Урок окружающего мира в 3 классе по теме Царство грибов
Урок окружающего мира в 3-м классе
Тема: "В царстве грибов"
Цели урока:
Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.
Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.
Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.
Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.
Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа.
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Сегодня у нас открытый урок, улыбнемся нашим гостям и начнем урок.
Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).
- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно.
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
На доске появляется схема 1(слайд 2)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
- Ребята, а на какие царства можно разделить живую природу? (На животных, растений, грибы, бактерии).
И сегодня гуляя по нашему воображаемому лесу, мы познакомимся поближе с еще одним царством. Но вам предстоит догадаться отгадав загадку о каком царстве идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Как вы думаете какая тема будет нашего урока?
Какие цели можем поставить на урок? ( вспомнить, какие грибы мы знаем, узнать много нового о грибах)
Итак мы отправляемся в лес. (звучит звук песен пстиц в лесу) Ходим среди деревьев заглядываем под кустики ищем грибы.
Поднимите руки кто из вас когда-нибудь собирал грибы? Молодцы.
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны, найдите наклейку с этим грибом и приклейте ее на нужную картинку.
(Дети выходят к доске рассказывают стихи о грибах и приклеивают наклейку.)
Молодцы ребята, как много грибов вы знаете, и много их нашли. Возвращаемся из леса в наш класс и продолжаем урок.
Вообще грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники.
Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется “микология”. Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука). Она изучает виды грибов и их строение. Давайте сейчас попробуем немного побыть исследователями.
У каждого из вас на парте лежит листочек. Что на нем вы видите? (рисунок гриба) А что еще? (линии). Перед вами рисунок-схема. Какую работу будем выполнять? (подписывать части грибов)
Почему один листочек на парте? (работать будем в парах)
Посовещайтесь с соседом и надпишите названия частей гриба. А затем проверим по учебнику на с. 49. Поднимите руку у кого предположение подтвердилось.
- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые. (5 слайд)
- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она с Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ остоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).
Физминутка «Грибы»
Что у меня в руках? (корзинка)
Почему корзинка появляется на нашем уроке?
Как вы думаете, что у меня в корзинке? (грибы)
Как называется этот гриб? (белый)
По каким признакам вы догадались?
(достаю хлеб с плесенью)
Что это такое? (плесень)
Почему она появляется в моей корзинке?
Оказывается плесень – это тоже грибы. Это пушистые или бархатистые налеты на растениях, продуктах питания. Часто плесень бывает причиной гибели плодов и овощей во время их хранения. Но многие плесневые грибы используют в промышленности, для получения лимонной кислоты, для изготовления сыра, в медицине получают пиницелин и другие антибиотики.
Посмотрите как выглядит плесень. Её строение можно рассмотреть только через микроскоп.
Что же делает пирожок в моей корзинке?
Дрожжи для пирожка – это тоже грибы. Ну а раз мы исследователи, значит вам задание найти к следующему уроку информацию о этих грибах.
А люди используют грибы в пищу? (Да).
- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).
- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму, но прежде чем их приготовить, их нужно собрать.
– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы? Разделитесь на три группы.
Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.
- Выполнили? Молодцы. Проверяем.
- Поднимите руки те, кто все задания выполнил правильно? Молодцы.
- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.
- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка” (в учебнике стр.)
- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
Ребята, сейчас мы поиграем в съедобный –несъедобный. Встаньте все из-за парт. Я буду называть названия грибов. Если это съедобный гриб, вы наклоняетесь и кладете его в воображаемую корзинку. Если гриб несъедобный, разводите руки в стороны.
Белый гриб, Сыроежка, Мухомор, Дождевик, Лисичка, Бледная поганка, Белый гриб, Опенок., Подберезовик, Подосиновик.
Молодцы, справились с заданием.
Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.
- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?
Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).
Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.
Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать “скорую помощь” по телефону “03”, обратиться к врачу.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).
Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).
Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые.Съедобные и ядовитые).
Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и
ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).
- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!
- Сегодня мы так много узнали на уроке.
- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.
– Поработали на “5”,
А теперь всем отдыхать!
- Всем спасибо за хорошую работу!
Передайте ваши тетрадочки для проверки домашних заданий. Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Домашнее задание. Учебник стр. 49-53 пересказ.
ТЕСТ к уроку окружающего мира «В царстве грибов».
Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+»,
если нет – то поставь «
· ».
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай
в стороны листву, мох.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего
срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть
опасный для человека яд.
5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог.
В этих грибах накапливаются полезные вещества.
Приложение 2.
Ключ к тесту.
+ - + + -
ТЕСТ к уроку окружающего мира «В царстве грибов».
Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+»,
если нет – то поставь «
· ».
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай
в стороны листву, мох.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего
срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть
опасный для человека яд.
5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог.
В этих грибах накапливаются полезные вещества.
ТЕСТ к уроку окружающего мира «В царстве грибов».
Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+»,
если нет – то поставь «
· ».
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
2. Когда ищешь грибы, разрывай и раскидывай
в стороны листву, мох.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего
срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть
опасный для человека яд.
5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог.
В этих грибах накапливаются полезные вещества.
15