Обобщение опыта работы на тему Компетентностный подход в обучении иностранному языку на основе использования личностно-ориентированных технологий
Булатецкая татьяна павловна
Учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Северодвинска Архангельской области
«компетентностный подход в обучении иностранному языку на основе использования личностно-ориентированных технологий»
Образование России в начале XXI века провозгласило основные принципы и направления, реализация которых позволяет выстраивать эффективное образование, отвечающее вызовам времени. Такой подход к образованию предполагает давать учащимся не столько предметные знания (хотя этого никто не отбрасывает), сколько развивать у учащихся деятельностные методы мышления, обеспечивающие проектирование нестандартных управленческих решений, преобразование сложившейся ситуации. Освоение подобных методов мышления способствует формированию личности, которая может ставить цели развития региона, страны. Еще несколько лет назад конечной целью школы было дать учащимся основательные знания, умения и навыки. Но прошли годы, и стало очевидным, что, получив знания, умения и навыки, личность не всегда бывает успешной. Поэтому в начале XXI века начался переход на новое качество образования, которое предполагает получение ЗУН плюс развитие компетентностей. Полученные в школе компетентности, помогут в будущей самостоятельной жизни. Поэтому в процессе обучения я использую методы, способы и приемы, которые влияют на развитие компетентностей учащихся. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъектный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. Необходим особый индивидуальный подход: нужно не заставлять, а мотивировать его к учебе; создавать особые условия в отношении с учителем, одноклассниками. Мне интересны технологии, методы, приемы, которые направлены на работу не столько с классом, сколько с каждым учеником как индивидуальностью, которые создают условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика. Работаю над воплощением в жизнь научно-методической темы «Компетентностный подход в обучении иностранному языку на основе использования личностно-ориентированных технологий». Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы: 1.Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуется в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности. 2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения. 3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность. Ученик должен стремиться понять и, возможно, принять другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности ученика, осознание им новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими учениками. 4.Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления. 5. Получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, которые должны соотноситься с общеобразовательными целями. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение ученика к внешним образовательным стандартам. Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности. Для меня личностно-ориентированный подход является важным условием эффективности процесса обучения. Выделяются следующие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Педагогика сотрудничества;
- Гуманно-личностная технология;
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология развивающего обучения;
- Технология уровневой дифференциации;
- Технология индивидуального обучения и др. На основе данных технологий я планирую свою работу. В рамках моей научно-методической темы подбор методов работы зависит от уровня подготовленности класса, сложности запланированной работы, психологических особенностей аудитории учащихся, их интересов, вкусов и многих других факторов.
С 2006 года изучаю и внедряю в практику индивидуально-ориентированную систему обучения. Она является альтернативной формой дифференцированного подхода на субъектном уровне, когда каждый определяет личную «траекторию» развития. Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика. ИОСО предполагает развитие самостоятельности, самосознания, общих и специальных способностей, компетенций. Основой технологии ИОСО является индивидуально-ориентированный план по предмету (ИОП). В начале учебного года после составления рабочей программы по английскому языку, распределяю материал темы по урокам, составляю индивидуально-ориентированный план и вручаю учащимся. В ИОПе содержатся задания по видам деятельности (письмо, чтение, говорение) по трем уровням. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желания, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий и темп усвоения учебного материала. Весь учебный процесс делится на два блока: лекционный и лабораторный. На уроках-лекциях я ввожу лексику, объясняю грамматический материал, здесь же мы ставим цели и задачи по изучению темы. На лабораторных занятиях учащиеся сдают темы, выполняют практические работы, получают индивидуальные консультации. В ИОПах устанавливается время проведения итогового урока по теме, но учащиеся могут выполнить план раньше. На итоговый урок предлагаются тоже разноуровневые задания. Это может быть проект, сочинение, рассказ с опорой на образец и другие задания творческого характера. ИОСО позволяет использовать различные методики, дающие возможность работать самостоятельно и творчески. Считаю, что ИОСО оправдывает себя своей технологией, создает условия для перехода от непосредственного желания к мотивам сознательного учения. В классах с ИОСО наблюдался рост качества знаний (в течение 3 – 4 лет). Методы обучения, о которых речь пойдет ниже, я использую как в рамках ИОСО, так и отдельно.
Метод проектов продолжает быть одним из приоритетных в моей работе. Данная методика позволяет учителю использовать личностно-деятельностный подход в обучении: ученик выступает активным, творческим субъектом учебной деятельности, которой управляет учитель. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми (и в первом, и во втором случае есть польза для личностного роста). Завершая изучение темы, учащиеся готовят предложенные заранее проекты. Они выполняются по-разному. Это может быть бумажная версия (с текстом, схемами, рисунками), с использованием пакета Microsoft Office, также проект может быть представлен презентацией в Power Point, фильмом, рекламой. Например, по теме «СПОРТ» в 8 классе учащиеся готовят три групповых проекта: «История Олимпийских игр», «Олимпиада – 80», «Спортивные достижения школы». По теме «Жизнь молодежи» готовятся индивидуальные проекты «Молодежные группировки», «Любимые занятия школьной молодежи», «Права молодежи». Проектная деятельность все увереннее входит в начальную школу. Учащиеся 3 класса создают проект рождественской открытки с текстом, пишут письмо любимому герою учебника и др. При подготовке проекта у учащихся развивается информационная, коммуникативная, предметная и другие компетентности. Это любимый вид деятельности учеников всех возрастов.
Современный учитель не может обойтись без использования в своей работе информационных компьютерных технологий. ИКТ помогают в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, обеспечивают индивидуальное информационное пространство, с которым каждый учащийся способен продвигаться с наиболее благоприятной для его познавательных возможностей скоростью и тем самым способствовать лучшему усвоению учащимися необходимых знаний и навыков. На уроках использую государственные программные диски, а также ЦОРы, созданные мною. Цифровые образовательные ресурсы создаю таким образом, что учащиеся выполняют задания, рассчитанные как на весь класс одновременно, так и на самостоятельную работу. Это работа с лексикой, работа по развитию коммуникативных навыков, тестовые задания, работа с текстами. В настоящее время мною разработано большое количество ЦОР, среди них следующие: “Family”, “Animals”, “Friends and Friendship”, “How Can We Help Nature?”, “Customs and Traditions of Arkhangelsk Region”, “Health”, “Cultural Groupings of
·the Young Generatoin”и другие. В своей работе отдаю предпочтение программе «Профессор Хиггинс», которая дает возможности получения фонетических и грамматических знаний по языку. Работа с ИКТ продолжается во внеклассных мероприятиях по английскому языку. Второй год я принимаю участие в работе проектов издательского дома «Первое сентября» («Портфолио ученика», «Открытый урок», «Школа цифрового века», «Педагогический университет»). Имею дипломы, свидетельства, сертификаты по итогам мероприятий. Являюсь активным пользователем других педагогических сайтов (публикую свои работы, участвую в конкурсах, мои учащиеся принимают участие в дистанционных олимпиадах).
Главная цель обучения английскому языку – научить общаться, то есть ориентироваться в определённой языковой ситуации, правильно построить высказывание и самое главное преодолеть языковой барьер. В отличие от точных наук, чтобы выучить иностранный язык не достаточно просто понять систему правил. Язык можно освоить только путём многократного повторения одних и тех же лексических единиц. Учитывая эту специфику предмета учителю необходимо подбирать такие методы обучения, которые бы не просто способствовали качественному изучению языка, но и помогали сделать эмоционально привлекательным процесс заучивания. Здесь незаменимую роль имеют игровые технологии. Игровые учебные ситуации использую как в младших, так и в старших классах (например, я провела в 8 классе обобщающий урок «Путешествие в Лондон» с элементами ролевой игры, где учащиеся смогли определить, насколько реальна для них такая поездка в плане способности к коммуникации; в 11 классе провожу игры в виде пресс-конференций). В работе с младшими школьниками я использую инсценировку-монолог (по программе Азаровой «Millie»), инсценировку-миниатюру, инсценировку сказок, стихов, песен. Работа над каждым диалогом становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи его содержания. Как показывает опыт, во время инсценирования нет места искусственному “зазубриванию”, драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе, в своем знании основ английского языка.
Исследовательская деятельность учащихся особенно важна для ребят, которые продолжат свое обучение в ВУЗах. Но ее азы закладываются в школе. На учебных занятиях я приучаю ребят проводить микроисследования: сравнить политические системы США и России, или Великобритании и США (10 класс); исследование статей конвенции ООН (10 класс), поиск интересных фактов из жизни Королевской семьи (9 класс), ответы на проблемные вопросы и др. Естественно, на уроках невозможно проводить объемные исследования. Этим я занимаюсь с отдельными учащимися во внеурочное время. Ребята исследуют обычаи, традиции, политическую жизнь страны изучаемого языка, жизнь молодежи, музыкальные направления и др. Занимаясь исследованием, учащиеся должны научиться выдвигать гипотезу, ставить перед собой цели и достигать их. Поэтому в начале почти каждого урока ставятся его цели в совместной специально организуемой работе. Мои учащиеся выступают на школьных и муниципальных, областных и всероссийских НПК и занимают призовые места. За последние 4 года на муниципальный и областной уровень вышли две ученицы 11 класса (Шумовская Светлана, Меньшикова Юлия), две ученицы 9 класса (Козлова Любовь, Погребная Анна). Все они стали дипломантами Всероссийского фестиваля исследовательских работ. Исследовательская работа дает возможность повышать интеллектуальный уровень и развивать разные компетентности.
Я очень люблю экспериментировать, и поэтому изучаю и внедряю в учебный процесс разные технологии. ТРИЗ технология направлена на развитие критического мышления (РКМ) обучающихся, т.е. технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач рассматривает ученика с позиции исследователя, решателя, прогнозиста. Перспективная цель данной технологии – подготовка личности к жизни в динамично меняющемся мире. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, формирование системного диалектического мышления, формирование навыков самостоятельного поиска, формирование навыков работы с информацией – вот неполный перечень задач, решаемых в рамках ТРИЗ технологии. Приемы ТРИЗ очень разнообразны и каждый из них надо изучать прежде, чем внедрять. 1.Интеллектуальная разминка. Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура «входа в урок» - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по разному:
Что лишнее ( apple, onion, pear, orange) и т.п.
Обобщить – что это (sweater, hat, trousers, blouse - clothes)
Что пропущено – логическая цепочка (apple – fruit, wolf - (animal))
Какое слово скрывается (yrdiaf - Friday) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.2. «Да-нетка». Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию. «Да-нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
-слушать и слышать соучастников.
Например, на уроке « «Планета Земля» загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. Другие приемы ТРИЗ: «Отсроченная догадка», «Щадящий вопрос», «Учебно-мозговой штурм», «Кластеры», «Синквейн», «Лови ошибку!» и мн.др. Данная технология предусматривает как индивидуальные, так и групповые формы работы, имеет личностную ориентацию.
Современный урок характеризуется наличием и использованием различных форм и приемов обучения. Я стараюсь делать уроки разнообразными при помощи различных продуктивных форм и приемов. Использую индивидуальную, парную, фронтальную, групповую формы работы. Отдаю предпочтение работе в группах над текстами. Задания могут быть самыми различными. Каждой группе могут быть предоставлены разные тексты, или же все группы могут работать над одним текстом с разными заданиями. Например, учащиеся 9 класса в группах работают над текстом “The World’s Top Tongue”. Группа №1 получает задание: засхематезировать текст, по схеме рассказать о чем данный текст. Группа №2 – составить план текста, найти в тексте 4 предложенных на русском языке предложения. Группа №3 – составить 6 вопросов к тексту, высказать свое согласие и несогласие с текстом. Учащиеся 10 класса работают в малых группах с разными текстами о молодежных группировках. Им предоставляется одинаковое задание: понять о какой группировке идет речь, рассказать о чем текст, поставить к текстам вопросы. Работа в группах содействует развитию компетентностей. Активную позицию ученика также формируют проблемно-поисковая деятельность, ситуация целенаправленной ошибки и др. В настоящее время все увереннее внедряю в учебную деятельность методику СДО (Способа диалектического обучения), которая является одной из разновидностей технологии проблемного обучения. Составленные мною субтесты рецензировались кафедрой СДО Красноярского университета в 2007 году. Продолжаю изучение данного метода, разработку субтестов, проблемных вопросов, а также их использование на уроках.
Эффективность работы ученика определяется в значительной мере по достигнутому результату работы детей. Для этого разработаны и внедрены в образовательный процесс различные формы контроля. Личностно-ориентированный урок предполагает систему оценивания ученика, где учитывается не только результативность, но и процессуальная сторона учения. Поэтому я использую на своих уроках рефлексию, самооценку и взаимооценку. Процесс оценивания и анализ в данном случае осуществляется по схеме «от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои и чужие интеллектуальные действия».
Моя работа над научно-методической темой продолжается во внеурочной деятельности. Веду кружок «Знатоки английского языка» для учащихся 5х классов, веду дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ и ГИА, а также дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам. Мои ученики принимают участие в олимпиадах разного уровня. Учащиеся Махлонова Дарья, Шерстобитов Егор, Резников Денис, Маслов Максим, Пинаевская Яна, Картун Дана, Галицын Константин, Поздеева Юлия, Егорова Дарина, Чуваева Софья, Езопихина Анна, Масленикова Арианна, Головко Марина, Пархатова Ксения занимают 1, 2, 3 места в дистанционных олимпиадах по английскому языку.
Ощущение того, что направления моей работы совпадают с требованиями новых образовательных стандартов, придает уверенности. Главной целью образования, согласно ФГОС 2-го поколения, становится развитие и самоактуализация личности учащегося. Особое значение придается такому фактору развития как субъектный опыт, приобретаемый учеником в школе и вне школы в конкретных условиях социокультурного окружения в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Очень хочется надеяться на то, что приобретенные моими учениками компетентности будут для них надежной опорой в будущей жизни.
15