Классный час «Почему дружба дороже всего»


«Почему дружба дороже всего!»
Конспект классного часа в начальных классах,
целевой возраст: 7-10 лет, 1-4 класс
Хадиуллина Эльвира Зайналовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Верхнесуньская СОШ»

,
2013
Тема: Почему дружба дороже всего.
Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: мультимедийная презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», « От улыбки станет всем светлей»; карточки со словами-нравственные качества человека, кейсы, индивидуальные листочки для самооценки.
Ход урока.
Организационный момент:
-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. А начнём мы с проверки домашнего задания.
2. Актуализация знаний:
-Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями? ( Ответы детей).
-Какие термины усвоили?
-Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?
-Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?
-И какие примеры разумного эгоизма можете привести?
3. Введение в новую тему.
Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующую песню. (Звучит песня Шаинского «Если с другом вышел в путь») - Слайд №1.
-О чем эта песня?
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
-Как думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).
- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре. (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. По т.словарю С.И. Ожегова.)
-Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)
***
« Что такое дружба?»- Слайд №2 (картинки)
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете?- Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто.»4.Беседа.
- Какие пословице о дружбе вы знаете? ( Ответы детей.)
Учитель предлагает ряд пословиц. (Слайд №3):
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
« Взаимное доверие - основа дружбы».
« Человек без друзей, что дерево без корней».
« Старый друг, лучше новых двух».
«Настоящая дружба не знает зависти».
«Не богатство друг, а друг-богатство».
( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
5. Физ. минутка. (физические упражнения под музыку) – Слайд №4
6. Притчи (краткий иносказательный поучительный рассказ).
А сейчас я предлагаю вам послушать притчи и сказать, какой смысл кроется в них.
А) ПОСТУПОК ДРУГА.
Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?
- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.
- Конечно, - ответил человек.
- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.
- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
- Не держать обиды,- сказал учитель.
-С каким вопросом обратился человек к учителю?
-Что посоветовал мудрец человеку?
Б) НАСТОЯЩИЙ ДРУГ.
Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? – спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай- ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
- О чем спросил сын мать-орлицу?
- Что ответила мама на вопрос сына?
- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?
- Чем добываются почет и уважение?
7. Разбор ситуаций в группах, дискуссия. (Двум группам раздаются карточки с текстом .)
Ситуация № 1 (для первой группы.)
Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
Знаете ли вы такие примеры?
Какие качества вы цените в друге?
Ситуация № 2 (для второй группы.)
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения:
Что случилось с Мишей?
Почему он повел себя так?
А как бы вы повели себя в такой ситуации?
Были ли в вашей жизни подобные ситуации?
Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Часто дружба,
К своей устремившись звезде, вдруг замрет на каком- то градусе.
Кто сказал:
Человек познается в беде?
Человек раскрывается в радости!
Вывод.
- Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг?
8. Работа в группах.
- У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Слайд № 5)
-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».
- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?
9. Рефлексия.
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.
- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- А от кого это зависит?
Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения В. Можной «Дружба – это…»
(Слайд № 6) Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
10. Итог.
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?