Разработка урока по литературному чтению,2кл
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО Зам.дир. по УР Директор школы
______Аскарова Р.Р. _____ Гайнутдинова Н.Р. _____Мифтахов А.В.
Протокол № от Приказ № от
« » августа 2015 г. « » августа 2015 г. « » августа 2015 г.
Рабочая программа
МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Учитель Ахмадиева Ания Задавнапервая квалификационная категория
по литературному чтению, 2 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » августа 2015г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2004;
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2011;
Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой
развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения
с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка, - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, - обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников: • Углублять читательский опыт детей. • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения, - выработка плавного чтения целыми словами, - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, - развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи: - чтение вслух и чтение про себя, - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, - произносить скороговорки и чистоговорки, - обучение орфоэпическому чтению, - обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности: 1.Обогащение опыта эстетического восприятия: - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, - развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире, - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: - проводить игры со словами, - коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы. 3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: - рисование красками, - словесными описаниями, - рассказ по собственному рисунку, - придумывание своей концовки. 4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: - приобщать к миру поэзии, - развивать поэтический вкус. 5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка.Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основные содержательные линии
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика.
1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежныхстран).
Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольшихтекстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов
искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки
героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
Выразительное чтение текста;
Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
Выразительное чтение наизусть;
Составление простого плана;
Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – сообщение новых знаний
урок-закрепление знаний
урок-повторение знаний
урок – игра
проверка знаний
Учебное оборудование:
техические средства (проектор, компьютер, магнитофон)
учебные (столы, доска)
Собственно учебные средства:
наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами)
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Принципы обучения:
Принцип научности обученияСвязи теории с практикойСистемностиПринцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядностиДоступность обученияПринцип прочности усвоения знанийФормы подведения итогов:
Индивидуальный и фронтальный опросИндивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 2
Учитель Ахмадиева А.З.
Количество часов всего:
Всего 68 ч, в неделю 2 ч.
Плановых проверочных работ
Административных контрольных уроков __
№ Тема урока Количество часов Тип урока Учебная деятельность
учащихся Планируемые цели
и результаты Вид
контроля Домашнее зада-ниеДата проведения
по плану факт
Раздел «Любите книгу»
1
Любите книгу. Рассказы о любимых книгах.
1 Изучение нового Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения. Знать структуру учебника и умеют в нём ориентироваться
Уметь находить в учебнике нужную информацию и работать с ней; распределять книги по разным основаниям;
отвечать на поставленные вопросы к тексту. Работа в паре: ответы на вопросы Выразительное чтение стих-ий, найти пословицы по темам
2.09 2
Книги из далёкого прошлого и современные книги.
1 Изучение нового
Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу. Уметь планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя); осмысленно воспринимать текст на слух; самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова; самостоятельно составлять высказывание по теме произведения. Определение ключевых слов в тексте учебника
Ответы на вопросы
Выразительное чтение стих-я Кончалов-ской4.09 3 Мы идём в библиотеку.
1 Изучение нового
Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Уметь группировать книги по разным основаниям; подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; - работать с библиотечным каталогом. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают. Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать». 8.09 4 Мои любимые художники-иллюстраторы.
1 Изучение нового
Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся со старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей». Знать профессиональные особенности художников-иллюстраторов. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Уметь участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении.
Ответы на вопросы
Выразительное чтение Выразительное чтение стих-ияВыпол-нить иллюстрацию к любимому произведению. 12.09 Раздел «Краски осени»
5
А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». А.Майков «Кроет уж лист золотой…» 1 Изучение нового
Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по-разному.
Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Уметь
-участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному-создавать свой текст (под руководством учителя).
-сравнивать произведения живописи и литературы.
-сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению. Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день».
Создание «палитры настроений» с помощью красок. Продолжить ряд слов-ассоциаций
. Выучить стих-е наизусть
15.09 6
С.Есенин «Закружилась листва золотая»
«Осень наступила»
1 Изучение нового Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.
Различать и использовать в речи средства художественной выразительности;
-находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению Выразительное чтение стих-ияНайти загадки об осени
19.09
7
С.Маршак «Октябрь». Н.Сладков «Сентябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу 1 Изучение нового Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Уметь классифицировать книги по разным основаниям; презентовать понравившуюся книгу; находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию. Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении. Подобрать слова-ассоциации к слову осень.
Выразительное чтение стихов 22.09 8 Наш театр. Н.Сладков «Осень»
1 Комбинированный урок
Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень». Уметь правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте; коллективно обсуждать прочитанное; читать текст по ролям. Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. Предложить свои названия к произведению Сладкова 26.09 9 Вн. чтение.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь». 1 Изучение нового
Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу». Уметь осмысленно читать учебный текст; обобщать пройденный материал; находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени. Определение в тексте эпитетов и сравнений. Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения этого раздела? Передать красками настроение осени.
Выучить стих-е наизусть 29.09 Раздел «Мир народной сказки» 10 Мир народной сказки
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
1 Изучение нового Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка».
Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской. Уметь классифицировать книги по различным основаниям; рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.
Уметь давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку; выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Сравнить сказку «Заюшкина избушка» с другими русскими народными сказками.
Создание иллюстраций к сказке.
Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки. Пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Выразительное чтение по ролям. 3.10 11 «Битый небитого везёт». Корякская сказка «Хитрая лиса» 1 Изучение нового Пересказ сказки «Хитрая лиса» 6.10 12 Русская народная сказка «Зимовье»
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Белорусская сказка «Пых» 1 Изучение нового «Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики». Уметь выделять главную мысль в тексте; характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; составлять план текста и подробно пересказывать по плану; сравнивать и обобщать; работать в группе. Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев. Выразительное чтение по ролям.
Пересказ по плану.
Создать иллюстрацию к сказке 10.10 13 Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом 1 Изучение нового Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ». Уметь работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям; самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. Рассказ о выбранной в библиотеке книге. Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа. Прочитать сказку «Сестрица Алёнушка и бр. Иванушка» 13.10 14 Хантыйская сказка «Идэ» 1 Изучение нового Пересказ сказки 17.10 15 Нанайская сказка «Айога»
Ненецкая сказка «Кукушка». 1 Изучение нового Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.
Уметь находить в сказках отражение быта, традиций народов; самостоятельно определять мотивы действий героев; строить собственные суждения; выбирать подходящую интонацию; составлять собственные тексты. Подумать, чему учит сказка, ответить на вопросы
Выразительное чтение по ролям
Пересказ сказки
Пересказ по плану.
Сравнить прочитанные сказки 20.10 16 Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. Лиса – сказочный герой и животное. 1 Изучение нового Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.
Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок.
Описание любимых сказочных героев. Уметь делить текст на диалоги и текст автора; выразительно читать диалоги персонажей сказки; голосом передавать характер героя.
Уметь классифицировать по разным основаниям различие сказок по видам); работать с различными видами текста; самостоятельно составлять текст.Инсценирование сказки.
Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. Создать програм-мку к показу сказки
Создание своей сказки.
Нарисовать лису – сказочного героя и животное. 24.10 Раздел «Весёлый хоровод»
17 Весёлый хоровод. Музей народного творчества.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши 1 Изучение нового Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов. Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея. Уметь распознавать особенности фольклорных форм; осмысленно воспринимать произведения живописи; участвовать в коллективном обсуждении. Викторина. Подготовить рассказ о традициях своей семьи. 27.10 Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами. Уметь слушать и слышать читаемый текст; находить общее и отличия; классифицировать книги по разным основаниям. Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора. Дать название выставке книг Сочине-ние пригово-рок и потешек. 18 Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» 1 Изучение нового Найти в библиотеке книгу с у.н.т. 31.10 19 Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина» 1 Изучение нового Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными. Уметь осмысленно и выразительно читать произведения; сравнивать авторские и народные тексты. Определение в тексте эпитетов и сравнений. Выразительное чтение стихотво-рения. 10.11 20 Маленькие и большие секреты страны Литературии К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы» 1 Изучение нового Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении.
Уметь выразительно читать произведения устного народного творчества; создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества. Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных» Создать свою книгу по у.н.т.
Выразительное чтение любимых произведений. 14.11 21 Проект «Весёлый хоровод» 1 Комбинированный урок Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации.
Уметь подбирать тексты в соответствии с заданием; работать в группе; выразительно рассказывать произведения устного народного творчества. Праздник Выразительное чтение по ролям. 17.11 22 Мы – друзья. Михаил Пляцковский «Настоящий другВ.Орлов «Я и мы 1 Изучение нового
Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг». Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы». Уметь работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; позитивно общаться друг с другом.
Игра «Доскажи пословицу» Работа в паре: определить, какие из пословиц о дружбе. Написать записку для заболевшего друга
Выучить наизусть одно из стих-ий21.11 23 Н.Носов «На горке» Мы идём в библиотеку. Т.Коти «Замок на песке» 1 Изучение нового
Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. Уметь осмысливать прозаический текст; делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации; создавать свой текст на основе авторского текста; находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя. Определение в тексте эпитетов и сравнений.
Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.
Сделать картинный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке». 24.11 24 С.Михалков «Как друзья познаются» Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 1 Изучение нового
Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы. Знакомятся с выставкой книг. Уметь делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия; давать характеристику героя произведения с опорой на текст Назвать специфические особенности басни в произведении. Создание 1каталожной карточки на книгу. Выразительное чтение произведений 28.11 25 Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Басня. Мораль басни. 1 Изучение нового
Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню.
Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Уметь определять особенности басни; выделять главную мысль басни; голосом передавать характеристику героя; делить текст на диалоги и текст автора; выбирать интонацию, подходящую к каждой роли.
Осмысленно принимают ценность дружбы. Знать специфические особенности басни. Уметь сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров Объяснить, почему б1асня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел.
Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам Выразительное чтение басни
Определить мораль каждой пройденной басни 1.12 26
Провер.работа. Готовимся к празднику. 1 Комбинированный урок Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Создание театральных билетов, программок к празднику.
Уметь работать с различными источниками информации; - находить средства художественной выразительности; - читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. Выполнение задания по группам. Найти стихи о зиме 5.12 27 А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза» 1 Изучение нового
Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина.
Уметь находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре. Сделать разметку стихотворения. Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна). Выразительное чтение стихотворения.
Выучить стих о зиме на выбор 8.12 28 С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» К.Бальмонт «К зиме». 1 Изучение нового
Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника. Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина. Уметь находить средства художественной выразительности; выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; - сравнивать произведения живописи и литературы Найти в стихотворениях олицетворения. Нарисовать своё настроение. 12.12 29 С.Маршак «Декабрь» А.Барто «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» 1 Комбинированный урок Выразительное чтение. 15.12 30 Загадки зимы Вн.чтение. Праздник начинается, конкурс предлагается 1 Комбинированный урок Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.
Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Уметь видеть средства художественной выразительности. Уметь сочинять загадки.
Развивать творческих способностей. Уметь участвовать в коллективной инсценировке.
Работа в паре: составление загадки о зиме.
Распределение заданий между всеми участниками праздника. Найти загадки о зиме
Выучить понравившееся стих-е о зиме 19.12 Раздел «Чудеса случаются» 31 Чудеса случаются А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Много захочешь – последнее потеряешь 1 Комбинированный урок Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке. Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. Уметь видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря, уметь участвовать в коллективной беседе; находить средства художественной выразительности; выбирать интонацию. В чём отличие народной сказки от литературной. Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина. Основная мысль Выразительное чтение
Найти в библиотеке сказки Пушкина
Выучить понравившийся отрывок
Дать хар-ку перс-ам сказки 22.12 32 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» 1 Изучение нового Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение. Уметь сравнивать сказки; создавать собственные тексты на основе художественных; классифицировать книги по различным основаниям. Анализ представленных книг. Составление портрета зайца из рус народн сказок. Игра «Собери сказки о зайцах» Описать сказительницу 26.12 33 «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 1 Изучение нового Пересказ произведения 12.01 34 Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Лис и Братец Кролик» 1 Изучение нового Сделать иллюстрацию к сказке 16.01 35 Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х. Андерсена 1 Изучение нового Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах. Уметь создавать собственный текст на основе художественного по аналогии; выбирать и классифицировать книги по различным основаниям. Составление каталожной карточки.
Работа в паре: ответы на вопросы Выразительное чтение
Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу. 19.01 36 К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона», «Бибигон и пчела» Бибигон и барон Мюнхгаузен 1 Изучение нового Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг Уметь самостоятельно читать произведения и осмысливать их; определять главную мысль произведения; сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. Работа в паре: ответы на вопросы Выразительное чтение.
Сравнить приключения Бибигона с приключениями барона Мюнхгаузена 23.01 37 Наш театр.
Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» 1 Комбинированный урок Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. Инсценирование сказки. Уметь осмысливать содержание произведения; определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Работа в паре: ответы на вопросы Рассказать, какое чудо произошло в сказке.
Рефлексия на сыгранную роль 26.01 38 Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». 1 Изучение нового Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные. Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки) Уметь находить специфические особенности литературной сказки; сравнивать народную и литературную сказку; пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности. Работа в паре: ответы на вопросы Нарисовать иллюстрацию к сказке «Курица, несущая золотые яйца». 30.01 Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»
39
Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…» И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники» 1 Комбинированный урок Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам. Уметь находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором; высказывать своё суждение; передавать свои чувства при чтении. Работа в паре: создание стихотворения «Зим-ний день».
Создание «палитры настрое-ний» с помощью красок. Сделать цветопись слов-ассоциаций.
2.02 40 А.Чехов «Весной». А.Фет «Уж верба вся пушистая…». А.Барто «Апрель» 1 Комбинированный урок Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто. Подведение итогов конкурса, определение победителя. Уметь осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором; высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Чтение любимого стихотворения наизусть. 6.02 41 С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна» 1 Изучение нового Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного. Уметь выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу; соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выборРабота в паре: почему художник изобразил именно этот период весны? Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего. 9.02 42 И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». 1 Изучение нового Написать сочинение по картине И.Ливитана «Ранняя весна» 13.02 43 С.Маршак «Двенадцать месяцев»
1 Комбинированный урок Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценировки сказки. Знать особенности пьесы. Уметь определять главную мысль произведения; при помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя. Работа в группе: подготовить театральные программки и театральные билеты. Опрос: как автор относится к своим героям. Чтение сказки по ролям 16.02 44 Вн.чтение. Маленькие и большие секреты страны Литературии Создание текста о весне 1 Комбинированный урок Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям. Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ. Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму.
Уметь находить средства художественной выразительности (олицетворение). Работа в паре: сочинить четверостишие о весне. Опрос: можно ли сказать, что в природе и в жизни весной всё просыпается, оживает? Выучить стих-е о весне на выбор 20.02 Раздел «Мои самые близкие и дорогие»
45 Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало» Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили»
1 Изучение нового
Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей – родителей.
Выразительное чтение. Работа в паре: ответы на вопросы Иллюстрирование созданного
произведе23.02 46 Нет лучше дружка, чем родная матушка 1 Комбинированный урок
Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73). Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям. Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Уметь подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. Работа в паре: ответы на вопросы Выразительное чтение стихотворения. 27.02 47 Лад и согласие – первое счастье 1 Комбинированный урок
Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме». Уметь определять главную мысль рассказа; создавать текст с опорой на художественный текст; работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке. Работа в паре: ответы на вопросы Нарисо-вать иллюстрацию к произведению «Кто командует?» 1.03 48 Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром» Б.Заходер «Никто» 1 Изучение нового
Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто». Знать главную мысль произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении. Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе? Выразительное чтение. 5.03 49 Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» 1 Изучение нового
Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Уметь определять главную мысль произведения; самостоятельно определять интонацию слов героев. Разыгрывание выбранной роли с опорой на выразительные средства. Работа в группе. Рефлексия на сыгранную роль.
8.03 50 Пров.работа.
Маленькие и большие секреты страны Литературии 1 Комбинированный урок
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке. Создать поздравительную открытку для мамы и текст поздравительной открытки. Уметь работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг. Представление своих работ. Закончить работу над открыткой 12.03 Раздел «Люблю всё живое»
51 Саша Чёрный «Жеребёнок» 1 Изучение нового Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок». Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Уметь участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. Работа в паре: определить в стихотворении слова, которые помогают представить жеребёнка. Нарисовать иллюстр. к произ-ю 15.03 52 С.Михалков «Мой щенок» 1 Изучение нового
Выразительное чтение стихотворения. 19.03 53 С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» 1 Изучение нового
Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Уметь делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения; составлять план прочитанного произведения. Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений. Пересказ по плану 22.03 54 М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ» 1 Изучение нового
Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Создание своего текста «Как я победил страх» 2.0455 Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц» Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 1 Изучение нового
Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста. Уметь сравнивать различные виды текстов; выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу; участвовать в коллективной беседе; создавать собственные произведения, альбомы о животных Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений. Описать встречу писателя с зайцем.
Выразительное чтение. 5.04 56 Сказки и рассказы о животных В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
1 Изучение нового
Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения. Знакомство с книгами В.Бианки. Знакомство с жанром «сказки-несказки». Уметь выбирать книги по различным основаниям. Уметь находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст. Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа. Рассказ о любимой книге В.Бианки.
Пересказ произведения 9.04 57 Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» 1 Изучение нового
Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек. Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Уметь находить в тексте слова, характеризующие героев. Уметь самостоятельно составлять рассказ по рисункам. Работа в паре: составление рассказа по рисункам (стр.109) Нарисовать иллюстрацию
Пересказ произведения 12.04 58 Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» 1 Изучение нового
Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа. Уметь осмысливать произведение с помощью интерпретации текста. Уметь выразительно читать произведение. Формирование творческих способностей через драматизацию. Работа в паре, ответы на вопросы Сравнение данного произв. с рус. нар. сказкой «Колобок
Рефлексия на сыгран-ную роль. 16.04 59 Пров.работа. Маленькие и большие секреты страны Литературии. А.Барто «Думают ли звери?» 1 Изучение нового
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме. Уметь оставлять отзыв о прочитанном произведении; находить в тексте средства художественной выразительности; самостоятельно составлять рассказ. Составление отзыва к произведению Создание иллюстрации к отзыву.
Выразительное чтение 19.04 23.04 60 С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» Л.Яхнин «Пятое время года 1 Изучение нового
Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов.
Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Осознание понятий добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела. Уметь определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста.
Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький.
Закончить предложение: «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только…» 61 В.Осеева «Просто старушка». Э.Шим «Не смей!» 1 Изучение нового
Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Уметь определять главную мысль произведения. Уметь находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. Работа в паре: ответы на вопросы
Коллективная работа со словом совесть. Рассказать о мальчике из произведения В.Осеевой «Просто старушка». 26.04 62 А.Гайдар «Совесть» 1 Изучение нового
Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть». 30.04 63 Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…» 1 Изучение нового
3.05 64 В.Осеева «Три товарища»
И.Пивоваров «Сочинение» 1 Изучение нового
Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Уметь самостоятельно определять главную мысль произведения; - находить слова, характеризующие героя, выражать отношение к герою; участвовать в коллективной беседе; самостоятельно создавать текст, писать сочинение. Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению. Написать свой текст. Начните со слов: «Товарищ – это тот, кто..»Сочинение «Как я помогал маме» 7.05 65 Н.Носов «Затейники»
Вн.чтение. Н.Носов «Фантазёры» 1 Изучение нового
Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных книг. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела». Уметь работать с книгой, распределять книги по группам; определять основную мысль произведения; находить опорные слова в тексте. Работа в паре: прочитать рассказ в лицах. Опрос: как найти произведения Н.Носова в библиотеке? Пересказ произ-я 10.05 66 С.Михалков «Не стоит благодарности» 1 Комбинированный урок
Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Уметь определять этапность подготовки к инсценированию произведения; выразительно читать произведение; самостоятельно определять главную мысль произведения; сравнивать различные произведения; создавать свой текст на основе художественного текста. Работа в паре: ответы на вопросы
14.05 67,68. Юмористические произведения Н. Носова
2 Комбинированный урок
Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Обобщение знаний по разделу. Уметь создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов. Освоение системы нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения. Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает». 17.05
21.05