – на слитное и раздельное написание НЕ с наречиями, 2 ч. – правописание букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий, 1 ч. – одна и две буквы Н в наречиях на –О (-Е), 1 ч. – буквы О и Е на конце наречий после шипящих, 1 ч. – буквы О и А на конце наречий, 2 ч. – дефис в наречиях, 1 ч. – мягкий знак на конце наречий после шипящих. Иногда получается так, что, пока ученики дойдут до изучения последней орфограммы, они забывают изученные ранее. В этом случае не помогают те минуты, что учитель выделяет на повторение: ведь на каждом уроке русского языка помимо повторения недавно изученного надо повторять и что-то из изученного в предыдущие годы, а ещё выполнять грамматические задания. Крупноблочная технология позволяет избегать подобного затруднения. В нашем ОК по правописанию наречий точно, просто, в форме понятных всем кратких записей собраны все 7 орфограмм. Мы знакомимся сразу со всеми на первом же уроке, посвящённом правописанию наречий, а оставшиеся 9 часов закрепляем их практически (см. ОК, приложение 2).
Естественно, такое распределение часов содействует повышению уровня знаний, что подтверждают и результаты тестов, регулярно проводившихся в наблюдаемых классах в течение двух с половиной лет (см. приложение 3).
Конечно, использование крупноблочной технологии усложняет работу учителя. Ведь для практического закрепления изученного необходимо подобрать большое количество разнообразных по форме и содержанию тренировочных упражнений, индивидуальных заданий, чтобы, выполняя их, школьники развивали познавательную деятельность, углубляли знания, не скучали от однотипности заданий. Но, я думаю, в арсенале каждого учителя с годами накапливается запас необходимых методов и приёмов.
Крупноблочная технология позволяет осуществлять все необходимые подходы к обучению. Личностно-ориентированный подход к обучению реализую с помощью интерактивных форм проведения уроков: беседы, дискуссии, игры, конкурса, театрализованного урока и др., т.е. таких, во время которых ученик чувствует обратную связь, которые подчёркивают личность ученика. Очень часто на моих уроках ученик выступает в роли учителя; с удовольствием ребята встречают вопросы на сообразительность, интеллектуальные задачки и др.
Дифференцированное обучение, основанное на идеях Л.С.Выготского, изложенные в работах М.А.Мельникова, Н.М.Шахмаева и др., осуществляю, создавая условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого, для овладения знаниями по русскому языку на разных уровнях, но не ниже базового. С этой целью использую индивидуальные задания в классе и на дом, самостоятельную работу учащихся с источниками. При осуществлении дифференцированного обучения большое внимание уделяю не только детям, испытывающим трудности в обучении, но и одарённым.
Здоровьесберегающий подход к обучению заложен уже в самой крупноблочной технологии, обеспечивающей ситуацию успеха, о чём я говорила выше. Кроме того, мне удаётся создать на уроках такую атмосферу, благодаря которой дети с радостью идут на уроки русского языка, не думают со страхом об оценках. Это подтвердил проведённый в 2008 году мониторинг на уровне школы.
Основными целями уроков русского языка я считаю и формирование у учащихся умения жить в мире информации, т.е. составлять тезисы, конспекты, правильно использовать архивные и музейные материалы, работать со словарями, энциклопедиями, ориентироваться в Интернет-сети. Для развития необходимых информационно-коммуникативных компетентностей применяю на уроках разнообразные виды работы с текстом, составление схем, таблиц, конспектов, тезисов; провожу с учениками исследования, обучаю проектной деятельности. Всё чаще использую на уроках мультимедийный проектор, форму презентации.
Очень важными в системе работы по крупноблочной технологии считаю уроки обобщения и систематизации знаний: они позволяют оперативно контролировать уровень усвоения знаний учащимися. Всегда провожу их в нестандартной форме: соревнование, игра, КВН, семинар и др., которые позволяют осуществить личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и компетентностно-ориентированный подходы к обучению. Именно уроки контроля, которые чаще всего проводятся в форме групповой работы или сдачи зачёта ученику-консультанту, помогают формировать коммуникативные универсальные учебные действия: ребята учатся учитывать позиции других людей, развивают умение слушать и вступать в диалог, строить сотрудничество с ровесниками и взрослыми.
Важным преимуществом крупноблочной технологии считаю возможность формирования у учеников регулятивных УУД, которое происходит, например, во время самостоятельной или совместной работы по созданию ОК. Именно в этих условиях ребята овладевают навыками целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекции, оценки и саморегуляции.
Как показывает опыт работы, использование крупноблочной технологии даёт высокие результаты. Даже в классах с невысоким уровнем качества знаний данная технология позволяет этот уровень повышать. Доказательством служит сравнение итоговых результатов года в тех классах, где я работаю: они показывают позитивную динамику (см. приложение 4).
Преимущества крупноблочной технологии очевидны всем окружающим. Не случайно администрация школы без боязни поручает мне и самые слабые классы, т.к. уверена, что итоговую аттестацию ребята пройдут без неудовлетворительных результатов.
В последние два года (2008/09, 2009/10), готовя свой класс к ЕГЭ, я ещё тщательнее относилась к ОК, их содержимому, оформлению. В 10 – 11 классах, готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, опорные конспекты, составленные в 5 – 9 классах, мы с учениками объединяем в более крупные, содержащие объёмную информацию, позволяющие (при использовании ещё и алгоритмов) решить любое задание блоков А и В.
В 2009 году я начала работу по перенесению ОК на слайды, чтобы применять их с помощью мультимедийного оборудования, и уже успела набрать ОК по всем заданиям блока В для сдачи ГИА в 9 классе (безусловно, все они необходимы и для сдачи ЕГЭ в 11 классе).
Созданные мною слайды имеют много достоинств: они понятны всем, т.к. в них использованы общепринятые сокращения и знаки; их можно при необходимости дополнять, исправлять; с ними можно работать как в электронном, так и в бумажном варианте. К каждому из ОК прилагается слайд с тренировочными упражнениями в виде тестовых заданий, подобных экзаменационным (ОК см. Приложение 5).
Использование крупноблочной технологии при подготовке к итоговой аттестации на уроке и на занятиях университетского класса, созданного в нашей школе на базе МАДО, даёт позитивные результаты (см. таблицу в Приложении 6).
Таким образом, разработанная мною система работы позволяет, как мне кажется, достичь поставленной цели, т.е. делать обучение эффективным, творческим, соответствующим современным требованиям, готовить учащихся к успешной сдаче ГИА и НГЭ по русскому языку, осуществляя в то же время компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный и здоровьесберегающий подходы к обучению, формируя УУД.
Итак, достоинствами представленной мною технологии являются:
активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения;
возможность усвоения учебного материала в объёме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности;
возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузки учащихся, повышать отдачу труда учителя;
возможность вырабатывать у учащихся УУД: например, способность схематизации в рамках метапредмета «Знак»; способность работать с понятиями, систематизировать знания в рамках метапредмета «Знание» и т.п.
А самое главное, крупноблочная технология способствует переходу от обучения как преподнесения учителем системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений, от освоения русского языка как отдельного учебного предмета к полидисциплинарному (метапредметному) изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству ученика и учителя. В итоге любые уроки, в том числе и русского языка, побуждают молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Научная новизна проекта: выявлены условия, способствующие формированию УУД: применение крупноблочной технологии обучения в системе; учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов.
Практическая значимость: разработана система уроков с применением крупноблочной технологии обучения, способствующих подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ; созданы ОК в электронном варианте, которые могут быть использованы другими учителями и учащимися при подготовке к итоговой аттестации.













Приложение 1

Качество знаний учащихся 7 «Б» и 7 «В» классов
(по результатам контрольных работ и тестов).


Вводный контрольный диктант
Причастие
Деепричастие
Наречие

7 «Б»

70,4%
69%
71,6%
69, 9

7 «А»

51,7%
47,6%
50,2%
48,4





Приложение 2


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415






Приложение 3

Уровень орфографической зоркости
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Приложение 4

Таблица результатов итогов учебной деятельности обучающихся
за последние три года (средний балл)


2007-2008

2008-2009
2009-2010
Динамика

6б-8б
3,7
3,7
3,8
Динамика положительная

7б-9б
4
4
4
Стабильно высокий результат

9в-11б
4
4,1
4,1
Стабильно высокий результат

Средний балл по году
4
4
4
Стабильно высокий результат











Приложение 5

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415





Приложение 6

Год
Мой уровень
Отрадненский округ
Самарская
область

2006

50,7
51,4
50,5

2007

52,2
53,9
52,9

2010

63,4
62,6
60,8


Кроме того, одна выпускница 2010 года сдала единый государственный экзамен по русскому языку на 100 баллов.







Root Entry