Методическая разработка Обучение составлению опорных конспектов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МКОУ «СОШ № 3»)



Методическая разработка
учителя физики
НИКОНОВОЙ Татьяны Александровны


ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И РАБОТЕ С НИМИ


г. Лодейное Поле
2014 год

Одно из важных современных умений ученика – это умение самостоятельно кодировать и структурировать информацию так, чтобы в дальнейшем в ней свободно и без больших затрат времени ориентироваться. Для формирования этого общеучебного умения использую такой методический прием как самостоятельное составление обучающимися при работе с учебником кратких опорных конспектов. При использовании этого приема ученики самостоятельно или почти самостоятельно изучают материал с помощью учебника (с использованием готового шаблона конспекта или без него). Дополнением к учебнику служат видеофрагменты и демонстрационные опыты. Работа по составлению опорного конспекта развивает логическое мышление учащихся, формирует навыки самостоятельной работы, помогает осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности. При этом ученики учатся видеть главные понятия в изучаемой теме и находить логические связи между блоками материала в конспекте.
Составленные конспекты учащиеся могут использовать при выполнении домашних заданий, решении задач, опросе на последующих уроках, при подготовке к урокам проверки знаний и обобщающего повторения, а также как справочник. Слабым учащимся разрешаю пользоваться конспектами как «шпаргалкой» при проведении проверочных работ при условии, что конспект составлен ими самостоятельно. Составленные обучающимися 9-х классов конспекты использую в 10-м классе на уроке и при домашнем повторении тем, учитывая, что не у всех обучающихся есть дома учебники физики за прошлые учебные годы.
Составить хороший опорный конспект – дело непростое даже для опытного учителя. Конечно, можно воспользоваться готовыми опорными конспектами, которые есть в наличии для каждого класса. Но куда интереснее самому составить свой собственный конспект, пусть даже он и не отвечает всем требованиям, предъявляемым к таким конспектам. Но основные требования к опорному конспекту, сформулированные еще В.Ф. Шаталовым в его технологии «Опорных сигналов», необходимо выполнять. Это:
– структурность и компактность;
– наглядность и образность;
– доступность воспроизведения.
Работу по обучению учеников составлению опорных конспектов начинаю еще в 7-м классе, постепенно повышая уровень самостоятельности при выполнении работы и усложняя ее. Таким образом, к 10-11-му классу большая часть учеников уже способна самостоятельно составить краткий опорный конспект по любой теме. Они умеют найти в тексте главные мысли, преобразовать часть текстовой информацию в графическую или записать ее с помощью символов, выделить в конспекте различными способами (цветом, контуром) наиболее значимую информацию, показать графически логические связи между блоками конспекта.
В 9-м классе большинство учеников еще не способно к полностью самостоятельной работе по составлению опорных конспектов, поэтому они работают по шаблонам конспектов, составленных учителем. В приложении представляю такие шаблоны по некоторым темам курсам физики 9-го класса. В 10-м классе уже предлагаю учащимся самостоятельно составить шаблон конспекта, но иногда в целях экономии времени работаю по готовому шаблону, образцы шаблонов конспектов для 10-го класса прилагаю.
Урок, на котором запланировано составление опорного конспекта, включает в себя следующие этапы:
– организационный момент;
– актуализация знаний, которые будут использованы на этом уроке;
– формулирование цели и задач урока;
– самостоятельная работа учеников с учебником и шаблоном конспекта;
– самоконтроль учащимися выполнения задания путем сравнения своего конспекта с конспектом учителя;
– внесение в свой конспект при необходимости изменений и дополнений;
– закрепление материала урока (изложение материала по конспекту сначала учителем, затем учеником или несколькими учениками);
– подведение итогов урока (рефлексия).
Готовые шаблоны конспектов для каждого урока копирую по числу учеников в классе (можно выдавать один шаблон на парту). Конспект записывается учеником в своей рабочей тетради, поэтому шаблоны можно использовать в течение нескольких лет. Конспект не должен быть слишком большим по объему, на его составление должно хватить 15-20 минут.
При проверке выполнения задания «эталонный» конспект, составленный самим учителем, воспроизводится с помощью мультимедийного проектора на доску (при одновременной проверке выполнения задания всеми обучающимися класса) или выдается ученикам по мере завершения ими работы по составлению конспекта (если задание выполняется с разной скоростью). Во втором случае ученики, выполнившие работу быстрее остальных, получают индивидуальное дополнительное задание по теме урока.
После завершения проверки конспектов и внесения учащимися необходимых дополнений и изменений в свои конспекты учитель 2-3 раза излагает материал урока, пользуясь «своим» конспектом, спроецированным на доску, указывая указкой или курсором на соответствующие части конспекта. Первый раз материал излагается подробно и достаточно медленно, затем еще один или два раза сжато и в ускоренном темпе. При этом ускорение темпа речи учителя не отражается на восприятии материала, ведь он уже не является абсолютно новым для учеников. Особенно сложные вопросы можно повторять и большее число раз. При каждом повторе ученики проверяют, насколько хорошо они поняли и запомнили материал. В целом неоднократное повторение значительно не увеличивает время изучения новой темы, потому что при этом ученикам ничего не нужно записывать, они только слушают учителя, отвечают на его вопросы, дополняют рассказ учителя. При этом, чем больше возвратов к одному и тому же вопросу в течение урока, тем лучше он запоминается учениками.
После завершения изложения материала учителем в классе проводится физкультминутка, снимающая напряжение у учеников и дающая им возможность немного отдохнуть от напряженной работы и нахождения в неподвижной позе. После этого воспроизвести ответ по готовому конспекту предлагается одному из учеников, обычно это занимает 3-5 минут.
В зависимости от темы урока и времени, затраченного на работу с конспектом, в конце урока могут быть запланированы упражнения на закрепление пройденного материала или короткий тест по теме урока.
Положительные стороны работы с использованием кратких конспектов:
– облегчается усвоение материала обучающимися, так как материал представляется в краткой компактной форме, удобной для усвоения;
– материал не дается учителем в готовом виде, знания добываются учениками самостоятельно, требуя приложения для этого определенных умственных усилий;
– формируются навыки восприятия информации, соотнесения ее с ранее усвоенными знаниями;
– развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
– развивается логическое и образное мышление обучающихся;
– развивается умение разделять общее и частное, выделять причинно-следственные связи;
– на уроке создается спокойная доброжелательная рабочая атмосфера, слабые учащиеся могут при составлении конспекта обращаться за помощью к учителю, к более сильным ученикам, кто-то может работать в паре или в группе, если ему это удобно, главное, чтобы у каждого появился в тетради конспект изучаемой темы;
– на уроке работают все ученики, даже самые слабые;
– нет учащихся, не выполнивших задание, ситуацию успеха при завершении работы испытывает каждый, у учащихся появляется чувство уверенности в своих силах и, как следствие этого, повышение мотивации к изучению предмета;
– в классе создается хороший психологический климат, развивается взаимопомощь между учениками;
– возможно осуществление дифференцированного подхода к обучению;
– формируются навыки творческо-поисковой деятельности учащихся, ведь не всегда в учебнике есть прямой ответ на вопрос, сформулированный в шаблоне конспекта;
– есть возможность неоднократного повторения материала по конспекту, поэтому в конце урока материал оказывается усвоенным всеми или почти всеми учениками класса;
– при устном ответе по конспекту у учащихся развивается монологическая речь и ораторские способности.




Учитель Т.А. Никонова
20.10.2014








13PAGE 15


13PAGE 14615




15