Статья Взаимоотношения учителя и ученика в исполнительском классе музыкальной школы

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

На протяжении длительного времени сложилась определённая методика обучения в исполнительском классе. В её основе лежат важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний и навыков, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, воспитание самостоятельности учащихся, их творческой инициативы. Эти музыкально-дидактические принципы обучения общепризнанны, широко апробированы, и использование их даёт в целом положительные результаты.
Однако кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе к концу прошлого века, сказываются и на деятельности музыкальных классов. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит в них свои коррективы. На взаимоотношениях педагога и ученика отражается стремление сегодняшних учеников к большей самостоятельности, самоутверждению, независимости. В связи с этим традиционные методы преподавания в той или иной мере изменяются, обновляются с учётом требований современности.
В течение долгого времени преобладающим был командно-установочный, директивный, авторитарный метод преподавания. Если говорить о художественно-эстетическом аспекте процесса обучения в исполнительских классах, то основной акцент делался скорее на решении просветительских задач, в то время как воспитательные цели оставались как бы на втором плане. Особенность педагогики сегодняшнего дня – её гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, «диалогичность». Учащийся становится не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приёмов педагогического воздействия: от вышеназванных авторитарных, императивных – до демократичных, толерантных, либеральных.
Взаимоотношения учителя и ученика могут двух видов – предметно-ролевое и личностное.
При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой области. Деловая информация не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.
При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь всё, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы», – писала известный театральный режиссёр и педагог О.Л.Кнебель [4]. В этом случае учитель помогает ученику войти во всеобъемлющий мир культуры, формирует характер отношения к самому себе, искусству, другим людям, обществу в целом.
По мнению исследователей данной проблемы [6], личностному росту и художественному развитию учащегося-музыканта способствует именно демократический стиль общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом. Спорные вопросы решаются на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.
Такой стиль взаимоотношений характеризуется следующими особенностями:
- признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
- построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
- стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие достоинство насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
- желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
- умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
В исполнительском классе важно неустанно заботиться о развитии творческой инициативы и воспитании самостоятельности учащегося. Это нашло своё отражение в крылатом выражении Г.Г.Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику. А.Б.Гольденвейзер подчеркивал: «Развитие самостоятельности учащихся должно начинаться как можно раньше. Очень вредной педагогической ошибкой я считаю «натаскивание» ученика, когда, проходя с ним какую-нибудь простенькую пьесу, от него стараются добиться всего на свете, выучивая каждый такт, каждую ноту. Миллион делаемых при этом указаний в состоянии только запутать учащегося. Между тем, чем раньше освободить его от «помочей», тем лучше» [2]. П.А.Хазанов справедливо отмечает: «Натаскивание – это не только стиль педагогической деятельности, не только комплекс определенных приёмов и способов преподавания; это своего рода позиция в музыкальной педагогике, в межличностных отношениях между учителем и учеником; это выражение некоего педагогического менталитета» [8]. Именно натаскивание формирует определённый профессиональный и психологический облик учащегося, для которого характерны отсутствие инициативы и творческая безликость, и создаёт наибольшие помехи в решении проблемы повышения эффективности самостоятельных занятий учащихся.
Преподаватель, исповедующий в своей работе принципы гуманизма и демократизма, строит свои отношения с учащимися на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Для учителя с большой буквы главным объектом в работе является не столько музыкальное произведение, сколько личность учащегося и проблемы её развития. По мысли Г.Г.Нейгауза, художественное развитие учащегося означает не только научить его «хорошо играть», но и сделать его «более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким» [5]. Стиль взаимоотношений с учащимися юношеского возраста необходимо постоянно корректировать в соответствии с их психологическими качествами и свойствами, а также особенностями сложившейся на уроке ситуации. В этой связи должен использоваться широкий, многообразный спектр методов и приёмов учебно-воспитательной работы.
Особую значимость в этих условиях приобретает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – всё это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога в этом случае – не только передать ученику определённую сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого, универсального развития молодого музыканта.
Напротив, доминирование авторитарного стиля преподавания, игнорирование либерально-толерантных методов работы наносит серьёзный ущерб эмоциональному климату в исполнительском классе. Главный смысл деятельности педагога в том и состоит, чтобы создать каждому из своих воспитанников ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения и поверить в себя. Так, А.С.Белкин пишет: «С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [1]. Успех в учебной деятельности является одним из источников внутренних сил учащегося, который рождает энергию для преодоления трудностей, желание продолжать образование. На основе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы учебной деятельности, меняется уровень самооценки и самоуважения.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Учащиеся юношеского возраста подходят к своему успеху или неудаче аналитически, ищут их корни, пытаются (чаще всего стихийно) прогнозировать свои возможности. В основе ожидания успеха у них лежит стремление утвердить свою позицию, сделать заявку на будущее. Поэтому по мере развития исполнительских и индивидуально-личностных качеств учащегося приоритет должен отдаваться именно поисково-творческим методам общения.

ПРИМЕЧАНИЯ
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991. – С. 32.
В классе А.Б.Гольденвейзера. Сборник статей Д.Д.Благой, Е.И.Гольденвейзер. – М., 1986. – С. 29.
Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки. – М., 1999.
Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. – М., 1976. – С. 52.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961. – С. 37.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. – С. 301.
Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.
Хазанов П.А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1996. – С. 12.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15