Конструкт урока по окружающему миру на тему: Царство грибов
Конструкт пробного урока окружающего мира
по производственной практике поПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Боярских Виктории Сергеевны
Дата: 30.11.16.
ОО: МУОШИ «Школа – интернат №27»
Класс: 3 «Б».
ФИО учителя класса: Бекмансурова Эльвира Андреевна.
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна. Оценка ____________ _____________________Подпись
Тема урока: В царстве грибов.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Окружающий мир», эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и слышать друг друга. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия; умение структурировать знания.
Предметные: обучающиеся знают, что такое грибы, знают строение грибов, значение грибов в жизни растений, животных и человека, умеют различать съедобные, несъедобные и ядовиты грибы.
Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «Окружающий мир», воспитать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению.
Развивающие: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Способствовать развитию коммуникативныхУУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и слышать друг друга. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания.
Образовательная: формировать у обучающихся знания о грибах, о строении грибов, значение грибов в жизни растений, животных и человека, о съедобных и несъедобных и ядовитых грибах.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта:
педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Создание ситуации успеха.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, работа с книгой
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения, опыты.
По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
проблемное изложение изучаемого.
Методы организации учебно–познавательной деятельности:
Словесные.
Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные:
Карточки с темой, задачами урока.
Карточки названий признаков живой природы.
Карточки с иллюстрациями живой и неживой природы.
Карточки с признаками царств растений и животных.
Индивидуальные:
Учебник.
Ручка.
Грибы шампиньоны.
Ножик пластиковый.
Салфетки.
Иллюстрации живой и неживой природы.
Карточка с самостоятельной работой.
Информационные источники
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 205 с. — ISBN 978-5-09-031981-2.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение, 2012. — 63 с. —ISBN 978-5-09-027137-0.
Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы. Плешаков 2 часть. Школа России.
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: в царстве грибов, учителя начальных классов Федорычевой Ирины Сергеевны.
Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.
Структура урока
Самоопределение к деятельности (Орг. момент). 1 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. 4 – 5 мин
Постановка учебной задачи. 5 мин
«Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 12 мин
Первичное закрепление. 5 мин
Этап коррекции знаний и способов действий. 4 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин
Рефлексия деятельности (итог урока). 3 мин
Макет доски
Ход урока
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихся Планируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Самоопределение к деятельности (Орг. момент).
Задача: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Словесные, педагогическое требование, художественное слово. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.
-Сейчас тихо сядут девочки, затем мальчики, спинки у всех прямые, плечи расправили.
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
-Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему. личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. Объяснение, проблемная ситуация, беседа. -Поднимите руку, кто готов трудиться?
-Предлагаю послушать аудиозапись и подумать, откуда эти звуки, для того, чтобы сформулировать тему и цель урока.
(прослушивание аудиозаписи)
-Что это за звуки? (звуки природы)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой природы? (Живая природа дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на партах лежат картинки, разложите их на две группы, совещаясь в парах, а один ученик самостоятельно на доске.
- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).
- Как можно по-другому назвать эти группы? (Царство растений, царство животных)
-Давайте проверим, что у вас получилось в 1 группе, а что во второй. (проверка).
- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?
- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству. Это нам с вами и предстоит узнать.
Признаки царства растений
Признаки царства животных
- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?
- Найдите карточку с признаками царства растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки на доске).
-По какому признаку вы распределили животных к царству животных?
-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
(дети подходят и прикрепляют карточки на доске).
-Таким образом, мы с вами актуализировали в памяти признаки представителей царства растений и царства животных. личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
3. Постановка учебной задачи.
Задача: обсудить затруднение, проговорить задачи, которые предстоит решить. проблемное изложение изучаемого, беседа, поощрение.
- Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока, если у нас возникли затруднения к какому царству отнести «грибы»? (Ответы детей).
- Таким образом, о чем пойдет речь на уроке? (о грибах). Грибы относятся, ребята, к особому царству природы.
-Кто сформулирует тему урока?
- Тема нашего урока звучит следующим образом: «В царстве грибов».
- Какие задачи можем перед собой поставить?
-Знаем ли мы особенности строения гриба, нужно ли нам их повторить? (да). Значит, какая будет у нас первая задача?
1. Вспомнить (узнать) каковы особенности строения гриба.
-Нужно ли нам знать значение грибов в жизни растений, животных, человека? (да).
-Это и будет являться второй нашей задачей.
2. Узнать значение грибов в жизни растений, животных, человека.
-Ребята, как вы думаете можно ли грибы поделить на группы, если да, то на какие?
-Когда вы ходите в лес все ли грибы вы собираете? (нет). Значит есть съедобные, и несъедобные грибы. Тогда какую мы можем поставить задачу перед собой?
3. Узнать, как можно отличить съедобные грибы от несъедобных. Научиться беречь грибы независимо от того, какие они.
-Молодцы ребята, мы с вами сформулировали задачи урока. личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4.«Открытие нового знания» (построение выходи из затруднения).
Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково. Поощрение, создание ситуации успеха, беседа, работа с книгой, демонстрация, проблемное изложение изучаемого, практические методы.
-Ребята, а где мы можем встретить грибы? (в лесу, в магазине).
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу и перевоплотиться на время урока в путешественников-исследователей.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет, так как они не могут передвигаться).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
- Совершенно верно, мы еще раз убеждаемся, что грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения ли это? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, как вода, калий, фосфор, белки, углеводы, жиры, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
-Таким образом, мы сейчас узнали, что грибы выделяют в особое царство.
-Прочитай, Леша, какая у нас стоит первая задача. Давайте ее с вами решать.
1. Узнать каковы особенности строения гриба.
-Кто из вас собирал грибы?
-Какие грибы вам известны?
-Какие части гриба вы знаете? -Назовите те части гриба, которые находятся над землёй. (шляпка, ножка).
-Я предлагаю провести небольшой опыт, для того чтобы посмотреть особенности строения грибов. Сейчас каждому из вас я раздам грибы, а именно шампиньоны. Так как сейчас в лесу не встретишь грибы, я обратилась за помощью в магазин, в котором с легкостью можно приобрести искусственно выращенные грибы шампиньоны.
Мы с вами их разрежем и увидим их строение более подробно.
-Давайте назовем, из каких частей состоит шампиньон? (шляпка, ножка).
-В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. А вместе шляпка и ножка образуют «плодовое тело».
-Есть ли еще части у гриба? Видим ли мы их? (нет). Как называется часть, которая находится под землей?
-Другая часть находится под землёй и называется грибницей.
Иллюстрация грибницы можно увидеть в учебнике.
-Чтобы узнать, какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику, и прочитаем по цепочке второй абзац в учебнике на странице 118.
-Какая часть играет важную роль в жизни грибов? (грибница -она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями, только она способна вырастить плодовое тело, без неё не будет грибов).
-Как вы, наверное, заметили, грибы растут группками, семейками. Их можно собрать несколько в одном месте, почему? (нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на её месте пробивается вверх плодовое тело.)
-Таким образом, мы пришли с вами к выводу, что гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы.
- Кто помнит, как называется шляпка и ножка вместе?
-Отодвиньте, пожалуйста, на край парты все оборудование, связанное с проделыванием опыта.
-Решили ли мы с вами 1 задачу? (да).
- Предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
-Садитесь на места.
-Предлагаю еще немного поиграть. Грибы, ребята, бывают трубчатые и губчатые. Как вы думаете, к губчатым или трубчатым относится шампиньон? Почему? Видели ли вы когда-нибудь губчатые или трубчатые грибы?
Сейчас каждый из вас скажет по цепочку по одному примеру губчатых или трубчатых грибов.
-Какова следующая задача? Тамерлан, прочитай вторую задачу вслух.
2. Узнать значение грибов в жизни растений, животных, человека.
-Для того чтобы решить вторую задачу, мы с вами будем работать самостоятельно в парах. У каждого из вас на парте лежит таблица, ваша задача заполнить ее, пользуясь материалом учебника, и дополнительной информацией.
-Кому не понятно, что нужно делать?
Задание. Заполни таблицу, записывая значение грибов в жизни:
Значение грибов в жизни растений Значение грибов в жизни животных Значение грибов в жизни человека
-Давайте проверим, что вы записали.
-Молодцы, хорошо справились с заданием, верно записали значение грибов в жизни растений, животных, человека.
- При чтении текста вы прочитали, что некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Кто знает, что это за книга? (Красная книга это- название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных )
Как вы считаете, почему некоторые грибы внесены в книгу? (они нуждаются в особой охране, возможно, это исчезающие виды)
-Обратите внимание в учебнике, какие грибы внесены в Красную книгу.
-А как вы думаете, почему данные грибы, которые мы рассмотрели в учебнике, имеют разный внешний вид и заметно отличается их строение? Видели ли вы такие грибы, когда ходили в лес? (нет) Почему это происходит? Многообразие-это сколько?
-Существует много разных грибов, как больших по размеру, так и маленьких. Сейчас я хотела бы вам рассказать и показать, какие существуют микроскопические грибы.
-Ребята, решили ли мы с вами вторую задачу? (да). Посмотрите внимательно на доску, все ли мы с вами задачи решили? (нет).
Какая задача у нас осталась не решенной, прочитайте ее вслух.
3. Узнать, как можно отличить съедобные грибы от несъедобных.
-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу?»
-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)
и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека)
-А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых.)
-Должны ли губить несъедобные грибы? (нет)
-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни: «Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение, расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали скорую помощь».
-Назовите признаки отравления.
-Что нужно предпринять при отравлении грибами?
-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов. Сейчас я каждому из вас дам памятку, а вы дома с ней ознакомитесь.
-Как узнать ядовитый гриб или нет? А для этого надо знать, как он выглядит.
-Для того чтобы узнать, я приготовила для вас раздаточный материал, ознакомьтесь с ним и внимательно прочитайте про себя. Но для начала мы с вами разделимся на 3 группы, будем считать по рядам. 1 ряд читает про…, 2 ряд читает про.., 3 ряд читает про…
(Дети читают подготовленный материал о грибах)
-Я вижу, что вы уже прочитали, расскажите ребята первого ряда, как отличить съедобный гриб опенок, от ядовитого, спасибо…второй ряд, расскажите ребятам, как отличить…, спасибо. (демонстрация на доске отличий)
-Таким образом, мы с вами нашли и узнали как отличить съедобный гриб от несъедобного. регулятивные УУД: волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение структурировать знания.5. Первичное закрепление.
Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.
Практические, беседа, объяснение, упражнение. -Ребята, а теперь давайте проверим, как вы усвоили материал и выполним небольшое задание.
-Каждому из вас я дам одну иллюстрацию гриба, о которых мы сейчас говорили, а ваша задача заключается в том, чтобы вы по внешним признакам узнали съедобный или ядовитый гриб, и написали название этого гриба.
-Давайте проверим. Коммуникативные УУД: умеют слушать и слышать друг друга.
Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция.
6. Этап коррекции знаний и способов действий.
Задача: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изученной темы Беседа, объяснение. -У некоторых возникли затруднения с узнаванием, давайте еще раз обратимся к тексту, посмотрим внимательно на иллюстрацию гриба и еще раз актуализируем и правильно дадим название грибу, и определим ядовитый или съедобный гриб. Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. Поощрение, создание ситуации успеха, метод самостоятельной работы, метод проверки и оценки знаний.
- Для проверки усвоенного вами материала сегодня на уроке, выполним самостоятельную работу.
- Работать будем на отдельных листочках. Подпишите их в верхнем правом углу.
-На листе вы видите гриб - Грифола курчавая. Ваша задача написать особенности строения данного гриба. На карточке присутствуют не все части гриба, поэтому ваша задача дорисовать ее.
-Кому не понятно, что нужно делать?
-Я вижу, что вы уже выполнили работу, давайте проверим. К доске выходит и покажет свою работу Аня, посмотрите внимательно, у кого получилось не так, поднимите руку.
-Почему у тебя не так? Что отсутствовало у гриба на карточке? (грибница)
-Отлично, я увидела, что вы справились с заданием и оно у вас не вызвало затруднений.
*обучающиеся, имеющие трудности в обучении будут выполнять индивидуальное задание, им нужно просто подписать части гриба.
Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Поощрение, беседа - Ребята, наш урок подошёл к концу.
Давайте подведём итог.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
-А теперь мне бы хотелось каждому из вас подарить значок путешественника.
- Я благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать, особо меня порадовали…..
- Спасибо! Урок окончен! Личностные УУД: самоопределение.