Развитие интереса учащихся к предмету физики на основе активизации их познавательной деятельности

Развитие интереса учащихся к предмету физики на основе активизации их познавательной деятельности
Актуальность опыта
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика?
Как разрешить острые противоречия педагогической практики:
между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям;
между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения;
между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний;
между необходимостью всё время увеличивать объёмы информации, включаемой в содержание образования, и возможностями организма в её усвоении.
Пути разрешения педагогических противоречий связываю с решением задач:
изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
сочетание традиционных и активных методов обучения;
внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.
Теоретическая интерпретация
Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др.
Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений.
При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания. В таком случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя.
Главная цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.
Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.
Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:
ему интересно;
он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно);
его заставляют, принуждают (родители, учителя....) - механическое учение;
ему нравится личность учителя, потому он учит.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.
Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.
Именно поэтому внимание привлекает личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.
Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.
Новизна
Развитию интереса учащихся к предмету физика, формированию прочных и глубоких знаний, умению объяснять происходящие в природе физические явления, использовать законы физики в жизни способствуют:
опережающее знакомство с познавательной деятельностью учащихся в начальной школе;
изучение личности учащихся на 1 этапе знакомства (на уроках природоведения в 5 классе);
изучение интересов учащихся;
по-новому организованное содержание образования на блочной основе и межпредметных связях (адаптированные программы).
Система работы
Предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:
опережающее знакомство с учащимися;
изучение учебных возможностей учащихся;
изучение интересов учащихся;
использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях;
включение учащихся в активные формы обучения;
использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся;
создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.
Изучение учебных возможностей учащихся
Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:
Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.
Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).
Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...
Интерес к учению
Интерес к учению возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.
Ежегодно (в разных классах и в разное время) провожу тестирование учащихся с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ
Что нужно сделать для развития интереса к физике?
Нравится ли вам физика?
Если да, то почему? (Нет, то почему?):
интересно или нет
много опытов или мало
учитель объясняет хорошо или плохо
трудно или легко.
Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?
Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике?
Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?
Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?
Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.
Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов и явлений.
Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать при решении задач.
Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.
Затрудняюсь делать проверку единиц.
Анкетирование может быть анонимным (или по желанию).
Это помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении и развитии интереса учащихся к предмету.
Психологическое состояние детей - важный аспект внимания в учебно-воспитательном процессе
Например, ученик не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может ''с ходу'' решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен(а) и не уверен(а) в себе, терпеливо жду ответа. Овладев собой, видя внимание и поддержку учителя, ученик начинает уверенно отвечать. Заметив, что ученик работает не внимательно, стараюсь мобилизовать его внимание: создать установку на внимание, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому ученику объясняю материал дополнительно; новому ученику - особенное внимание. Если ученики устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключаю их внимание, предлагаю оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт с детьми позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если дети задают мне вопросы - значит они мыслят. Я всегда их поощряю, говорю: «Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что ...!»
Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы ''Механическое движение'' в физике учащиеся параллельно изучают по алгебре 5 ''Правила раскрытия скобок'', где решают задачи на движение сложными математическими действиями. Эти же задачи я предлагаю учащимся решить с помощью физических формул и рассуждений. А учитель математики (по согласованию) вводит физические обозначения s, v, t вместо х, у. Изучение графиков, а точнее, формирование умений строить графики по алгебре проходят только в конце 7 класса (а в физике в первой четверти), поэтому возвращаюсь к «чтению графиков скорости пути» при повторении и учитель математики делает это при закреплении.
При блочном изучении учебного материала можно достичь гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.
Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.
В.А.Сухомлинский писал, что на уроке «учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя». Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.
Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.
Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:
индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;
эмоционально окрашенный фон занятий;
включение эффектных опытов;
зна
·комство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать) ''Физика дома'', ''Физика леса'', Физика Дона''.
всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы кадры диафильмов).
Игровая деятельность
Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры ''Полёт в космос'' (7-9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!
Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.
Решение задач
На первой странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица: «Физический справочник», которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят: основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц:
Я не требую от учащихся знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые из них дети со временем запоминают и применяют.
Прочитав условие задачи, учащийся «подсматривает» в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу.
Иногда искомая физическая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу «законы математики»: как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.
Физический практикум в 9 - 11 классах. Здесь особенно проявляются сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Коллектив из 4 человек проводит эксперимент, описывает его и анализирует. У ребят общая цель, потребности, интересы. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности. В процессе такой работы обязательно выделяется лидер, который осуществляет руководство, распределяет задания по наблюдению, фиксированию результатов, анализу материала наблюдений. Работа группой строится на гуманистических принципах. Каждый ученик является равноправным членом микроколлектива, заботящимся о достижении лучших общих результатов. Он проявляет внимание и заботу о своих товарищах. Если кто-то не очень хорошо понял материал, то это вызывает тревогу у всех. Тот, кто хорошо разобрался в учебном материале, приходит на помощь затрудняющемуся. Руководитель группы (командир) регулирует эти взаимоотношения.
Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.
Одна из первых самостоятельных работ «Знакомство с книгой (учебником)»:
знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание;
учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.
В плане урока почти всегда присутствует пункт «Работа с учебником». Это может быть «парный опрос», который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: «Какую оценку поставил тебе товарищ?» И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.
При закреплении и опросе приучаю школьников:
следить за ответом товарищей;
дополнять изложение главного тем, что упущено.
При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.
Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы обязательно работаем с формулами, необходимыми для решения задач, выписываем их на доску, учимся находить неизвестные величины.
Домашняя работа - это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке. Все домашние задачи всегда проверяю разными способами:
сама заранее пишу на доске правильное решение (если тип задач новый) и на уроке учащиеся сверяют со своим решением;
сильный ученик на перемене (или в начале урока) восстанавливает решение на доске;
кто-то из учащихся (по очереди или по желанию) выполняет задание дома на отдельных листах, которые после проверки учителем перед уроком вывешиваются в уголке ''Учись учиться'' (в каждом классе);
собираю выборочно (не все) тетради на проверку;
проверяю наличие работ.
Исследовательская работа
В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть экспериментально». Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы. Так, в 7 классе при изучении темы «Условия плавания тел» попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: «Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?» - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: «А если всё это проделать в солёной воде? А если под колоколом насосом воздух откачать, ...а если закачать...» Это уже продолжение работы на факультативе. А что же дальше делать с орехом? Аккуратно раскололи пополам, содержимое съели, а из скорлупок получили кораблики + пластилин + песок и изучили «Судоплавание».
Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.
В настоящее время проблема «Научить учеников мыслить» является одной из основных.
В.А. Сухомлинский говорил: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...».
Карточки-задания друг другу
Эпизодически учащиеся составляют карточки-задания. Это ответственно, особенно если ты не блещешь знаниями, подобрать «приличные» задачи для товарища и суметь ему оказать помощь, если это потребуется. Нужно «покопаться» в дополнительной литературе, можно подойти за помощью к учителю, к консультанту - однокласснику и старшекласснику. Но, если ребёнок выполнил задание - победил, он горд и от этого интерес к предмету ещё больше возрастает. К тем, кто не очень способен к учёбе, стараюсь подобрать свой ключик, при решении задач - дам набор необходимых формул, правил; при устном ответе - план; на лабораторной работе - вовремя помощь, а за удачный ответ - похвала и хвала! Смотришь, и заинтересовался ребёнок физикой.
Творческая личность рождается в творческой атмосфере.
«Помощь друга» - ученик, правильно выполнивший свое задание первым, получивший «5», идет на помощь своему товарищу, который в ней нуждается. Число учащихся, решивших задание сразу растет, и они сами уже идут на помощь другим. Получается цепная реакция взаимопомощи.
В ходе лабораторной работы помогают лаборанты, практикума - руководители групп. Они помогут собрать схему, наладить установку, произвести вычисления и дать оценку результатов. Работа одноклассников позволяет разрядить психологическое напряжение на уроке, проконтролировать выполнение задания всеми учащимися, активизировать деятельность сильных ребят, увеличить число выполняемых на уроке работ, пробудить заинтересованность у слабого (вместе с сильным он может справиться с заданием). В воспитательном плане этот прием тоже полезен: развивает у сильных чувство товарищества, милосердия и долга, а у всех слабых - уверенность в том, что они не одни и им в любую минуту, как только они этого захотят, одноклассники окажут поддержку.
Фронтальные экспериментальные задания по рядам
Этот вид работы очень любят ребята. Задания выдаю на уроке в конце каждой четверти. Задание на 10 минут. Как только учащиеся пар выполнили задание - меняются рядами. Так, за урок каждая пара выполняет 3 экспериментальных задания, а между рядами - соревнование, в конце урока - итог и награда победителям.
Экскурсии на производство - важное звено в преподавании физики. Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь на экскурсии учащиеся знакомятся с применением знаний на практике, с производственными процессами, с научными основами современного производства, главными направлениями современного НТП, проблемами взаимодействия общества и природы. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. Значение экскурсий состоит ещё и в том, что они дают возможность почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда.
Обычно учебные экскурсии провожу, как итоговые, при завершении изучения большой темы, иногда, как предварительные - до прохождения соответствующего учебного материала, ибо они стимулируют познавательную активность учащихся на уроке, позволяют опираться на наблюдавшиеся явления и объекты, создавать конкретные проблемные ситуации. Экскурсии вызывают большой интерес учащихся, они задают много вопросов рабочим, инженерам.
После проведения экскурсии один из уроков отвожу на подведение итогов, при этом ученикам задаю типичные вопросы: ''Что вы узнали на экскурсии нового о применении физики в производстве? Какое вы увидели оборудование? Машины? Проявление каких законов физики вы наблюдали? Какие профессии вас особенно заинтересовали и почему?''.
В дальнейшем при изучении соответствующих вопросов курса физики многократно обращаемся к материалам экскурсии.
Урок - общественный смотр знаний
Проводится один раз в год в каждом классе.
Цель урока - показать общественности (родителям, классному руководителю, учащимся старших классов) достижения учеников: владение знаниями и умениями, предусмотренными программой, творческие успехи.
Смотр предусматривает:
решение задач по материалам пройденной темы,
выполнение заданий, сочетающих расчёты и применение графиков, объяснение явлений и проверку этого объяснения на опыте: предсказание хода явления и постановка эксперимента. При этом очень важна выдумка в выборе иллюстраций к заданию (стенгазета, карточки, диаграммы, кадры диафильма).
Результаты работы
Результатом педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности.
Ученики отличаются высоким уровнем знаний, познавательной активностью. В течение последних пяти лет наблюдается постоянный рост интереса учащихся к физике, астрономии, природоведению.
Результат - это показатели:
уровень усвоения учащимися программного материала 100%;
уровень обученности учащихся на «4» и «5»: физика - 68 %;
среди учеников есть победители школьной и городской олимпиад по физике, участники областной олимпиады по физике;
ежегодно на переводных экзаменах выбирают физику 35-40% обучаемых учеников.

Литература:
Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественного цикла.- Л.,1991.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1987.
Урок физики в современной школе-творческий поиск учителей.- М.:Просвещение, 1993.
Журналы «Физика в школе».

Заголовок 1 Заголовок 215