Урок самопознания Жизнь-бесценный дар(9 класс)
План урока «Самопознание»
Класс: 9 №24
Школа: СКО, КГУ «Краснокаменская ош» Дата____Тема: Жизнь – бесценный дар Ценность: Внутренний покой Качества: Целеустремленность, настойчивость, гуманность Педагог: Панзеграф Н.А Кол-во уч-ся___
Цель: Расширить представления у учащихся ценность Внутренний покой, через формирование понятия о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
Задачи:
раскрытие значение ценности влияющие на жизнь;
развитие умения делать выбор стратегии жизненных ценностей;
воспитание гуманного отношения к себе и другим, целеустремленность, настойчивость.
Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 9 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой «Концентрация на Свете»
Проверка домашнего задания. Найдите цитаты великих людей о смысле жизни, ценностях жизни. Анализ: Много ли цитат вы нашли о смысле жизни? Какая больше всего вам понравилась?
Позитивное высказывание (цитата).
«В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей»
(Энн Ландерс)
В чем смысл данной цитаты? Произношение хором – все, мальчики, девочки.
Подарок от учителя (рассказ)
«Самая большая ценность – жизнь» Дмитрий Лихачев
«Вдох - выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха"».
Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер - прежде всего - «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» - это значит «умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, на улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Я долго искал это слово - сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», - но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором - границами. Расширять пределы жизни - не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни - это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово - «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.
Анализ: Как вы поняли данный рассказ? Что Д. Лихачев считает основой жизни человека? Как вы понимаете смысл утверждения «жизнь бесконечно глубока»?
Творческая деятельность, индивидуальная работа.
Изложите принципы здорового образа жизни (тетрадь, стр. 72)
Групповое пение. «Твори добро» (папка «9 класс»)
Опережающее домашнее задание.
Выполните задание 1 в тетради, на стр. 76. Пройдите по окрестным местам вашего города (района, аула) Опишите состояние природы.
Заключительная минута тишины.
Закройте глаза и вспомните, что вы узнали нового сегодня на уроке, пропустите эти знания через сердце.