КТП по химии 10 класс Практикум по химии 1 час в неделю О.С.Габриелян
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ «ПРАКТИКУМ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. 10 КЛАСС»
1 час в неделю, всего 34 часа.
Номер урока Содержание (разделы, тема) Кол-во часов Даты проведения Оборудование урока Эксперимент (Д. - демонстрационный, JL - лабораторный10а 10б план факт план факт Повторение основных вопросов курса неорганической химии (2 часа)
1(1) Повторение тем «Строение атома», «Валентность и степень окисления». ТБ 1 2(2) Повторение темы «Химическая связь». 1 Химические особенности состава, строения и свойств органических соединений (4часа)
1(3) Пространственное строение молекул. Гибридизация атомных орбиталей. 1 Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул метана, этилена, ацетилена. 2. Модель отталкивания гибридных орбиталей (мультимедиа)
2(4) Современные представления о строении органических соединений. Изомерия в органической химии и ее виды. 1 Д. 1. Шаростержневые и объемные модели молекул органических веществ.
3(5) Электронная природа химических связей. Способы разрыва связей. 1 Д. 1. Взрыв гремучего газа.
Горение метана или пропан- бутановой смеси (из газовой зажигалки).
Взаимодействие метана с хлором на свету (мультимедиа).
Взаимодействие этилена с бромной водой.
4(6) Состав органических соединений. Практическая работа №1. Качественный анализ органических соединений. ТБ 1 Обнаружение углерода и водорода в органических веществах.
Обнаружение галогена в тетрахлорметане, хлорбензоле (проба Бейльштейна)
Углеводы (6 часов)
1(7) Алканы. Метан - простейший представитель алканов.
1 JI. 1. Получение метана из ацетата натрия и натронной извести.
Изучение взаимодействия метана с раствором перманганата калия и бромной водой.
Горение метана на воздухе и доказательство его качественного состава.
2(8) Расчетные задачи и упражнения:
Вывод простейших формул углеводородов 1 3(9) Расчетные задачи и упражнения:
Способы определения молярных масс газов 1 4(10) Расчетные задачи и упражнения:
Вывод молекулярных формул углеводородов 1 5(11) Общие химические свойства непредельных углеводородов.
1 JI. 1. Получение этилена дегидратацией этилового спирта.
Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия и бромной водой.
Горение этилена на воздухе.
Получение ацетилена карбидным способом.
5.Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой.
6. Горение ацетилена на воздухе.
6(12) Расчетные задачи и упражнения:
Упражнения: изомерия и номенклатура непредельных УВ.
Расчет по уравнению реакции. 1 Природные источники углеводородов (5 часов).
1(13) Природные источники углеводородов.
Проблемы использования УВ сырья. 1 Д. Фильм «Природные источники УВ и их переработка»
2(14) Природный газ. 1 Д. Фильм «Природные источники УВ и их переработка»
3(15) Нефть и ее промышленная переработка. 1 Д. 1. Коллекция «Природные источники углеводородов».
Сравнение процессов горения нефти и природного газа.
Образование нефтяной пленки
на поверхности воды.
4.Каталитическийкрекинг парафина
JI. Определение непредельных УВ в бензине, керосине;
4(16) Расчетные задачи и упражнения:
Расчет объемной доли газа в газовой смеси. Термохимические расчеты. 1 5(17) Расчетные задачи и упражнения:
Расчет по уравнению реакции.
Массовая доля выхода продукта реакции.
Массовая доля примесей 1 Важнейшие кислородсодержащие органические соединения (9 часов)
1(18) Экспериментальное изучение свойств спиртов.
Практическая работа № 2. Спирты
ТБ 1 Растворимость спиртов в воде.
Получение глицерата меди.
Окисление этанола хромовой смесью.
Йодоформное обнаружение этанола в пищевых продуктах (кефире, молочной сыворотке).
Обнаружение «таннинов» в экстрактах растений (чае) и незрелых фруктах (яблоке).
2(19) Некоторые важнейшие представители альдегидов и кетонов. 1 JI. 1. Реакция «серебряного зеркала».
Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Получение ацетона из ацетата натрия.
3(20) Некоторые важнейшие представители насыщенных карбоновых кислот. 1 Д. 1. Реакция «серебряного зеркала» и «медного зеркала муравьиной кислоты.
2. Возгонка бензойной кислоты.
4(21) Некоторые важнейшие представители ненасыщенных карбоновых кислот. 1 JI. Обнаружение в растительном масле непредельных карбоновых кислот.
5(22) Исследование основных химических свойств карбоновых кислот.
Практическая работа № 3. Карбоновые кислоты. ТБ 1 Растворимость карбоновых кислот в воде.
Изучение свойств уксусной кислоты.
Получение сложного эфира.
6(23) Жиры. Строение, физические и химические свойства. 1 Д. Отношение сливочного, подсолнечного, машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия. Л. 1. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 2. Распознавание сливочного масла и маргарина с помощью подкисленного теплого раствора перманганата калия.
7(24) Химическая переработка жиров. Мыла и CMC. 1 Л. 1. Получение мыла. 2. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и CMC в жесткой воде.
8(25) Экспериментальное изучение свойств жиров и моющих средств.
Практическая работа №4. Жиры и моющие средства. ТБ 1 Обнаружение в растительном масле непредельных карбоновых кислот.
Исследование растворимости жиров в различных растворителях.
Распознавание сливочного масла и маргарина.
Сравнение моющего действия хозяйственного мыла и CMC в жесткой воде.
Исследование реакции среды растворов различных моющих средств.
9(26) Практическое изучение свойств углеводов
Практическая работа №5. Углеводы. ТБ 1 1.Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу.
2.Действие гидроксида меди на глюкозу.
3.Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу.
4.Действие йода на крахмал.
5.Обнаружение крахмала в пищевых продуктах.
6.Ферментативный гидролиз крахмала под действием а- амилазы слюны.
Важнейшие азотсодержащие органические вещества (3 часа).
1(27) Сравнение химических свойств азотсодержащих органических соединений. 1 1.Образование солей анилина.
Бромирование анилина.
Получение медной соли глицина.
Денатурация белка.
Осаждение белка тяжелыми металлами.
Качественные реакции на белки.
Обнаружение белков в пищевых продуктах (курином белке, молоке и др.).
2(28) Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ. Практическая работа №6.ТБ 1 Распознавание растворов ацетата натрия, силиката натрия и карбоната натрия.
Распознавание образцов различных масел и маргаринов.
Получение карбоновой кислоты из мыла. Распознавание растворов глюкозы и глицерина.
Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Распознавание растворов этанола и этаналя.
Распознавание водных растворов глицерина, формальдегида и фенола
3(29) Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. 1 Биологически активные вещества (5 часов).
1(30) Нуклеиновые кислоты. 1 Д. Модель ДНК и различных видов РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
2(31) Ферменты как биокатализаторы. 1 Д. 1. Сравнение скорости разложения перекиси водорода под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов KI, FeCb, Мп02. Л. 1. ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы.
2. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий.
3(32) Витамины, их биологическая роль. 1 Д. 1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины
Л. 1. Обнаружение витамина А в растительном масле. 2. Обнаружение витамина С в соке.
3. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца.
4(33) Гормоны, их классификация 1 Д. 1. Изображение структурных формул эстрадиола, тестостерона, инсулина, адреналина.
Взаимодействие адреналина с раствором FeCb.
Белковая природа инсулина (цветная реакция на белки).
JL 1. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте.
5(34) Классификация и биологическое действие лекарственных препаратов. 1 Д. 1. Изображение структурных формул амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислоты, бензилпенициллина, тетрациклина, аспирина, цефотаксима.
JI. 1. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакций с сульфатом бериллия).
2. Обнаружение стрептоцида.
Всего 34 часа, практических работ – 6