Технологическая карта урока литературного чтения на тему Н. Носов На горке (2 класс)
Ф.И.О. автора: Наставшева Елена Ивановна
Место работы: МБОУ СОШ №1 ст.Хворостянка Добринского района Липецкой области
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Н. Носов «На горке».
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя
1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; 3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;
получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими жизненными представлениями.
Метапредметные :
Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение;
коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм
Использованные технологии и формы обучения
Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы
Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран.
Сценарий урока.
№ п/п
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1
Оргмомент.
Мотивация.
Речевая разминка.
-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим миром литературы. Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это ваши ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, раскрасьте пальчик зелёным цветом. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание и вы с ним не справились, раскрасьте пальчик красным цветом. Ну, а сейчас в путь.
Куда же мы отправимся, читая новое литературное произведение? (слайд 2). В какое время года будут происходить события? Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
Речевая разминка
Слайд 3:
Ма-ма-ма – на дворе стоит зима.Ре-ре –ре – все ребята во дворе..Ра-ра-ра – строит горку детвора.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.– А теперь прочтите ее громко и быстро.
– Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией.– Конец второго предложения прочитайте с вопросительной интонацией.– Прочитай конец третьего предложения, выделяя голосом, слово строит, слово детвора, слово горку.
Оцените свою работу, раскрасив большой палец на листе-самооценке.
Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся, как они будут оценивать свою деятельность на уроке.
Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.
РУУД:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2
Подготовка к восприятию текста
- А что означает слово горка? Есть книга, которая знает про значения слов всё. Как она называется? Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА». ( Слайд 4.)Сегодня в роли знатоков у нас выступают Камилла и Ваня. Они уже нашли значение слова горка в Толковом словаре, им слово:– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».– А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы.– Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?
- А поведет нас на горку Николай Николаевич Носов (слайд 5 - портрет). С произведениями этого замечательного писателя мы уже встречались. Давайте вспомним названия некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (см. приложение № 1, слайд 6)
Ну, а сейчас вернемся к нашей ладошке. Оцените свои знания произведений Носова, раскрасив указательный палец на листочке.
- Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло между ребятами? О чём будет наше произведение?
А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 7)
Организует деятельность учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его содержании.
Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения .
РУУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
3
Первичное восприятие текста, словарная работа
Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:
(1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.)
- Как вы думаете, Котьке, правда, нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам?
( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.)
- Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть?
(3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.)
- Предположите, как дальше будут развиваться события.
После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы:
- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?
-Какой момент вам больше всего запомнился?
- Какое настроение вызывает это произведение? Почему?
- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?
- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?
- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?
Словарная работа (слайд 8)
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)СВА-ЛИ-ВА-ЛИ – СВАЛИВАЛИПО-О-БЕ-ДА-ЕМ – ПООБЕДАЕМ
НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?)СКОЛЬ-ЗКА-Я – СКОЛЬЗКАЯВЗОБ-РАЛ- СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ – ОТТОЛКНУЛСЯЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)НА-ПОР-ТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
Физкультминутка ( слайд 9).
Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.
Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.
КУУД:
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли полно и точно,
- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
ЛУУД:
- формирование установки на здоровый образ жизни.
4
Самостоятельное чтение текста (слайд 10)
-Оцените своё чтение и понимание текста, раскрасив средний пальчик на листе – самооценке.
Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом.
Учащиеся читают рассказ Носова, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки.
ПУУД:
- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока
5
Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа?
- Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа?– Что делали ребята во дворе?– Прочитайте, как они строили горку.– А что делал Котька, когда ребята трудились? ––– Что произошло, когда ребята ушли обедать?– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.– А зачем он посыпал горку песком? – Что из этого вышло? Прочитайте.– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? – Котька сразу согласился это сделать? – Понравилось ли Котьке работать?– Подтвердите словами из текста
– Как вы думаете, изменился ли Котька?
-Трудно ли было отвечать на мои вопросы? Вернёмся к нашим ладошкам и оценим свою работу, раскрасив безымянный пальчик.
- А теперь я предлагаю поработать в парах. У вас на столе лежит листок с заданием (см. приложение № 2). Заполните левую часть кластера, указав, каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите в правой части кластера, каким он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд 11). Проверим вашу работу.– Кто же помог Котьке стать лучше? – Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?
- А у вас были в жизни такие ситуации?
-Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему?- Чему учит нас этот рассказ?
- Оцените свою работу в парах, раскрасив мизинец на своих листах самооценки.
Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах.
Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока.
ПУУД :
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
КУУД:
- умение договариваться, находить общее решение.
6
Деление текста на части, составление плана
– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки. Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника. – Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? – Давайте расставим их по порядку. – Какого рисунка не хватает?– Что у нас получилось? (У нас получился картинный план.)
– Я думаю, многие из вас уже готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием (слайд 12) Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки.
Организует работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает дома выполнить задание по выбору.
Составляют картинный план к тексту, выбирают задание для выполнения дома из того, что предложил учитель.
ПУУД
-построение логической цепи рассуждений.
- структурирование знаний
7
Итог урока.
Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? А чтобы выразить к нему своё отношение, давайте составим синквейн. (слайд 13 с инструкцией)
Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках (слайд 14) А чтобы убедится в этом, давайте разместим наши раскрашенные ладошки на доске.
Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают своё отношение к уроку.
ЛУУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.
15