Царство грибы. Общая характеристика грибов

Комитет по делам образования г.Челябинска
Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 148 г. Челябинска»
Россия, 454004. Челябинск, ул.Ак. Сахарова, 8, тел. 281-14-79
______________________________________________________________________________________________________________________________






Методическая разработка урока
Тема: «Царство грибы. Общая характеристика грибов»
5 класс








Работу выполнила:
Карамутдинова Р.Г.
учитель биологии,
филиала МАОУ
«СОШ № 148 г.Челябинска»




Челябинск, 2017

Технологическая карта урока

Пояснительная записка
Урок биологии в 5 классе «Царство Грибы» по теме: «Общая характеристика грибов» разработан в соответствии с рабочей программой по биологии 5-9 класса, на основе учебно-методического комплекта издательства «Дрофа», поддерживающего  ФГОС ООО. Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа», 2015г.
Тема урока: «Общая характеристика грибов»
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного.
Цели и задачи: обучающие: - ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов;
- общей характеристикой;
развивающие: - развитие у учащихся умения планировать свою деятельность;
- развивать умение действовать по образцу, самостоятельно находить решение проблем;
- развитие логического мышления;
воспитывающие:
- формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности;
- воспитывать положительное отношение к окружающей природе.
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), микроскоп, готовые препараты «Грибов», раздаточный материал.
Организационная структура урока:
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД(универсальные учебные действия)

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, организация внимания детей.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. В этом я даже не сомневаюсь. Давайте вспомним чем мы занимались на прошлом уроке?
Приветствуют учителя, Включаются в деловой ритм урока.
Отвечают на поставленный вопрос, что изучали на прошлом уроке.


Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний
(слайд 2)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка проблемного вопроса, через прочтение стихотворения
Что за чудище такое? То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, и на хлебе те дары. Могут паразитом быть - злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться, если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки?
Отвечают на загаданное стихотворение.
Совершенно верно - это гриб

Коммуникативные: Высказывают собственное мнение, строят понятные речевые высказывания
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
3. Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3). Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)
Решают задание, представленное на доске. Составляют правильный ответ.
Тема урока:
Царство Грибов (запись в тетради) (слайд 5)

Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное решение задания, формулирование темы урока; логические - формулирование проблемы.

4. Изучение нового материала (слайд 6)

Познакомимся с одним из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства. Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные. Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами. Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?Проблема?? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство? Ваши версии (запись на доске). Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?
1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.
2.Записывают основные факты и характеристики царства 3.Анализируют схемы, отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы.
4. Обсуждаю вопросы в пара
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из учебника. Расширяют имеющиеся знания и представления о царстве Грибов
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Составляют план и последовательностьдействий.

5.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов осмысления изученного материала, закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Вспомним признаки царства: (слайд 7)
Строение клетки
Строение тела
Способ питания
Способность к передвижению
Что мы помним о грибах, чтобы найти ответ на данный вопрос? Чтобы лучше вспомнить, выполним задание (слайд 8). Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах. Почему у вас такие разные результаты? Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос? Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями, которые промаркерованы на оборотной стороне. Сейчас вы расходитесь по группам соответствующие вашим маркерам и выполняете задания в ваших листах (разошлись, сели).
1)Работают в группах по раздаточному материалу (карточки)
2)Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.







Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные: управление поведением, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
- А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану. (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).
Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу.) Какой теперь ваш результат? Благодаря чему наш результат улучшился?Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний?
Оценить отдельных учащихся
Обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании
(слайд 11)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Всем:П.13, вопросы на стр. 69, в раб.тетр. зад.48, 49 на стр.31
На выбор:
1)Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
2)Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
3)Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?
Записывают домашнее задание в дневники, выбирают индивидуальные темы ( для дополнительных оценок)


9. Рефлексия (слайд 12)
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Раздача листов самоконтроля
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
(слайд 13)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.


Приложение 1
Задания для групп
Задание группы 1.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в тетради, ответив на предложенные вопросы:
1. По типу питания грибы..?
2. Способ поглощения пищи?
3. По характеру питания..а).б).
Задание группы 2.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в тетради, ответив на предложенные вопросы:
1. Строение грибов по количеству клетока).б)
2. Зарисовать в тетрадь рисунок 38 « Мицелий гриба под микроскопом»
Задание группы 3.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в тетради, ответив на предложенные вопросы:
1. Записать в тетрадь в виде схемы « Виды размножения»
Задание группы 4.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему в тетради, ответив на предложенные вопросы:
1. Роль в природе..а)..б)..в)
2. Роль в жизни человека..а).б)..в)
Приложение 2
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
-Закончите тему урока:Грибы - ______________________________________










Нђ Заголовок 115