урок по Всемирной истории на тему Франция во 2 половину XIX века
всемирная история
Тема : Франция во 2/2 XIX векаЦель урока: Знакомство учащихся с экономической и политической деятельностью в Франции в период 20-30-х годов XX века.
Задачи урока:
Образовательная – создать условия для усвоения знаний о экономическом развитии ,промышленности в Франции..
Развивающая– создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, развивать умения работать со статистическими материалами, с учебниками, атласом, контурной картой, составлять логические схемы.
Воспитательная –умение работать как индивидуально, так и в коллективе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Изучение нового материала:
1871-1876 г.г. - период реакции (расправа над сторонниками Парижской коммуны),
- у власти Национальное собрание (в составе большинство монархистов)
- 1873 г. Попытка восстановления монархии, (претендент граф Шамбор), в стране стали возникать «комитеты сопротивления», Шамбор отказался от притязаний на корону.- 1875г. Национальное собрание признало республику.Установилась Третья монархия, просуществовавшая до I мировой войны.
Законодательная власть:
Парламент
Сенат Палата депутатов
Нижняя палата – палата депутатов – избиралась на 4 года мужчинами, достигшими 21 года
Верхняя палата – сенат – избирались граждане не моложе 40 лет, сроком на 9 лет, выборы многоступенчатые.
Исполнительная власть: президент, министры
Президент избирался на заседании обеих палат, сроком на 7 лет
Политические партии- многопартийность (монархисты, социалисты, радикалы)
Партия радикалов: лидер – Ж.Клемансо, задачи – защита частной собственности, прогрессивный подоходный налог, национализация монополий, борьба против влияния церкви.
Рабочая партия Франции (1880г.) с 1905г. Объединенная рабочая партия: лидер – Жан Жорес, задачи – революционные преобразования, 8-часовой рабочий день, и др.
Движения протеста: анархисты, ВКТ (всеобщая конфедерация труда), и др.
Особенности экономического развития:
боль и горечь от поражения во франко-прусской войне;
отставание темпов экономического развития;
выплата контрибуций;
нехватка сырья, угля, машин и оборудования;
Мелкие предприятия ремесленного типа;
низкая покупательная способность крестьян;
Преобладание аграрного сектора – 70%;
Промышленность:
развитие машиностроения, производства
чугуна, стали;
железнодорожное строительство;
концентрация производства, создание крупных корпораций;
Вывоз капитала в форме займов (давали займы правительствам разных стран под проценты).
Сельское хозяйство:
85% крестьян владели наделом меньше 1 га и от 1 га до 10 га.;Множество безземельных крестьян (около 4 млн.человек);
Низкая покупательная способность – отсутствие средств на покупку техники удобрений;
Последние места по урожайности пшеницы
Реформы:
Закон о свободе печати и собраний;
Школьная реформа: школа отделена от церкви, обязательное обучение всех детей до 13 лет, бесплатное, государственные программы обучения;
Свободная деятельность профсоюзов, право на забастовки;
Трудовое законодательство: отпуска, пенсии (с 65лет),возмещение за производственные травмы
Внешняя политика
Колонии: Алжир, Тунис (с1881г), Сенегал, Дагомея, Французский Судан, Мавритания и др.
Протекторат: Марокко (с 1911 г.)
Антанта - 1904 союз с Великобританией, с 1907г. и Российской империей
Идея реванша – возврата Эльзаса и Лотарингии – толкают Францию к подготовке, а затем и участию в I мировой войне.
Домашнее задание: параграф 17, стр. 127