План урока самопознания (6 класс) Природа-бесценный дар


План урока самопознание 6 класс.
Дата № 20
Тема: Природа-бесценный дар.
Класс: 6 «А»
 
Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы через практику общечеловеческой ценности «ненасилие».
Задачи:
- Раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;
- Развитие эмоционально-чувственного восприятия природы.
- воспитание заботливого отношения к окружающей среде, к общественной собственности.
Ценность: ненасилие
Качества: бережное отношение к природе, эмоционально-чувственное восприятие природы, социальная и гражданская ответственность Ресурсы: аудиозапись песни «В небе туча хмуриться», видеоролики «Лес», «Красота природы»
Ход урока:
1.     Орг.момент. Позитивный настрой.  
Позитивный настрой. (Мысленная прогулка в лес)
Учитель приглашает детей поприветствовать друг друга, затем сесть, принять удобное положение и совершить мысленную прогулку в лес на фоне музыкальной композиции.
Учитель: сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабится и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо.(включить звук) Перед вами лес. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуть к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. (выключить звук) И вот вы дошли до дверей школы глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Откройте глаза и улыбнитесь! Приступим к уроку.
Сегодня мы продолжаем изучение темы «ПРИРОДА - БЕСЦЕННЫЙ ДАР»
Ассоциации к понятию «Природа (живая и неживая)»
Неживая природа – это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.
Живая природа – это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Сюда относятся многочисленные животные, растения, микроорганизмы. Можно сказать, что живая природа – это все, что делает мир краше, живее и интереснее. В своей совокупности живая природа может образовывать отдельные виды и подвиды, экосистемы, которые будут характерны для определенной местности в определенное время.
Что это? Какая? Что делает?
(Что дает человеку? Какую роль играет в его жизни?)Как вы думаете, что является бесценным в природе?
Что значит бережно относиться к природе?
В чем смысл ценности природы для человека?
Природа- бесценный дар , источник живительной силы человека. В природе все продумано и устроено.
Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.
Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически. Примечания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Проверка домашнего задания
В качестве домашнего задания учащимся было дано найти, записать и выучить стихотворение о природе. 3.Позитивное высказывание (цитата урока)
Учитель приглашает учащихся поразмышлять над высказыванием Иоганн Вольфранг Гете «Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания» и ответить на вопрос:
Почему автор изречения сравнивает природу с книгой?
Как влияет природа на человека?
(Ответы учащихся)
Вывод учителя: постижение природы - это увлекательный познавательный процесс. Живая природа благотворно влияет на человека, щедро даря ему свою любовь.  
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
4. Подарок детям.
Видео ролик «Красота природы»
Один человек отдыхал у водоема, когда увидел, как скорпион упал в воду и старается выбраться, но у него ничего не получалось и он стал тонуть. Человеку захотелось спасти скорпиона, он протянул руку, чтобы вытащить его, но, когда почти вытащил, скорпион его укусил.
Реагируя на боль, спасатель разжал пальцы, и скорпион опять упал в воду и стал тонуть. Человек во второй раз попытался вытащить скорпиона, и во второй раз скорпион укусил спасающую его руку.
Наблюдавший за происходящим путник подошел к монаху со словами:
— Извините, но вы упрямы! Не понимаете, что всякий раз, как будете стараться вытащить его из воды, он будет вас кусать?
На это человек спокойно ответил:
— В природе скорпиона — кусать, нападает ли он или защищается. Но это не изменит природы ЧЕЛОВЕКА — любить и помогать.
Произнося эти слова, он подобрал с земли опавший лист и помог себе подцепить им скорпиона, вытащил его из воды и отпустил.
Беседа по вопросам:
- Какими качествами обладает человек, который спас скорпиона?
- Прав ли был путник, что осуждал монаха?
- Как нужно вести себя по отношению к природе? Творческая деятельность, индивидуальная работа.
- Представьте, что цветы, деревья и птицы решили написать пожелания людям. Запишите эти пожелания.
А) Самостоятельная работа.
Б) Представление работ.
- Природа – бесценный дар, источник живительной силы человека. В природе все продумано и устроено.
Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность.
Бережное отношение человека к природе не только преумножает ее красоту и богатство, но и облагораживает самого человека духовно и физически. Групповое пение.
«В небе туча хмуриться» Композитор : Владимир Шаинский, автор текста: Сергей Козлов Домашнее задание.
Рисунок «Любимый уголок природы» Заключительная минута тишины.
- Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу! Урок окончен.