Конспект урока по истории на тему Русь и Золотая Орда

Курс « История России с древнейших времен до конца XVI века»
Тема урока: «Русь и Золотая Орда».
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Форма урока: традиционная
Цели урока
Образовательные:
- познакомить учащихся с зависимостью Руси от Золотой Орды,
-охарактеризовать повинности русского народа.
Развивающие:
- продолжить формировать навыки и умения работы с картой;
- развить речь, мышление и внимание учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать на примере русских князей патриотизм и мужество
Литература: учебник – История России С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. под. ред. А.А. Данилов, Л. Г. Косулина
Оборудование: учебник – учебник – История России С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. под. ред. А.А. Данилов, Л. Г. Косулина; презентация «Русь и Золотая Орда».
Методы: устный метод, наглядный метод, печатно-словесный метод.
Приемы: рассказ учителя, беседа, опрос, работа с картой.
Ход урока.
Орг. момент. [1 мин]
- Здравствуйте ребята. Садитесь. ( учитель отмечает отсутствующих в журнале) Записываем в тетради число и нашу сегодняшнюю тему – Русь и Золотая Орда. (учитель записывает число и тему урока на доске)







Постановка цели урока. [1 мин]
Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим, какими были взаимоотношения Руси и Золотой Орды, а также познакомимся с повинностями русского народа. Рассмотрим последствия ордынского владычества.
3. Объяснение нового материала. [ 30 мин]
Работа учителя
Работа уч-ся

План:
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.
Повинности русского населения.
Борьба русского народа против ордынского владычества.
Последствия ордынского владычества


Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. (вводное слово)
Итак, ребята прежде чем приступим к новой теме давайте вспомним :
( работа с картой и беседа с учащимся)
Вопросы:
Когда произошла первая встреча русских и татар?
Покажите на карте русские земли, которые подверглись опустошению?
Давайте вспомним, где находятся следующие земли: земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, часть Средней Азии?
Хорошо, ребята. (рассказ учителя)
Данные земли в 1243 году вошли в состав Золотой Орды, правителем стал Батый. Его столицей стал город Сарай (в переводе - дворец), основанный Батыем недалеко от теперешней Астрахани.
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды Они попали в вассальную зависимость от нее. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович. Батый, встретивший Ярослава «с великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом на поклон к хану потянулись и остальные князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Каждому князю выдавался ярлык особая ханская грамота на княжеские владения
запишем новый термин в тетрадь.
Самым привлекательным был ярлык на великое владимирское княжение, так как теперь не киевский, а владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр Руси переместился из разоренного Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенес свою резиденцию митрополит.
Поездки русских князей в Золотую Орду не только сопровождались унижением, но нередко заканчивались их смертью. За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в Орде было убито более 10 русских князей. А теперь обратимся к документу на станице 120 «Древнерусская летопись о смерти черниговского князя Михаила в Золотой Орде»
-ответьте на вопрос:
Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?



После того как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствии которого происходило торжественное возведение князя на престол. Великие князья владимирские совершали торжественный обряд посажения на великокняжеский стол в Успенском соборе Владимира при обязательном присутствии ханских послов. Эта процедура символизировала подчинение русских правителей ханской власти.
Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого.
Повинности русского населения.(рассказ учителя)
Но непосредственная власть Золотой Орды осуществлялась через ханских послов и баскаков - ханских наместников. (Запишите термин в тетрадь)(слайд 7)
Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси выходом (слайд 8)
(Запишите новый термин в тетрадь) или ордынской данью. В 12571259 годах монгольские чиновники численники - Запишите термин в тетрадь
провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер.
Сбор дани сопровождался грабежом и насилиями, уводом людей в рабств. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.
А теперь давайте обратимся к документу на стр. 120 «Из народной песни о баскаке Щелкане» и ответьте на вопрос
- О каких формах ордынского владычества рассказывается в этом источнике? Приводите ответы из текста.




Еще одной тяжелой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность поставлять воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах.
Если же русское население высказывало непокорность ордынскому владычеству, отказывалось выплачивать дань, то ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды. Они жестоко расправлялись не только с непокорными, но и со всеми русскими землями, лежавшими на их пути. Тем не менее, полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.
(беседа по картине)
-Ребята, откройте учебник на странице 117. На странице 117 изображена картина художника С. Иванова «Баскаки»
-Какой момент изобразил художник?
-Кто изображен на картине?

-Как изображены монголы, а как русский народ?




- А теперь выполним задание № 3 в рабочих тетрадях.
3. Борьба русского народа против ордынского владычества.
На основе текста учебника сделайте в рабочих тетрадях задание № 4.
-Чем были вызваны восстания в русских землях?
- В каких городах проходили волнения?
4. Последствия ордынского владычества.
Ордынское владычество имело очень тяжелые последствия для Руси. Были разрушены и разорены десятки городов, многие из которых так и не поднялись из пепла. Были забыты многие ремесла. Из русских земель в казну хана выплачивалась огромная дань. В своем хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказались отброшенными назад на 50-100 лет. Именно тогда началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными.
В результате ордынского владычества изменился и характер княжеской власти. Русские князья часто бывали в Орде и видели, что хан обладает огромной властью, никто не имеет права перечить ему. И в этом- князья видели источник могущества Золотой Орды. Вернувшись, домой, они старались усилить свою власть, тем более что сделать это теперь было значительно проще. Жители княжеств сами были заинтересованы в том, чтобы был сильный правитель, который мог бы защитить их от татарских набегов. Вечевые традиции постепенно сходили на нет. Эти политические перемены происходили еще и потому, что наиболее древние и развитые города Ростов, Суздаль, Владимир пришли в упадок, уступив первенство новым центрам Твери, Москве, Нижнему Новгороду, которые стали столицами самостоятельных княжеств уже при ордынском владычестве.
Таким образом, ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

















- 31 мая 1223 года на Калке

- Рязанские земли, Владимирские земли, Новгород и Козельск.

- работа с картой
































-ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах
















- Князь Михаил Черниговский был крещенный, из-за этого отказался поклоняться языческим идолам, остался верен православной вере.

































-баскак - представитель ордынского хана на Руси



-выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для Хана Золотой Орды

-Численник – монгольский чиновник, проводивший перепись населения.














- С князей по сто рублей,
С бояр по пятидесяти.
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У кого дитяти нет,
У того жену возьмет;
У кого жены нет,
Того самого головой возьмет.





















-момент сборы дани
-баскаки, сборщики дани и русский народ (русские)
-монголы: можно отметить что, изображены как хозяева, которым что-то подают, а русские печальные, с опущенными головами, художник изобразил как рабов.








- злоупотреблениями басками при сборе дани
-в Ростове, Суздале, Ярославле и др.


4. Закрепление изученного материала. [4 мин]
1) В каком году Батый образовал Золотую Орду?
(1243 г.)
2) Что такое ярлык?
(особая ханская грамота на княжеские владения)
3) В каком году или годах монгольские чиновники пропели перепись населения на Руси?
(1257-1259 гг.)
4) В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?
(князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав)
5)В чем проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?
(русское население обязано было платить дань монгольскому хану )


5. Подведение итогов урока. [3 мин]
Итак, ребята. На сегодняшнем уроке мы с вами узнали о взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Мы также познакомились с повинностями русского народа и рассмотрели последствия ордынского владычества.
Выставление и комментирование оценок
6. Рефлексия. Составление синкейна. [4 мин.]
Примерный:
Баскаки
Гордые, решительные
Собирали, разрушали, забирали
Проводили сбор дани на Руси
Враги
7. Домашнее задание. [2 мин]
Параграф 14; ответить на вопросы на стр. 120; Составьте небольшой рассказ по картине «Баскаки» художника С. Иванов
- До свидания.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115