Из опыта работы по проблеме «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА СНЕЖНОЕ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПИСАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ТРОШИНОЙ СВЕТЛАНЫ МИХАЙЛОВНЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ»
Компетентностный подход в обучении – это ответ на требования времени. Динамика жизни, постоянное обновление информации, колоссальные темпы её накопления обусловили потребность в таких специалистах и членах общества, которые способны гибко и оперативно адаптироваться к новым требованиям, адекватно реагировать на новые вызовы, учиться в течение всей жизни, развиваться, творить, самореализоваться. Эти задачи совпадают с целями основных групп компетентностей:
социальной – умение делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность;
поликультурной – овладевать достижениями культуры человечества;
коммуникативной – уметь общаться в разных формах и ситуациях;
информационной – добывать, обрабатывать и использовать информацию из различных источников;
самообразования и саморазвития – готовность и потребность учиться в течение всей жизни;
продуктивной творческой деятельности - потребность в творчестве.
Можно сделать вывод, что в целом компетентность обеспечивается комплексом таких структурных компонентов:
знания;
деятельность;
личностные качества.
«Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы» - проблема, над которой работаю в течение пяти лет и которая является логическим продолжением предыдущего опыта по развитию творческих способностей учащихся средствами уроков языка и литературы.
Задачи формирования ключевых компетентностей у учащихся реализуются на уроках последовательно и поэтапно, через определённые приёмы и методы, а также через систему творческих заданий, программы самореализации учащихся, коммуникативно-ситуативные упражнения, разноуровневые задания.
На своих уроках стремлюсь к созданию дидактических и психологических условий для заинтересованного осмысленного обучения, то есть такого, в процессе которого происходит самоизменение, саморазвитие обучаемого, его трансформация из объекта обучения в субъект деятельности. Отправной точкой в работе с детьми является развитие индивидуальных познавательных способностей, вовлечение детей в сотворчество, сотрудничество, осознанное, мотивированное учебное действие.
Свою работу на уроках русского языка строю с акцентом на обучение основным видам речевой деятельности.
На начальном этапе работы (в 5 - 6 классах) наиболее эффективными считаю промежуточные виды работ репродуктивно-конструкторского характера, например, свободные диктанты. Ценность данного упражнения в том, что при всей самостоятельности детей в воспроизведении диктуемого, как бывает во время написания изложения, предлагаемый текст оказывает исключительно сильное влияние на речь учащихся, обогащая её многими новыми средствами литературного языка, закрепляет использование правильных грамматических форм. Немаловажно здесь и воспитательное значение: тексты, подбираемые для работы, несут гуманистические, экологические, нравственные ценности, развивают личностные качества ребёнка.
Постоянная работа со словарями различных видов, особенно в 5 – 6 классах, позволяет вырабатывать у учащихся наиболее полное представление о языковых единицах. Школьники учатся извлекать из словарных статей информацию, обогащают свой словарный запас, повышают уровень речевой культуры, усваивают понятия коммуникативной нормы и её вариативности, совершенствуют навыки работы с научным лингвистическим текстом.
Предлагаются такие задания с привлечением словарей:
1. Составьте «паспорт» слова по плану:
«Национальность» - происхождение.
Лексическое значение.
«Возраст» - является устаревшим, неологизмом или активно используется.
«Адрес» - сфера использования, стилистическая окраска.
Нарисуйте портрет слова.
2. Составьте схему словарной статьи.
3. Оформите «визитную карточку» словаря.
4. Произведите «этимологические раскопки». Связаны ли по происхождению слова гром и огромный, художник и худо?
5. Установите смысл и происхождение фразеологизма (например, от горшка два вершка, не лыком шиты).
Таким образом, включение научно-популярной лингвистической литературы в учебный процесс обеспечивает формирование информационной и самообразовательной компетентностей, осмысленное усвоение языковой теории и соединение её с речевой практикой.
На следующем этапе обучения формируем у учащихся навыки творческого мышления и воображения как необходимых условий формирования речевых умений. Способность кратко и точно выражать свои мысли, правильно понимать собеседника, вслушиваясь в его речь, перебирая его аргументы, активно участвовать в построении нормативного языка – такие задачи реализуются на уроках.
Совершенствование коммуникативно-речевых умений осуществляется на уроках развития речи. Учитель подбирает задания, которые позволяют создать на уроке речевую среду с высоким развивающим потенциалом в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Здесь важно умение учителя создать атмосферу увлечённости школьников практическим заданием, установить доверительные отношения с учащимися, насыщенные положительными эмоциями. Наиболее продуктивными упражнениями в своей работе считаю
составление ситуативных диалогов;
написание рассказов по данным завязке и развязке;
составление монологов «Я люблю», «Я не люблю», «Мне горько», «Я надеюсь»;
составление комплиментов уму, способностям, человеческим качествам своих одноклассников.
Такой подход позволяет учителю создать условия для самореализации каждого ученика, позволяет ученику познать себя как личность. Особенно важно, что такие задания под силу и слабому ученику, не имеющему способностей раскрыться в других упражнениях. При выполнении коммуникативно-ситуативных упражнений (КСУ) традиционный контроль учителя уступает самоконтролю: ответы рецензируются, отмечаются успехи и недочёты, а это залог долгосрочной активности и познавательной самостоятельности учащихся.
На уроках изучения языка в средних классах предусматривается активизация познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения языковых и речеведческих единиц, обучение таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация аналогия, обобщение. Ставятся такие учебные задачи, чтобы школьник работал заинтересованно, с напряжением своих умственных сил, но и вместе с тем без назойливого педагогического руководства.
Усилить развивающий потенциал речевой среды на уроке позволяет использование высокохудожественного текстового материала. Практика показывает, что плодотворная работа по выявлению способности слова аккумулировать в себе культурные смыслы позволяет впоследствии перейти к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме. Работу с текстом направляю на восприятие учащимися представления автора о мире, его опыта. Важно, чтобы дети сопоставляли этот опыт со своим, познавали себя в таком сопоставлении. Учитель настраивает учащихся на диалог с текстом, на сопереживание. Для преодоления трудностей при вербализации подтекста концентрируем внимание ребят на языковых сигналах подтекста, в роли которых выступают, как правило, тропы. Здесь практикуются такие задания:
Прочитайте текст и скажите, какие слова повторяются. Какова их роль в тексте?
Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении. Определите их роль.
Подумайте и скажите, какие фразы в тексте являются ключевыми. Выделите их.
На уроках изучения языка в старших классах, где программой предусмотрено обобщение и систематизация изученного, предлагаю задания, выполняя которые, ученики самостоятельно добывают знания и вырабатывают навыки. Таким образом, обучение обретает личностный характер.
Вот некоторые из предлагаемых заданий:
1. Поделитесь впечатлениями от текста (на основе прочитанного), выразите своё отношение к проблеме, поднятой автором. Расскажите, с какими положениями статьи вы согласны, а с какими нет.
2. Составьте рассуждение «Мысли о главном» в 5 – 6 сложных предложениях с разными видами связи.
3. Составьте пейзажную зарисовку осеннего леса, пользуясь только назывными предложениями.
4. Создайте текст – описание летнего дождя, используя звукопись (аллитерацию).
5. Напишите акростих (например, «Водопад», «Листок»).
6. Создайте текст заданного жанра по данной теме (например, репортаж «День дублёра в нашей школе»).
В ходе выполнения подобных заданий повышается уровень речевой грамотности, обогащается словарный запас, развивается воображение, мышление. Учащиеся видят практическое применение изученного по языковым темам, растёт также уровень эстетической образованности. Самостоятельно созданный речевой продукт и есть результат продуктивной творческой деятельности.
По мнению учителя, каждый урок литературы должен наполняться атмосферой творчества. А что такое творчество? Современная наука определяет творчество как процесс создания новых духовных и материальных ценностей. Следовательно, творческая личность – это не только личность, которая потенциально владеет способностями к творчеству, но и проявляет себя в систематической творческой деятельности.
Показатели творческой систематической активности личности:
наличие в творческой деятельности ценностных жизненных ориентиров;
социальная направленность личности на усвоение знаний, умений, навыков;
потребность в знаниях;
интерес к самому процессу образования, самостоятельность ответственность, творческий подход к решению заданий, желание найти «свой» путь к решению нового; проявление инициативы в процессе обучения;
умение самостоятельно мыслить, выделять главное, анализировать, составлять план, излагать;
стремление к углублению и расширению знаний и способов их усвоения, использование дополнительных источников информации, самообразование;
умение применять на практике усвоенные знания для решения поставленной задачи и получения новых знаний;
желание делиться своими знаниями и опытом с другими учениками, помогать им в организации собственной творческой деятельности;
активное участие во внеурочной творческой работе.
Процесс развития творческих способностей учащихся проходит под руководством учителя и носит взаимно интересный для учителя и ученика характер.
На уроках литературы уделяется большое внимание формированию читательской компетентности, которая позволила бы ученику – выпускнику, используя полученные на уроках знания и навыки, понимать, организовывать информацию, успешно её использовать. Читательская компетентность является одной из составляющих поликультурной компетентности и является значимым компонентом гуманитарной культуры личности. Цель литературного развития школьников учитель видит в формировании богатства и индивидуального своеобразия личности, наблюдательности, воображения, широкой сферы чувств, логической и эмоциональной памяти, нравственных установок, литературных (творческих) способностей. На своих уроках учитель использует такие механизмы литературного развития, как ассоциирование, эмпатия, идентификация, художественное обобщение, рефлексия. Важно, чтобы дети умели воспринимать текст как знаковую систему, а произведение как систему образов, научились видеть способы создания образов.
Основным методом литературного развития школьников считаю литературный анализ художественного произведения, где выделяется
видение и осознание ценностно-смысловых центров художественного текста и рефлективное к ним отношение;
эмоционально-эстетическое переживание и понимание смысла художественной образности произведения;
сопереживание героям и понимание их чувств, мыслей, мотивов поведения и поступков;
проникновение в авторскую точку зрения и диалог с автором.
С этой целью предлагаю на разных этапах обучения такие виды заданий:
1. Напишите письмо благодарного читателя Марку Твену.
2. Создайте эскиз обложки к изученной книге (например, к роману А.Беляева «Человек – амфибия ).
3. Проведите заочную экскурсию по литературным местам.
4. Представьте себе встречу автора и художника – иллюстратора. О чём бы они говорили?
5. Подготовьте вопросы для интервью с литературным героем (например, с Печориным).
6. Воспроизведите страничку из воображаемого дневника литературного героя (например, Евгения Базарова).
7. Сопоставьте Петербург А.Пушкина и Ф.Достоевского.
8. Напишите поучение в духе Владимира Мономаха своим современникам.
В средних и старших классах активно применяются различные типы анализа художественного текста:
структурный;
социологический;
коммуникативный;
психологический;
культурологический;
компаративный.
В качестве заданий на уроках по изучению романов, где следует выяснить глубину усвоения содержания, использую литературные диктанты, тесты открытого типа, а также следующие задания:
Восстановите описание героя по детали (балахон с кистями – Базаров).
Сведите портрет героя до одной детали (Элен Безухова – роскошные плечи).
Восстановите эпизод романа, связанный с деталью (медный крестик Сони – покаяние Раскольникова).
При подготовке домашнего задания предлагаю творческие упражнения с разным уровнем сложности. Вот некоторые из них:
1. Опишите в стихах немую сцену из гоголевского «Ревизора».
2. Напишите оду – подражание М. Ломоносову.
3. Сочините сонет.
4. «Перепишите» финал драмы А. Островского «Бесприданница».
5. Сгруппируйте героев пьесы А. Чехова «Вишнёвый сад». Объясните принцип отбора.
6. Удержите героиню «Грозы» от рокового шага. Составьте монолог.
Подобные задания не только развивают речевые и мыслительные способности, но и позволяют личности ученика самовыразиться, поверить в свои силы, заставляют снова и снова погружаться в изученное на уроках произведение, присмотреться к авторской манере. Учитывая, что старшеклассников всё труднее заинтересовать чтением, учитель видит возможность путём таких упражнений вернуть читателей книгам.
Уроки литературы – это ещё и уроки воспитания нравственности, развития духовности. Главным на своём уроке считаю слово, ибо через него лежит путь к сердцам учеников. Здесь особое внимание уделяется интерпретации авторского замысла, а благодатным материалом для исследования являются такие художественные тексты:
Библейские притчи, «В дурном обществе» В.Короленко (6 кл.)
«Поучение Владимира Мономаха» (7 кл.)
«Капитанская дочка» А.Пушкина (8 кл.)
«Бедная Лиза» Н.Карамзина (9 кл.)
«Герой нашего времени» М.Лермонтова (10 кл.)
«Преступление и наказание» Ф.Достоевского (11 кл.)
Эти произведения объединяют вечные понятия нравственности, совести, чести. К ним дети идут через свой жизненный опыт, связывая переживания героев со своими собственными. Учитель строит беседу, используя такие вопросы:
Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вы, устыдившись своих поступков, просили прощения? Что испытывали, когда вас прощали?
Что труднее: обвинить себя или попросить прощения?
Какой совет вы бы дали герою?
Когда человек способен предать идеалы, сбиться с пути?
Почему в современном мире так много преступлений, жестокости, войн, прочих бед?
Как вы думаете, легко ли быть праведником? Почему?
Такой подход позволяет формировать личностные качества и социальную компетентность подростка, а произведение и его герои перестают восприниматься как нечто отдельное от жизни. Ученик чувствует нравственную связь времён, эпох, может проецировать на себя черты и поступки героев, обретает жизненный опыт и может сознательно выстраивать своё будущее. А это и есть важнейшая задача современной школы – подготовить социально адаптированную личность для самостоятельной реализации.