Исследовательская работа Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев
Работу выполнил Панфилов
Константин Михайлович,
учащийся 3 класса
МБОУ «Ветютневская СОШ».
Руководитель: Скачкова
Наталья Васильевна, учитель
истории и обществознания.
Тема исследовательской работы
«Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев»
Содержание.
Введение.
2. Основная часть.
Глава 2.1. История возникновения частушек
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей
хутора Ветютнев.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
5. Приложение.
Введение
Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать настоящими хозяевами своей родины.А начинается эта любовь с изучения своего родного края, родного языка, места, где ты родился и рос, с появления уважения к своим землякам, людям, которые тебя окружают, помогают тебе, поддерживают тебя в жизни.Многое пережил мой народ на протяжении всей её истории. В разные времена народу помогала выжить песня. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Среди этих песен: бытовые, колыбельные, шуточные, лирические, песни – причитания, песни – сказки, песни – былины.Особое внимание народа во все времена привлекала песня – частушка.
Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев» выбрана далеко не случайно. Я живу в своем родном селе, увлекаюсь вокалом, участвую в различных песенных конкурсах. И особенно мне нравится исполнение частушек.
Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объект исследования: тематика частушек народного хора «Аксинья» Ветютневского сельского дома культуры
Предмет исследования: частушки: частушки-страдания, критические частушки на местные темы, исторические, военные, любовно-лирические, школьные частушки. Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают его настоящее.
В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.
3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их
жизни и быте;
4. Оформить литературный альманах.
Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . В настоящее время частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранить народное творчество, историческую память народа, установить связь старшего и молодого поколения.
Актуальность нашей работы: заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей хутора Ветютнев, в создании печатного, наглядного и электронного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры.
Глава 2.1. История возникновения частушек.
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся в характерной звонкой манере. В словаре Ожегова частушка определяется как народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. (Приложение №2)
«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Надо отметить, что первые частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 3).
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей хутора Ветютнев.
Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашем хуторе, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей хутора (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 72% знают несколько частушек наизусть, 23 % знают разновидности частушек.
При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка, где исполнялись частушки , какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка) есть ли в хуторе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы?
При встречах с односельчанами (Приложение № 4) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:- о любви, счастливой и неразделенной, о разлуке, об измене, о сватовстве, о замужней жизни, о неравном браке, о Великой Отечественной войне, о современной службе в армии и т.д.
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.
Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. В нашем хуторе есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Крюкова Н.А., Тяпкина Н.П., Амелина Е.В., Егорова С.А.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется.
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки исполняет народный хор «Аксинья» Ветютневского дома культуры под руководством Егоровой С.А. Говоря о тематике частушек в нашем хуторе , надо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Кстати тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини.
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений.
В своей школе на концертах художественной самодеятельности я с удовольствием с ребята исполняю частушки на школьную тему, на , В недавно прошедшем районном творческом конкурсе мы удивили всех присутствующих исполнением частушек на английском языке.
Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в хуторе и те, кто сами сочиняют частушки. Они записывают их в специальные тетради. Люди в моем хуторе живут весёлые и счастливые. Песни - частушки звучат на всех праздниках. А какой деревенский праздник обходится без частушек и что особенно ценно собственного сочинения.(Приложение № 5)
Заключение
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Проанализировали частушки, которые пели в нашем хуторе и пришли к выводу, что в Ветютнево пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди моих односельчан. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей моего хутора; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение № 6).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями хутора, узнавая новое для себя, я получил огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Использованная литература:
Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 сКравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.
Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.