Технологическая карта урока литературного чтения на тему Н. Носов На горке (2 класс)

Ф.И.О. автора: Наставшева Елена Ивановна
Место работы: МБОУ СОШ №1 ст.Хворостянка Добринского района Липецкой области
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Н. Носов «На горке».
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя
1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; 3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

Тип урока
Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;
получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими жизненными представлениями.
Метапредметные :
Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение;
коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм

Использованные технологии и формы обучения
Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы
Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран.















Сценарий урока.
№ п/п
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1
Оргмомент.
Мотивация.
Речевая разминка.
-Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим миром литературы. Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это ваши ладошки. Каждому пальчику будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, раскрасьте пальчик зелёным цветом. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание и вы с ним не справились, раскрасьте пальчик красным цветом. Ну, а сейчас в путь.
Куда же мы отправимся, читая новое литературное произведение? (слайд 2).  В какое время года будут происходить события?  Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
Речевая разминка
Слайд 3:
Ма-ма-ма – на дворе стоит зима. Ре-ре –ре – все ребята во дворе.. Ра-ра-ра – строит горку детвора.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро.
– Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитай конец третьего предложения, выделяя голосом, слово строит, слово детвора, слово горку.
Оцените свою работу, раскрасив большой палец на листе-самооценке.

Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся, как они будут оценивать свою деятельность на уроке.

Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.

РУУД:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.


2
Подготовка к восприятию текста

- А что означает слово горка? Есть книга, которая знает про значения слов всё. Как она называется? Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».  ( Слайд 4.) Сегодня в роли знатоков у нас выступают Камилла и Ваня. Они уже нашли значение слова горка в Толковом словаре, им слово: – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». – А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы. – Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему?
- А поведет нас на горку Николай Николаевич Носов (слайд 5 - портрет). С произведениями этого замечательного писателя мы уже встречались. Давайте вспомним названия некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (см. приложение № 1, слайд 6)
Ну, а сейчас вернемся к нашей ладошке. Оцените свои знания произведений Носова, раскрасив указательный палец на листочке.
- Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло между ребятами? О чём будет наше произведение?
А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 7)


Организует деятельность учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его содержании.
Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения .
РУУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.


3
Первичное восприятие текста, словарная работа

Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного:
(1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.)
- Как вы думаете, Котьке, правда, нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам?
( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.)
- Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть?
(3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.)
- Предположите, как дальше будут развиваться события.
После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы:
- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?
-Какой момент вам больше всего запомнился?
- Какое настроение вызывает это произведение? Почему?
- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?
- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?
- Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ?
Словарная работа (слайд 8)
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 
СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ
НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?) СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
Физкультминутка ( слайд 9).
Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте.
Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе.
КУУД:
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли полно и точно,
- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
ЛУУД:
- формирование установки на здоровый образ жизни.


4
Самостоятельное чтение текста (слайд 10)

-Оцените своё чтение и понимание текста, раскрасив средний пальчик на листе – самооценке.

Создаёт условия для самостоятельной работы с текстом.
Учащиеся читают рассказ Носова, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки.
ПУУД:
- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока

5
Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа?
- Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа? – Что делали ребята во дворе? – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились?  ––– Что произошло, когда ребята ушли обедать? – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. – А зачем он посыпал горку песком? – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?  – Котька сразу согласился это сделать?  – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста
– Как вы думаете, изменился ли Котька?
-Трудно ли было отвечать на мои вопросы? Вернёмся к нашим ладошкам и оценим свою работу, раскрасив безымянный пальчик.
- А теперь я предлагаю поработать в парах. У вас на столе лежит листок с заданием (см. приложение № 2). Заполните левую часть кластера, указав, каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите в правой части кластера, каким он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд 11). Проверим вашу работу. – Кто же помог Котьке стать лучше? – Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого поступка?
- А у вас были в жизни такие ситуации?
-Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему? - Чему учит нас этот рассказ?
- Оцените свою работу в парах, раскрасив мизинец на своих листах самооценки.

Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах.
Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока.

ПУУД :
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
КУУД:
- умение договариваться, находить общее решение.

6
Деление текста на части, составление плана
– Художник нарисовал к этому рассказу рисунки. Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника.      – Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? – Давайте расставим их по порядку.  – Какого рисунка не хватает? – Что у нас получилось? (У нас получился картинный план.)
– Я думаю, многие из вас уже готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием (слайд 12) Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки.

Организует работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает дома выполнить задание по выбору.
Составляют картинный план к тексту, выбирают задание для выполнения дома из того, что предложил учитель.
ПУУД
-построение логической цепи рассуждений.
- структурирование знаний

7
Итог урока.
Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? А чтобы выразить к нему своё отношение, давайте составим синквейн. (слайд 13 с инструкцией)
Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках (слайд 14) А чтобы убедится в этом, давайте разместим наши раскрашенные ладошки на доске.

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают своё отношение к уроку.
ЛУУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.





15