Использование опорных схем на уроках русского языка

Использование опорных схем на уроках русского языка
Проблемой включённости в урок всех учащихся занимается каждый педагог. Я задавала себе вопрос: «Как оживить урок, поддержать интерес к предмету»? Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Трудно добиться результатов при изучении русского языка и литературы, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний.
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов». Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, её соотнесение с усвоенной.
Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Ценность технологии заключается ещё и в следующем:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование», «Синтаксис» и т.д.
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах.
- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Ученики и сами с удовольствием пробуют составлять опорные конспекты, многие из них я использую в работе. Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства учеников.
Требование: избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в коем случае не препятствовать включению в неё материала, имеющего важное значение для усвоения текущей учебной информации, которая обязательно пригодится в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно обдуманная работа, начинающаяся не с пятого класса, а с начальной школы, когда одно за другим идут чередой орфографические правила, грамматические понятия, которые вроде бы и не новы для учащихся (раздел «Повторение изученного в начальных классах»), но недостаточно усвоены ими и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения, схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него представляет собой предельно упрощённую, лаконичную запись, которую даже пятиклассники, не умеющие писать быстро, перепишут за две-три минуты.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме. В дальнейшем уже в 6 классе вновь придётся вернуться к первоначальной записи и внести в неё добавления и так до 9 класса.
Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Учитель: Прочтите первое задание. Укажите неверное утверждение:
словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание;
словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью;
в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание, так как это грамматическая основа , это предложение.
Учитель: Запишите только те сочетания слов в столбик, которые являются словосочетанием:
гранатовый браслет;
выучу наизусть;
сочиняю музыку;
позвонил друг;
варенье из вишни;
перед рассветом.


Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни: Какие вы знаете второстепенные члены предложения?