Урок по региональной истории Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVI)ПРОДОЛЖЕНИЕ


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ.
Урок 5. Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.)
Неронова Татьяна Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова».Предмет: региональная история.
Класс: 11.
Тема урока: Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.)
Учебное пособие: В.Г. Петрович, М.В. Булычев, А.А. Герман, А.В. Лучников, В.П. Тотфалушин, В.П. Хасин и др. История Саратовского Поволжья. - М., ГАУГН-Пресс, 2016 год
Цель: обобщение и закрепление знаний по истории родного края.
Задачи
1. Обучающие:
обобщить сведения по истории Саратовского края в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)
выявить особенности экономического развития и благоустройства.Укека- одной из жемчужин Золотой Орды, составе городского населения, его основные сферы деятельности в указанный период;
проанализировать специфику золотоордынских могильников . 2. Развивающие:
формирование умения
выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию;
применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений; 
четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли; 
определять цели и задачи учебной деятельности в рамках изучаемой темы;
находить противоречия и на их основе формулировать проблему;
работать с информационными источниками разного типа (текстом, картой);
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
3. Воспитательные
Способствовать патриотическому воспитанию, формированию активной гражданской позиции, формированию навыка преодоления трудностей, ответственности за результаты учебного труда.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся:
фронтальная (в процессе постановки проблемы, определения цели и задач учебной деятельности; в процессе дискуссии; подведения итогов урока);
индивидуальная (во время работы с материалами учебного пособия);
парная (в рамках выполнения задания, направленного на актуализацию имеющихся знаний)
групповая (в процессе работы над вопросами темы урока).
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Формирование УУД, технология оценивания
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает позитивный настрой на работу.
Предлагает посмотреть на экране карту о пребывании Золотой Орды в Поволжье
Вопрос к учащимся: «Скажите, что за карту мы сейчас видим на экране? К какому времени они относятся? Изучают материал, представленный на слайде, концентрируют внимание на проблематике предстоящего занятия, оценивают степень изменений, Анализируют представленную информацию., Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности.Коммуникативные: умение воспринимать информацию, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.
Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности На слайде появляется тема урока «Саратовский край в составе Золотой Орды и после ее распада(XIII-XVIвв.)»
Работая в парах:
1.В представленном списке поселений определите
а)те, которые были построены на территории современной Саратовской области в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)
1.Белджемен
2. Сарайчик
3.Владимир
4.Сарай
5. .Укек
б).Какой из выше представленных городов считается одной из жемчужин Золотой Орды :
УкекДавайте вспомним, с какого периода начинает свою историю этот город.?3.Основание Увека учёные относят
1).:к началу XIII 2)к 50-м годам XIII века
3). к концу XIII
4 .Что означает в переводе с древнетюркского слово «Увек»:
1)Холм 2)Башня 3)Гора
5.Первым упоминанием города Укека считается :1)1253 2).1223 3) 1265
6.Кто из путешественников описал Укек как город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей»
1.Ибн-Батут- арабский путешественник
2.ранцузский посол Гильом де Рубрук3.Марко Поло
7.В связи с чем в Укеке с 1240-х до 1370-х гг. осуществлялась чеканка медных и серебряных монет.
1.был основан на перекрёстке северной ветки Великого Шёлкового пути с Великим Волжским путём
2. был основан на пути «Из варяг в греки»
3. был основан на Волге
Пользуясь картой, постарайтесь ответить на вопрос, почему именно это место было выбрано для основания города УкекаУчащиеся знакомятся с темой урока, вспоминая пройденный материал, отвечают на вопрос о времени появления золотоордынцев и их пребывание в пределах современной территории Саратовской области В ходе выполнения задания, вероятно, возникнут затруднения с определением соответствующих городов. В качестве подсказки можно предложить воспользоваться текстом учебника. Указав его страницу. Учащиеся высказывают предположения о том. почему один из ранних городов Золотой Орды называют его жемчужиной Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности.
Познавательные: умение выделять причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Этап локализации индивидуальных затруднений «Сформулируйте, какие затруднения вызвало у вас выполнение данного задания? Каких фактических знаний не хватило? Почему возникли сложности с выявлением причин основания Укека именно на данной местности. У всех возникли одни и те же затруднения?» Учащиеся определяют, что стало причиной возникших затруднений (нехватка фактических знаний, проблемы в работе с картой), Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности.
Регулятивные: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы, определять успешность выполнения задания, фиксировать затруднения.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений «Попробуем устранить имеющиеся пробелы и проанализировать основные периоды и особенности развития городов, построенных на территории современной Саратовской области в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI
Работая в группах:
«Источниковеды»
попытаются:выявить особенности экономического развития и благоустройства.Укека, составе городского населения, его основные сферы деятельности в указанный период;
«Археологи» проанализируют информацию и расскажут правду золотоордынских могильников о специфике жизни различных слоев населения
в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)
Учащиеся могут предположить, что говоря о развитии городов, в первую очередь, Укека, необходимо рассмотреть показатели торговли, развитие ремесла а также , благоустройства и строительства.
Учащиеся делятся на группы по желанию, либо путем жеребьевки (вскрытия конвертов с наименованием группы). Познавательные: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности.Регулятивные: умение определять проблему, находить пути её решения.
Этап реализации построенного проекта Самостоятельная работа с фрагментами текста учебного пособия, посвященными соответствующим вопросам (см. приложение 2) с применением метода «Маркировка» («v» -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « ! » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями) Повторение и закрепление информации по основным материалам предшествующего занятия по данной теме.
Работа с материалами в рамках тематической группы может проводиться учащимся индивидуально. Личностные: понимание значимости предстоящей деятельности.
Познавательные: находить информацию по заданной теме.
Регулятивные: понимание алгоритма выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию.
Этап обобщения затруднений во внешней речи «Достаточно ли представленной информации для анализа? Является ли она объективной? Все ли сведения были вам известны? Учащиеся оценивают проведенную работу, отмечают возникшие затруднения и спорные моменты Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, сравнивания результат с эталоном, фиксировать затруднения.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Работая в группах, попробуйте составить схему-кластер по своему направлению.
Используя имеющиеся материалы, учащиеся, работая в группах, на листах формата А3 составляют примерный кластер по своим темам:
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, находить достоверную информацию в разных источниках, анализировать, структурировать знания.
Личностные: понимание значимости выполняемого задания, формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом.
Регулятивные: понимание алгоритма выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения.
Этап включения в систему знаний и повторение Постараемся собрать воедино результаты работы, презентовав получившиеся постеры, которые составят общий кластер
« Истории Саратовского края в эпоху существования крупного средневекового государства - Золотой Орды (XIII-XIVвв.) и постордынских государств в Поволжье(XV-XVI вв.)»
Учащиеся размещают сформированные кластеры на доске вокруг помещенной в центре основной темы занятия, знакомятся с результатами работы других групп, оценивают получившийся результат. Личностные: понимание значимости выполняемого задания, формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом.
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания, сравнивать результат с эталоном.
Познавательные: умение выделять главное, представлять и оценивать информацию в разных формах.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Подведем итоги занятия:
Какие основные вопросы сегодня удалось рассмотреть?
Что вызвало затруднения?
Дает ли рассмотрение данных материалов возможность представить полную картину событий, какие моменты остались не освещенными в ходе занятия?
Используя метод «Светофор», оцените свою позицию и вклад в ходе групповой работы. Совместно с учителем обсуждают основные вопросы, рассмотренные в ходе занятия, выявляют возникавшие сложности, оценивают собственный вклад в ходе групповой работы. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности.