Классный час на тему Без добрых дел нет доброго имени
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «Без добрых дел нет доброго имени»
I. Плакаты на доске:
«Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству»;
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье» (Платон);
«Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим» (И.Бентам, английский писатель XVII в.);
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других» (Л.Н.Толстой);
«Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж-Ж.Руссо, французский мыслитель);
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан Сент Экзюпери);
«Помните, что дети ваши, будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»(Фалес, греческий философ);
«Человек, полюби человека, Только в этом спасенье твоё!» (П.Кобраков).
II. Детские рисунки на тему «Портрет доброты».
III. Детские сочинения на тему «Что такое добро?», «Доброта спасёт мир».
IV. Карточки-лепестки со словами составляющими доброты.
V. Солнышко с весёлой улыбкой и лучиками вырезанное из бумаги.
VI. Картинки: «Животные», «Природа родного края», «Маленькие дети», «Взрослые люди».
Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, внимание к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважение взрослых; участие к жизни бездомных животных.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя о человеческой доброте и милосердии.
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. И.С.Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево.Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
(Учитель читает детские сочинения).
Ученик 1.
На планете Земля неспокойно. Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны. Только снова седлали коней.
Ученик 2.
Вот и космос уже на примете,Став над пропастью, в бездну глядим. Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим.
Ученик 3.
Не спасёт ни утроба отсека,Ни глубинное в недрах жильё, Человек, полюби человека, Только в этом спасение твоё!
Ученик 4.
Ребята! Умейте дорожитьДружбой! Будьте великодушны. Прощайте друзьям обиды.
Ученик 5.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши. Гнев на друга может быть мгновенным, Изливать покуда не спеши.
Ученик 6.
Может, друг твой сам поторопился И тебя обидел невзначай, Провинился друг и повинился, Ты ему греха не поминай.
Ученик 7.
Люди, мы стареем и ветшаем, И с теченьем наших лет и дней Легче мы своих друзей теряем, Обретаем их куда трудней.
Ученик 8.
Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его, вини дорогу, И коня не торопись менять.
Ученик 9.
Я иных придерживался правил, В слабости, усматривая зло. Сколько в жизни я друзей оставил, Сколько от меня друзей ушло.
Ученик 10.
И теперь я всех вас видеть жажду, Некогда любившие меня, Мною не прощенные однажды Или не простившие меня.
Ученик 11.
Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много Опасайтесь потерять друзей.
Ученик 12. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Даём вам советы: избегайте ссор, конфликтов, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится злым, сварливым, несдержанным.В споре будьте сдержанным, тактичным. Никогда никого не упрекайте. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если всё-таки упрёки прозвучали и ссора состоялась – миритесь.
Ученик 1.
Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слёзы проглотил. Пришел домой захлопнул двери, Ничком свалился на кровать, А я-то в нашу дружбу верил! Но больше дружбе не бывать! А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом – ты, матросом – Я! Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперёк... Ах, Колька, Колька, – что ж ты это? Такую дружбу не сберёг!
Ученик 2.
Ты не сберёг мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей Кто приоткрыл тихонько дверь? Да, это Колька – так несмело Вошёл с поникшей головой: – Прости уж! Сердишься?Задело! Беда, горячий я такой! Я подхожу к нему мириться И говорю ему: – Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты прийдёшь!
Ученица 1. Совершая добрые дела, многие люди ожидают за них похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершённом деле.Марк Аврелий римский философ так выразил суть бескорыстного, доброго отношения к человеку: «Когда ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься похвалы и награды за своё доброе дело?» Сознание сделанного добра – высшая награда для человека. «Против всего можно устоять, но не против доброты», – утверждал мыслитель Ж.Ж.Руссо.
Ученица 2. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам. Сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека нет пока значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее.Полезно также познакомиться со своими соседями. Отношения с ними у вас должны быть добрыми, внимательными. Здоровайтесь со своими соседями, поздравляйте их с праздниками.
Ученица 3.
В светлом доме этом, стоквартирном нашем,Мы порой с соседом незнакомы даже. Здравствуйте, – скажите, – честь нам окажите, Сторониться бросьте, приходите в гости! Лишь бы не с пакетом, лучше бы с букетом, А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Ученица 4.
Не с коварным зельем, что вредит здоровью, А зато с весельем, а зато с любовью. Серебра и злата нет в чертоге нашем. Чем душа богата, тем Вас и уважим. За чайком с печеньем, ласковым почтеньем, Тихою беседой, дружеством согретой.
Ученица 5.
С родственным доверьем, с искренним участьем Поровну поделим горести и счастье. Дружат пусть под светлым, мирным небосводом И сосед с соседом, и народ с народом. И живут, как братья, без войны и злости! В гости приглашайте, приходите в гости.
Учитель: Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.
Ученица 6.
Маме верю я, как чуду, Никого роднее нет!Что ни будет, где ни буду, Сохранить бы добросвет! Не проходит путь мой прямо, Делаю порой не то... Поругает меня мама, Пожалеет, как никто.
Ученица 7.
Матерью не пресвятою, Мамой жизнь осенена. Если что-нибудь я стою, Всё от мамы, всё она.
Ученица 8.
Две руки, как это мало!Десять рук имел бы я –Вот тогда бы не хромалаУспеваемость моя. Но на бабушкины руки Ненароком я взглянул. У неё же их не десять, А всего лишь две руки – Шьют, стирают, тесто месят, Начиняют пирожки... Вяжут кофту, чинят брюки, Варят кашу и компот... Все в морщинах руки эти От бесчисленных забот.
Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы обсуждаем тех бессердечных людей. Которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.
Ученица 9. Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который не помог в трудную минуту, в беде, опасности.
И к тому, что похвалят, И к тому, что ругают, Ко всему постепенно Человек привыкает. К еженощному бденью, К напряженью при взлёте, К пустоте при паденьи. Привыкает к сраженьям, К тишине и порядку, Привыкает к мишеням, Привыкает к достатку, К незнакомому краю, Что вдали возникает... Словом, к аду и раю Человек привыкает. К знойной ярости юга, К черноте бездорожий.Лишь к предательству друга Он привыкнуть не может.
Е.Николаевская.
Учитель: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не навредить ей.
Ученица 10.
Где красота – там доброта,Их разлучить ничто не может.Любая светлая мечтаНа двух подруг всегда похожа.И нам без них не обойтись.Ни светлым днём, ни днём красивым,Ты добротою поделись!
Ученица 11.
Опять в жару горят леса,И раскалено дышит полночь,Опять я слышу голосаЗверья, зовущего на помощь. Мечущегося меж камней В капкане бедствия лесного.
Ученица 12.
В час верной гибели своейОно мне всё простить готово. И порохом пропахший век, И смрадный от бензина ветер. Оно кричит мне: «Человек, Спаси! Ты можешь всё на свете!»
Ученик 3. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Ученица 4.
Давайте восклицатьДруг другом восхищаться Высокопарных слов Не надо опасаться. Давайте понимать Друг друга с полуслова Чтоб, ошибившись раз, Не ошибиться снова.
Б.Окуджава
Ученица 2.
Люди! Я прошу вас!Ради бога, Не стесняйтесь доброты своей,На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей.
Учитель: Дети! Скажите что такое доброта?
Игра «Вырасти волшебный цветок – Доброту».
Дети по очереди читают на лепестках составляющие доброты: милосердие, благожелательность, чуткость, терпимость, умение общаться, умение сопереживать, умение прощать и т.д. Всего 23 лепестка по числу детей в классе. Лепестки на доске устанавливают в виде цветка (махрового тюльпана), а снизу подкрепляют большой розовый цветок на котором написано «Доброта».
Учитель: Спасибо за внимание.