Каноны составления натюрморта. Использование интеллект карт (мозговой штурм) на уроках композиции


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»
План-конспект открытого урока по композиции:
«Учимся оживлять мысль. Каноны составления натюрморта»
(Использование интеллект карт (мозговой штурм)
на уроках композиции).
3 класс (предпрофессиональная программа)
преподаватель изобразительного искусства:
Ведерников Александр Андреевич
г. Ялуторовск,
Тюменская область 2016
Тема: «Учимся оживлять мысль. Каноны составления натюрморта»
(Использование интеллект карт (мозговой штурм) на уроках композиции).
Ведерников Александр Андреевич, 
преподаватель изобразительного искусства
Цель урока: познакомить с основами композиции, правилами построения натюрморта и закрепить это в практической деятельности, выполнив схему-эскиз (интеллект-карту) натюрморта и на основе ее составить натюрморт.
Задачи урока:
Обучающие:
Закрепление знаний о натюрморте как о жанре изобразительного искусства;
Знакомство с правилами(канонами) построения натюрморта;
Знакомство с методом интеллект карт (мозговой штурм)
Закрепление практических навыков:
а) составление из предметов натюрморт;
б) выполнение эскиза натюрморта.
Развивающие:
Развитие творческого воображения, композиционного мышления, художественного вкуса;
Воспитательные:
Воспитание любви к изобразительному искусству;
Формирование внутреннего мира, его нравственно-эстетической воспитанности.
Тип урока:
Комбинированный (освоение новых знаний и способов действия)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логические обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументировано оценивать свою работу, корректировать свое мнение.
Научаться использовать мозговой штурм.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, творческий поиск, игра, практический
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
•htth://ru.wikipedia.org/wiki
•htth://www.artsait.ru
Оборудование:
Для преподавателя: наглядные пособия в виде таблицы: каноны составления натюрморта, раздаточный материал.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, предметы для составления натюрморта, задрапированные демонстрационные столы.
Наглядно-демонстрационный материал:
Репродукции картин, презентации
Основные понятия и термины:
Натюрморт, композиция
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка численности учащихся и готовности к уроку.
– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Учимся оживлять мысль. Каноны составления натюрморта» (Использование интеллект карт (мозговой штурм) на уроках композиции).
II. Вступительная беседа
Посмотрите внимательно на доску. Перед вами репродукции картин. Как вы думаете, что объединяет все эти произведения искусства?
Вы, конечно, уже догадались, о каком жанре пойдет речь сегодня на уроке?
О жанре «Натюрморт».
Так, что такое натюрморт, дайте определение жанру.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению предметного мира человека.
– Вы все знаете, что натюрморт в переводе с Франц. означает буквально “мертвая натура”. Но англичане и голландцы называли этот жанр по-другому – “тихая жизнь”.
– А как Вы думаете почему?
Дети отвечают.
– Да, правильно. Они тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.
Показ репродукций: П. Клас “Завтрак с ветчиной”, В. Хеда “Завтрак с ежевичным пирогом”, Ф. Снейдерс “Натюрморт с лебедем”, И. Хруцкий “Цветы и плоды”, В. Гог “Пара ботинок”, “Подсолнухи” и др.
-Что изображают в натюрмортах?
-Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы.
Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни.
Вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать: о характере человека, хозяина этих вещей; его мысли и чувства; его профессию; могут передавать и разные события и др., например, И. Машкова “Снедь московская. Хлебы” словно передает аромат свежеиспеченного хлеба, предлагает полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.
(Снедь – пища, еда).
И. И. Машков. “Снедь московская. Хлебы”. 1924 год. Третьяковская галерея.
Красота предметного мира, воспеваемая в натюрморте, - лишь одна из граней привлекательности этого жанра. В нем, как в зеркале, отражались история и культура народа, рукотворность мира и индивидуальность каждой вещи, эстетические предпочтения человека, сословия, времени, мысли, чувства и миропонимание самого художника.
Достижению такой смысловой глубины жанра способствовало мастерство художника – умение отобрать предметы, расставить их на предметной плоскости так, чтобы композиция несла определенную смысловую нагрузку, вписать в выбранный формат, объединить колористическими характеристиками.
Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны ему по форме и цвету, и составляет из них натуральную постановку.
Нам предстоит понять, как правильно составляется натюрморт.
III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала
– При постановке натюрморта художники используют правила (каноны) постановки. Давайте их озвучим. См. на доску (плакат)
Предметы должны иметь смысловую связь.
Композиционный центр всегда хорошо выражен. Обычно он стоит на втором плане.
Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и по диагонали.
Натюрморт смотрится лучше по возрастающей – слева направо, как мы привыкли читать.
При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета.
Учитывать промежутки между предметами.
Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.
Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие.
Второй план – крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины.
Фон – не должен быть активнее предметов.
Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.
Расстояние от рисующего до натюрморта должно быть равно примерно 2-3 величинам постановки.
IV. Этап усвоения новых знаний:
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению. Это первое правило построения натюрморта.
Каноны построения натюрморта:
Тематическое единство предметов. (Если поставить рядом с овощами книгу, постановка будет выглядеть нелепой.)
Разнообразие предметов. (В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету. Два одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого. Но также надо избегать слишком большой разницы в размерах предметов. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. Но разумный контраст большого и малого, светлого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового подчеркивает особенности каждой формы, усиливает выразительность.
Целостность. (Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением.)
Композиционный центр. (В натюрморте должен быть композиционный центр – основной, главный, центральный предмет. Обычно находится он на втором плане.)
Натюрморт лучше смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.
Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал.
Постановка натюрморта организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг.
Мысленно выделяем точки (контуры натюрморта) и соединяем их. У нас получается геометрическая форма. Этот способ был известен художниками с древнейших времен, им пользовались многие мастера. Давайте проверим это на репродукциях знаменитых художников.
Показ репродукций: Ф. Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Петров-Водкин “Натюрморт. Свеча и графин”, Ю. Васнецов “Натюрморт с большой рыбой”, Волков “Натюрморт”, И. Хруцкий “Натюрморт с грибами” и др.
(Параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. Частные виды параллелограммов: прямоугольник, ромб, квадрат.)
(Рассмотреть схемы композиционного расположения предметов)
Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, построенных симметрично. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, неуравновешенность частей композиции. Подобных схем может быть много.
Предметы натюрморта не обязательно располагают по схеме. Это зависит от того, какого образа хочет достигнуть художник.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Для следующего этапа урока я предлагаю вам поделиться на три группы с помощью карточек. После этого каждая группа проходит к своему задрапированному демонстрационному столу.
– Сейчас я раздам Вам карточки, на которых изображены натюрморты, у всех они разные. Вы должны определить, в какую геометрическую форму вписывается натюрморт. Кто какую карточку угадывает тот попадает в команду: круг, квадрат, треугольник.
VI. Этап закрепления нового материала
– Теперь поупражняемся в составлении натюрморта. Вы все помните каноны постановки натюрморта. Давайте, каждая команда составит свой натюрморт (схема эскиз).
Для этого мы используем метод интеллект карт (мозговой штурм) используя предложенную геометрическую фигуру.
(треугольник, прямоугольник(квадрат), круг).
Мозговой штурм
Метод «Интеллект-карт» может быть использован для организации групповой деятельности учащихся. Бьюзен описывает два направления, в которых эта деятельность может быть полезна. Первое из них связано с решением проблем, поэтому оно может быть реализовано при применении проблемного и модельного методов обучения.
1.Постановка проблемы, разъяснение цели, обеспечение всех участников необходимой исходной информацией.
2.Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с поставленной проблемой, сопровождаемое построением каждым участником собственной интеллект-карты.
3.Обсуждение в малых группах. На этом этапе участники объединяются в группы по три-пять человек и обсуждают составленные каждым из них интеллект-карты. Перед началом обсуждения даётся установка на безоговорочное принятие и поддержку любых идей, даже кажущихся нелепыми или не относящимися к делу. Это необходимо для стимуляции дальнейшей работы по любой из предложенных ассоциативных цепей.
4.Составление групповой интеллект-карты. Такая первичная карта может иметь очень большие размеры, так как на ней должны быть отражены все ассоциативные цепи, предложенные каждым участником группы.
5.Составление первой редакции коллективной интеллект-карты.
6.Стадия инкубации, имеющая уже описанное ранее назначение.
7.Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы, коррекция индивидуальных интеллект-карт, обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт.
8.Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты. Сравнение карт. Построение финальной редакции.
9.Коллективный анализ интеллект-карты. Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.
Внешне описанный процесс очень похож на традиционный мозговой штурм, однако Бьюзен считает, что интеллект-карты делают его более эффективным: «Процесс мозговой атаки силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придаётся характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат.»
Приведённое выше описание организации групповой деятельности требует значительного времени, поэтому её реализация возможна только в рамках нестандартных уроков.
VII. Практическая работа
Задание для каждой группы:
Предварительно составить схему-эскиз используя метод интеллект-карт (мозговой штурм). В конце выполнения схематичной интеллект карты нужно визуализировать образ и в дальнейшем составить из предметов, находящихся на экспозиционном столе натюрморт. (Выполнение работы детьми). Рассмотреть композиции натюрмортов, предложенные каждой группой.
Как вы думаете, все ли группы составили натюрморты верно? (Обсуждение).
Как вы считаете, что нужно знать, чтобы правильно составить натюрморт? (каноны построения натюрморта, основы композиции).
Анализ работ:
Тематическое единство.
Разнообразие предметов.
Целостность.
Композиционный центр.
Вопросы учащимся:
Коллективно определяем, какой геометрической фигуре подчиняется каждый натюрморт. Команда, составитель натюрморта, в обсуждении не принимает участие. Только в конце подтверждает, какой геометрической форме подчинен его натюрморт.
Проанализировать созданные группами натюрморты и исправить ошибки, опираясь на полученные знания.
Рефлексия:
– Молодцы! Сейчас выбираем лучший натюрморт, чтобы начать его писать в дальнейшем.
– А почему он Вам больше понравился?
– Одно из условий удачной работы – привлекательность натуры. Скучный натюрморт – быстро утомляет, появляется желание поскорее, и как попало, завершить работу. А, работая над хорошим натюрмортом, Вы получите удовольствие, ощутите эмоциональный подъем. Ваше внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом.
VIII. Этап подведения итогов занятия
– Спасибо всем! Все справились. На следующем занятии мы начнем работу над рисованием выбранного вами лучшего натюрморта.
Приложения: