Урок литературы. 6 класс. Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны проблема жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.


Урок литературы. 6 класс. Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.
Цели:
образовательная - продолжение обучения школьников приёмам анализа поэтического текста; развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла ( литература, история, музыка, изобразительное искусство), развитие навыков выразительного чтения; воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны, интерес к прошлому нашей страны.
Задачи: - установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, ИЗО); - закрепление навыка находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте; - формирование умения интерпретировать поэтический текст.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, бумажные журавлики на доске, расположенные клином, эпиграф: Наши фронтовые стихи - это святая память героической истории. Сергей Орлов
Ход урока: 1. Оргмомент.
Тема урока: " Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жизни и смерти, бессмертия, любви к родине". Задача. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет. Урок посвящаем памяти павших , памяти переживших это страшное лихолетье. Чтение эпиграфа к уроку: Наши фронтовые стихи - это святая память героической истории. Сергей Орлов
Вступительное слово учителя. На экране плакат "Родина - мать зовёт". Звучит музыка "Священная война". В 41-ом , сорок памятном году Прокричали репродукторы беду. Сообщение уч-ся о плакате "Родина - мать зовёт". «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе . По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич Тоидзе работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» – только и вырвалось у нее. Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!.. Бежать, спасать!" «Стой так и не двигайся!» – попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски будущего шедевра. Учитель. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Обычное "рабочее место" поэта-фронтовика - тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
2. Работа по теме урока. - Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия, как война и музыка? Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев-Кумач В суровые годы Великой Отечественной войны большую роль играла песня. Она была другом, сплачивала, поднимала в атаку, спасала, помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, скрашивала разлуку с любимой, родными и близкими, вселяла новые силы, отвагу, помогала побеждать. Порой только песня с её жизненным текстом и музыкой
спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. 1). Звучит начало песни "В лесу прифронтовом". На гитаре играет ученик Коношенко Алексей, поёт Глуховский Сергей. Редкое долголетие суждено замечательной песне на стихи М.Исаковского "В лесу прифронтовом". На экране портрет М.В.Исаковского. Эту песню солдаты войны пели в перерывах между боями. Как она родилась? Сообщение ученицы об истории создания песни. М.В.Исаковский отвечал на этот вопрос так: "Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс". Чтение ученицей стихотворения М.Исаковского "В лесу прифронтовом". Исаковский посвятил это стихотворение своей жене Лидии. У поэта оно называлось "В прифронтовом лесу". В нём отразилась и тоска по мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом, потому что дорога к дому, к любимой ведёт через войну, через испытания и невзгоды. 2). Анализ стихотворения. - О чём рассказывается в первых двух строфах? Глаголы какого времени использует автор? Рассказывается о военных буднях, автор использует глаголы настоящего времени. - Перечитаем основную часть. Основная часть - воспоминания о мирной довоенной жизни, которая уже в прошлом, используются глаголы прошедшего времени. - 7-10 строфы. Проанализируем их. Автор употребляет глаголы будущего времени и повелительного наклонения. Герой понимает, что всех ждёт, но бойцы готовы стоять насмерть. - Найдите строки, доказывающие это. Настал черёд, пришла пора,- Идём, друзья, идём! За всё, чем жили мы вчера, За всё, что завтра ждём. - Какова основная идея стихотворения? Призыв к борьбе с врагом, потому что дорога к дому ведёт через войну. На экране портрет М.Блантера. Музыку к стихам написал Матвей Исаакович Блантер, наш земляк, уроженец города Почепа, Брянской области. Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор "пристраивает" хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса "Осенний сон", и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омрачённым в памяти никакими тяготами войны. Видео. Кадры из кинофильма "Офицеры": "В лесу прифронтовом" - Стихотворение М.Исаковского стало широко известной песней. Как вы думаете, почему? Оно о том, почему наш народ победил: он защищал родную землю, всё то, что было дорого каждому. "В лесу прифронтовом" не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Она звучит как призыв к борьбе, зовёт на бой с ненавистным врагом. 3). Зимой 1941 года на страницах газеты "Правда" было опубликовано стихотворение поэта - фронтовика Константина Симонова "Жди меня" с посвящением "В.С."- Валентине Серовой. На экране портрет К. Симонова и В.Серовой. За романом поэта и талантливой и красивой актрисы следила вся страна. Композитор Матвей Блантер на стихи К.Симонова написал песню. Чтение наизусть уч-ся стихотворения "Жди меня". - Что вы можете сказать о содержании этого стихотворения : оно о мужестве, о любви или о чём-то другом? В одном из писем-откликов на стихотворение "Жди меня" было написано: "Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. - К чему приравнивает лирический герой умение ждать? К душевному подвигу, достойному встать вровень с ратным. - Найдите строку, в которой заключена основная мысль стихотворения. 1-я строка-"Жди меня, и я вернусь"- задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата. Эта строчка звучит как рефрен (повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость), призыв. - Прочтите строки, которые начинаются одинаково. Как называется это средство художественной выразительности? (Анафора) - Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "жди". (11раз) - Зачем поэт использует такое частое повторение? Анафора "Жди" помогает подчеркнуть надежду, звучит как молитва. Какие ещё художественно-выразительные средства языка использует поэт? Ассонанс (и), (у); аллитерация (ж), (жд). Ассонанс и аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (жёлтые дожди, жара), усиливают мотив ожидания. Послание не только по содержанию, но и по форме аскетично. В нем почти нет поэтических определений, сравнений, даже рифмы простые, рифмуются слова повседневного общения: жди - дожди; жара - вчера; придёт - ждёт; тобой- другой. - Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите строки, подтверждающие это. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой. Жанр стихотворения - лирический монолог - послание. Лирический герой обращается к любимой: "жди", "ты". Монолог стихотворения предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки: вопреки всему - надеяться и ждать! - О чём же стихотворение К.Симонова? К.Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет. Ожидание матери, сестры, любимой порой страшнее атаки. Но война без жертв не обходится, далеко не всем, как герою Симонова, повезло вернуться домой живым и здоровым. "Две трети погибших в 1941 - 1945 годах воинов похоронены как неизвестные",- написала газета "Красная звезда" 6 октября 1999 года. 400 поэтов и писателей не вернулись с фронта. 4). Одно из самых известных стихотворений Расула Гамзатова, аварского поэта, посвящено павшим солдатам, оставшимся на "кровавых полях" сражений Великой Отечественной войны. Оно было написано в 1965 году. Сообщение уч-ся об истории создания стихотворения. В своем последнем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории создания стихотворения «Журавли»: " Я находился в Японии и увидел в Хиросиме памятник белым журавлям. У японцев есть такое поверье, если больной человек вырежет из бумаги тысячу фигурок журавлей, то он выздоровеет. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой последствий ядерной бомбардировки, она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так была написано это стихотворение". Бумажные журавлики стали для Гамзатова символом смерти, и эту параллель автор провел через все произведение. Примечательно, что в оригинале эти стихи были созданы на аварском языке. «Журавли» пронизаны щемящей грустью и безысходностью. Автор скорбит не только по самому близкому человеку, но и параллельно вспоминает всех тех, кто трагически погиб во время Великой Отечественной войны, а также стал жертвой ядерного взрыва в Японии. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен, и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился к своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. Прослушивание первых двух куплетов песни "Журавли". Чтение наизусть уч-ся стихотворения до конца. - Почему стихотворение называется "Журавли"? О ком на самом деле в нём говорится? Белый журавль - стерх распространён только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы. Поэтому и белые журавли Гамзатова - "солдаты, с кровавых не пришедшие полей", нуждаются в том, чтобы память о них жила в наших сердцах. - Какой основной приём здесь использует Р.Гамзатов? Основной приём, используемый Р.Гамзатовым, - уподобление погибших солдат журавлям. В народных поверьях душа часто ассоциировалась с птицей, летящей в новую жизнь. Все те, кто ушел из этой жизни, ассоциируются у Расула Гамзатова с белоснежными журавлями, которые «летят и подают нам голоса». Действительно, журавлиный крик настолько пронзителен и печален, что заставляет задуматься о вечности. Кажется, что эти птицы улетают не в теплые края, а навсегда прощаются со всем тем, что было им дорого. «Они летят, свершают путь свой длинный и выкликают чьи-то имена», — отмечает поэт. - Какие чувства вы испытываете с первых строк стихотворения? Читатель ощущает подлинную печаль и боль, которые чувствовал поэт, задумываясь о судьбах погибших солдат. Боль, похожую на далёкий и пронзительный крик. - Какие гласные звуки повторяются чаще всего? Для чего поэт использует ассонанс? Звуки (а), (е), (у). Эти звуки напоминают крик журавлей. Журавли в своём крике словно выкликают имена известных и безвестных героев, место которых теперь не в земном, а в небесном строю среди гордых, величественно плывущих по небу птиц. ( Обращение к клину журавлей на доске). - Найдите в тексте анафору. Какова её роль? В основе анафоры лежит взволнованность, эмоциональность. Она усиливает значимость слова, способствует лучшему усвоению мысли. Благодаря анафоре поэт добивается мелодичности в стихотворении. - Какие образы противопоставляются в стихотворении? Образы заката, тумана - традиционные образы смерти, земля как обитель смерти противопоставлены у Р.Гамзатова небу как олицетворению вечного бытия. Летящие журавли убеждают нас в бессмертии солдат, отдавших жизнь для победы. Журавли становятся напоминанием для живых, залогом неразрывной связи живых и мёртвых. Они у поэта одушевлены, способны узнавать и "выкликать" своих знакомых и близких. Тем самым, поэт стремится преодолеть грань между жизнью и смертью. Не уничтожение и забвение ждёт погибших на войне, но вечная память и вечный полёт. Журавлиный клин вызывает у поэта сравнение с воинским построением, а их крики - с певучестью родной речи. Поэт находит и своё место в журавлином клине. Он не отделяет своей судьбы от общей солдатской, от народной судьбы. Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле. Стихотворение "Журавли" можно назвать своеобразным реквиемом (богослужением по умершим), посвящённым солдатам Великой Отечественной. Солдатам, погибшим на войне. но шагнувшим в бессмертие, оставшись в памяти потомков. А плывущие по небу журавли по-прежнему окликают всех живущих на земле, тревожа и наполняя наши души высокой и светлой печалью. В Дагестане 22 октября проходит литературный фестиваль «Белые журавли», посвященный памяти всех, кто погиб за Родину на полях сражений. Идея этого праздника принадлежит великому аварскому поэту Расулу Гамзатову, он же был и его первым организатором.
3. Итог урока. Прошло много лет с того времени, как закончилась Великая Отечественная война, как были написаны поэтические строки о ней. - Почему же до сих пор муза огненных лет волнует нас? Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любови к родине. Обращение к эпиграфу урока: Наши фронтовые стихи - это святая память героической истории. Сергей Орлов Видео "Вспомните, ребята..." Ученики встают, в руках каждого бумажный журавлик. - Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
4. Домашнее задание: 1) стр. 223, вопр. 1 (Какое стихотворение произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нём вам особенно понравилось и запомнилось?) 2) выучить наизусть понравившееся стихотворение. 3) для сильных учащихся - проанализировать стихотворения других поэтов - фронтовиков (стр. 215-222). 5. Комментирование оценок. Дети дарят бумажные журавлики присутствующим на уроке гостям. Всем спасибо за работу на уроке!
Самоанализ урока Характеристика класса. В классе 17 человек. Не у всех одинаковая мотивированность на учёбу. Из всего класса с большим интересом читают 7 человек (Глуховский Сергей, Павловская Анастасия, Коржукова Анастасия, Барышникова Анастасия, Кравченко Екатерина, Добромыслов Иван, Лобачёва Марина). Вообще дети этого класса любят литературу, стараются читать выразительно, чтобы донести до слушателей смысл прочитанного, что и показали на уроке. Учащиеся могут определить тему текста, находят изобразительно- выразительные средства, но затрудняются определять их роль. Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме: "Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жизни и смерти, бессмертия, любви к родине". Урок продолжает изучение русской литературы 20 века в 6 классе (после "Кладовой солнца" М.М.Пришвина), материал рассчитан на 2 учебных часа. Учебник Г.Меркина. Тип урока - комбинированный (изучение нового материала). Цели урока: образовательная - продолжение обучения школьников приёмам анализа поэтического текста; развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла ( литература, история, музыка, изобразительное искусство), развитие навыков выразительного чтения; воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны, интерес к прошлому нашей страны. Задачи: - установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, ИЗО); - закрепление навыка находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте; - формирование умения интерпретировать поэтический текст. Структура урока - традиционная: 1) психологический настрой учеников на более активную деятельность на уроке; 2) изучение нового материала, анализ стихотворений о Великой Отечественной войне; 3) рефлексия. Использовала традиционную и информационную технологии. Уч-ся в процессе совместной деятельности друг с другом и учителем развивали учебно-коммуникативные умения: учились вести диалог, высказывать суждения, продолжать мысль собеседника, слушать и слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Во время подготовки учились выразительно читать стихи, развивали свои учебно-организаторские умения: оформляли презентацию, делали бумажные журавлики, учились сотрудничать при решении учебных задач, планировать свою деятельность. Время на реализацию разных этапов урока спланировано правильно. Удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить материал детям. Удалось гармонично сочетать словесные, наглядные (презентация), практические (работа над текстом стихотворений) методы преподавания. Требования, предъявляемые к уч-ся, считаю достаточно чёткими, ясными и последовательными, поэтому дети активно работали. Возникла атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, не было безразличных. Мне удалось не только контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению психического и нравственного здоровья уч-ся, но и создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый раз , проводя уроки литературы, я задаю себе вопрос: как задеть те струны в душе подростка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание. Этим уроком хотелось воспитать у ребят чувство гордости за людей, за страну, победившую в 1945 году, привить понятие "духовной памяти", желание стать лучше, чище, нравственнее.
<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=347355398&id=456239017&hash=6ba268d5d09c746a" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>
https://vk.com/video347355398_456239017?hd=-1&t=48s