Лес — бесценный дар природы.




Разработала: Калашникова Е.И.учитель биологии и географии.
МОУ «ТСОШ №2».



Тема: Лес - бесценный дар природы.
Вид занятия: Внеклассное мероприятие.
Методы организации: Данное мероприятие предназначено для детей 6 классов. За неделю до мероприятия ученикам необходимо было подготовить информацию об истории возникновения села Троицкое. В связи с тем, что символом нашего села является берёза, было дано задание, собрать приметы, загадки о берёзе, выучить отрывки песен и стихотворения русских поэтов.
Оснащение и оборудование: Репродукции картин русских художников; композиции из природного материала; изделия из бересты и древесины, выполненные учениками; мультимедийный проектор; загадки, приметы, стихотворения, тексты песен; книжная выставка на тему «Люблю березку русскую».
ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся знания о роли и значении леса в жизни каждого человека и в природе в целом, а также воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
1.Формирование у учащихся понятия о том, что лес это бесценный дар природы.
2.Воспитание бережного отношения к природе.



3.Познакомить учащихся с историей возникновения села ТРОИЦКОЕ.
4.Познакомить с православным праздником Троицей и традициями русского народа.

Здравствуй, лес, дремучий лес ? Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Полный сказок и чудес! Что за зверь?
Ты о чём шумишь листвою? Какая птица? Ночью тёмной, грозовою? Всё открой не утаи:
Что там шепчешь на заре Ты же видишь – мы свои!


1-ведущий.- Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. С давних пор он бескорыстно служит человеку. Только мы, к сожалению, не всегда столь же щедры и благосклонны к природе.
2-ведущий.- Лес бесценен. Он регулирует и фильтрует водные стоки, сохраняет биологическое разнообразие.
1-ведущий.- Лес - настоящие лёгкие нашей планеты: он обогащает атмосферу кислородом и связывает углерод, стабилизирует состав важнейшего компонента окружающей среды – атмосферы.
2-ведущий. - Леса так же нейтрализуют в атмосфере вредные выбросы и, поглощая «парниковые газы» в немалой степени предотвращают изменение климата на планете.
1-ведущий. - Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека. Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом.
2- ведущий. - Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.
Из дерева изготавливали дома, лодки, копьё, соху, колыбельПодлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых дал лес
1- ведущий . - Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, служит материалом для получения десятков ценнейших продуктов - жизненно важных для человека. Он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырьё для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины приходится на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Подсчитано, что один человек за свою жизнь расходует примерно 200 деревьев, которые идут на строительство жилья: изготовление мебели, получение бумаги для книг, тетрадей и многого другого.
2-ведущий. - Леса являются источником вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
1-ведущий. - Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн.км., или 1\3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Общая площадь лесного фонда Алтайского края, по данным учёта лесного фонда, по состоянию на 01.01.2007 года составляет 3479,4 тыс.га. Самыми распространенными породами в крае являются: сосна обыкновенная(1072,6 тыс. га), берёза (592,6 тыс. га), осина (582,4 тыс. га), пихта (288,тыс. га), лиственница (69,3 тыс. га), ель(14,8 тыс. га).
2-ведущий. - Троицкий район также богат лесами, большую часть территории занимают лиственные леса. И главная представительница – берёза.
1-ведущий.- Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Берёза-символ России. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки.
2-ведущий. - Берёзы, берёзы!.. Вы давно бескорыстно и надёжно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла.
1-ведущий. - Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник – Семик, а в воскресенье праздновалась Троица. Именно этот праздник дал название нашему селу - село Троицкое.
Ученик.- Начало ХХ века ознаменовано началом мощных классовых боёв, которые свидетельствовали о быстром приближении революции в России. Дыхание революции ощущалось, прежде всего, в массовых забастовках, волнениях крестьянства. В январе-апреле 1904 года развернулись активные выступления крестьян в центральных районах России, особенно в Поволжье. В это же время начались революционные выступления и на Алтае. В Барнаульском и Бийском уездах начались самовольные порубки леса. Алтай с 1747 года был личным имением царя. Напуганное нарастающей волной революционных выступлений крестьян царское правительство принимает срочные меры: лесные имения разделить на лесничества.
Ученица. - На земле Троицкой возникли Петровское и Загайновское лесничество. При лесничествах были образованы лесные объезды и кордоны. Во главе кордонов стояли лесные объездчики. В 1905 году в районе острой сопки на берегу реки Большой объездчик Соснин построил избушку, а через три года построил дом и мельницу. Он нанял 20 мужиков из Терска, чтобы они следили за порядком в лесу, чтобы крестьяне самостоятельно не вырубали кабинетский (царский) лес. Так возникла Соснинская заимка. Вскоре на Соснинскую заимку прибыли и первые новосёлы.
Ученик. - Первые жители селились вдоль реки. В длину улочки были короткие. Массовое заселение началось в 1912 году, когда шло строительство железной дороги «Новоалтайск-Бийск». В 1910 году на соснинской заимке было всего 10 домиков. Для рабочих был построен барак. В 1914 году дорога была построена. В этом же году была построена церковь. Это произошло на Троицын день. И решили переименовать Соснинскую заимку в село Троицкое и Троицын день считать престольным праздником.
2- ведущий. - Главная роль на Троице отводилась именно берёзе-символу расцвета природы. Так как наше село названо в честь этого праздника, то можно сказать, что берёза, это символ не только России, но и села Троицкое. Подтверждением этого служит герб района, на котором изображена берёза (Приложение 1).
1-ведущий. - Что же это за праздник Троица, и как её праздновали в старину? Троица приходится на 50-й день после Пасхи и ранее очень широко праздновалась в народе. Этот праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. Седьмая неделя после Пасхи называлась «зелёными святками», «русальей» или «семиковой». Неделя завершалась в воскресенье празднованием Троицы.
2-ведущий. - В дни Троицы окна, стены, полы храма, иконы украшают берёзовыми ветками, цветами, венками. Такое убранство, такая красота на Троицу бывает только в русских храмах. Матушки несут святить только что испечённые семейные караваи, окрашенные листьями берёзы яйца. Хлебный дух созывает народ после молебна в берёзовые рощи.
1-ведущий. - Почитание берёзы нашими предками идёт с незапамятных времён. Круглый год берёза украшает русскую природу, её называют «русской красавицей», «белоствольной», «красой- девицей». У каждого народа есть свое дерево, растение, которое олицетворяет внутреннее состояние народа, его душу, его язык. Таким деревом у русского народа была и остаётся берёза. Её ветки, освящённые в храме и принесённые в дом, стоят у божниц. В течение года листья с этих веток мало-помалу отрываются настои из них, взвары успешно врачуют болезни.
2-ведущий. - Наши предки в Зелёные святки украшали ветками берёзы горницы, лавки, оконницы, крылечки, сени. Весь дом становился единой берёзой. В эти радостные дни берёза была окружена всеобщим вниманием. Девушки украшали берёзу лентами, водили вокруг неё хороводы, пели песни, плели венки и гадали. (Девочки исполняют несколько отрывков из троицких песен см.приложение 2).
1-ведущий.- Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет (Дети называют приметы см. приложение 3).
2-ведущий. - Много загадок сложил о берёзе русский народ. (Ведущие по очереди задают загадки детям см. приложение 4).
1-ведущий. - В тёплую пору сокодвижения вся Русь заготавливала сок. Он придавал людям бодрость и силу. Берёзовый сок - не только вкусный напиток, но ещё и лечебное средство, применяемое в народной медицине. Есть и ещё одно народно-медицинское средство «от всех болезней» - русская баня. А берёзовый веник - не просто атрибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим.
2-ведущий. - Белая берёза - гостеприимное дерево. На нём охотно гнездятся птицы. Лесная «горница» радушно принимает к себе разные кустарники, травы и цветы. В берёзовых лесах произрастает много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы растут в берёзовом лесу, (берёт с выставки листочки с загадками. приложение 5).
1-ведущий. - К образу берёзы часто обращаются художники. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша берёза во все времена года и в любую погоду (приложение 6). Русский художник Н.Н.Жуков писал о нашей красавице (приложение 6).
2-ведущий. - Дань восхищения отдавали берёзке многие поэты. Они писали стихи для детей и для взрослых. Сергей Есенин, замечательный русский поэт, назвал Россию «страной берёзового ситца». В его стихах берёзка уподобляется нежной, юной, чистой девушке (ученики рассказывают стихотворения Приложение 7).
1-ведущий. - Не обошли вниманием белоствольную берёзку и русские композиторы. Тема знаменитой русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в финале 4-й симфонии Петра Ильича Чайковского.
2-ведущий. - О белоствольной берёзе можно говорить ещё долго: тема эта неисчерпаема. В городе и в лесу, в работе и в праздновании, в беде и в радости - всюду и всегда берёза радует нас и помогает нам. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия.
Персонаж чеховской пьесы «Дядя Ваня» говорит: «Когда я сажаю берёзы и потом вижу, как они зеленеют и качаются от ветра, душа моя наполняется гордостью». Давайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь.









Список литературы.
1.Баранова О.Г. Русский праздник. Изд-во: «Искусство-СПБ».2001 . 662 с.
2.Бронштейн М.М. Праздники народов России. - М.: ООО Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.-103 с.
3.Новиков Ю.В. Экология окружающей среды и человек: уч. Пособие для вузов, ср. школ и колледжей.- М.: ФАИР– ПРЕСС, 2002.-560 с.
4. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник. 8,9 кл.-Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры 2004.-Ч.1.-192 с.
5.Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 703 с.
6.Материалы к ежегодному Государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2006».- Барнаул, 2007. – 150 с.
7. Моё родное Большеречье. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2004. – 432 с., ил.

Эффективность и результативность внеклассного мероприятия.
В ходе мероприятия была достигнута цель и поставленные задачи, этому способствовало применение информационно-коммуникационных технологий.
В результате у учащихся сформировались знания о роли и значении леса в жизни каждого человека – лес это бесценный дар природы.
Приобретенные знания учащимися на мероприятии будут использованы в дальнейшем учебном процессе.
Благодаря данному мероприятию учащиеся узнали историю села, познакомились с православным праздником Троицей и традициями русского народа.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ГЕРБ ТРОИЦКОГО РАЙОНА.








Приложение 2.
Отрывки троицких песен.
Радуйся, белая березка, Идут к тебе девки красные, Девки красные, косы русые, Несут тебе песню звонкую, Песню звонкую, ленты пёстрые!
Берёза, берёзонька,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли,
Тебе ленты принесли!
Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы белую берёзоньку завивали,
Уж мы первый веночек - за батюшку,
А второй веночек – за матушку,
Уж мы третий веночек – за саму себя.
Приложение 3. Приметы.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Овёс сей, когда берёза распускается.
Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Какое будет лето.
Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперёд - мокрое.
Из берёзы течет много сока – к дождливому лету. Какая будет весна.
Осенью листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. Какая будет зима.В начале октября с берёзы лист не опал – снег ляжет поздно.
Приложение 4.
Загадки о берёзе.
Стоят столбики белёные, В белом сарафане
На них шапочки зелёные. Встала на поляне.
-------------- ----------------
Летели синицы, На полянке девчонки
Сели на косицы. В белых рубашонках,
--------------- В зелёных полушалках.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. Приложение 5.
Целебные травы, растущие под берёзами.
Растёт она вокруг, она – А вот трава -
и враг, и друг, всем травушкам трава!
Как иглы – волоски покрыли «Медовым цветом»
все листки, с давних пор зовётся.
Сломи хоть волосок - Уж то ли дело: как пчела
и капнет едкий сок, напьется
На кожу – хоть ори! Нектара из цветов -
Ой – ой, волдыри жди лучший мёд
Но если дружишь с ней - Да на самих цветках чай
ты многих здоровей: завари.
В ней витаминов - клад. И созывай друзей
Весной её едят. на чаепитье.
- (Крапива.) Ещё траву «пуховиком»
зовут.
Как семена с пушинками
созреют, Так молодицы и бегут скорее
Подушки для детей
пушком набить.
Скромна собой, кустиста, (Иван-чай, или Кипрей.)
низкоросла,
Вдоль тропок да меж
грядочек живёт
Трава – ушастик, круглые
листочки.
Поранил руку - приложил
листок,
И тут же кровь утешится,
уймётся.
А если боль в желудке -
пьёшь настой.
(Подорожник.)
Приложение 6.
Русский художник Жуков Н. Н. о берёзе писал: «Какое русское, какое очаровательное дерево – берёза! Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, напоминают девичью красу, стройную и статную: с гибкой талией, с русыми косами. И вспоминается много-много русских имён, таких же милых и светлых. Смотришь на берёзу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, обязательно вспомнишь Есенина, и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое».


Г. Климт «Берёзовый лес».



Архип Куинджи «Стволы берёз»


Архип Куинджи «Берёзовая роща» 1879.







А. И Куинджи «Берёзовая роща».


Володарский Игорь «Русские берёзы» 2006.


Приложение 7.
Стихотворения о берёзе.
С.А. Есенин. И.П.Токмакова.
Зелёная причёска, Если б дали берёзе расчёску,
Девическая грудь, Изменила б берёза причёску:
О, тонкая берёзка, В речку, как в зеркало, глядя,
Что загляделась в пруд? Расчесала б кудрявые пряди,
Что шепчет тебе ветер? И вошло б у неё в привычку
О чём звенит песок? По утрам заплетать косичку.
Иль хочешь в косы-ветви Берёза.1971
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум, Г. П., Новицкая.
Я полюбил печальный Зелёным облаком берёза Твой предосенний шум. В ржаное поле забрела.
«Зелёная прическа».1922 Ей носят новости стрекозы
Из леса, где она жила.
Она стоит на перепутье,
Чуть отражается в ручье,
Наполненная светлой грустью, С гнездом грачиным на плече. Берёза. 1960-е.















Лес - бесценный дар природы.Times New RomanРисунок 015