Доклад по теме Формирование ключевых компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ СПО
Заявка
на участие в I Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»,
посвященной памяти Голикова Михаила Егоровича
1
Фамилия, имя, отчество
Бутяйкина Ирина Валерьевна
2
Организация (полное и сокращенное название, полный адрес)
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Ардатовский аграрный техникум имени И.А.Пожарского»
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ардатовский аграрный техникум им. И.А.Пожарского»
431860, Республика Мордовия, г.Ардатов, ул.Полевая, д.49
3
Должность, ученое звание, ученая степень
Мастер производственного обучения
4
Рабочий, мобильный телефоны
8(83431)-33480, 89271761763
5
Адрес электронной почты (e-mail), куда будет направлена электронная версия сборника научных статей
6
Название статьи
7
Наименование направления работы конференции
Формы и методы формирования ключевых компетенций на уроках производственного обучения
Бутяйкина Ирина Валерьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Ардатовский аграрный техникум имени И.А.Пожарского»,
Мастер производственного обучения,
Республика Мордовия, город Ардатов
ЗАГОЛОВОК
Производственное обучение – важнейшая составная часть подготовки квалифицированных рабочих. Процесс производственного обучения достаточно сложен и зависит от различных факторов. Преподаватель может подготовить квалифицированные кадры для производства только в том случае, если будет владеть разнообразными методами и формами обучения при постоянном совершенствовании своего мастерства.
Производственное обучение учащихся подразделяется на 3 этапа, продолжительность которых определяется Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования:
- производственное обучение в мастерских, учебных лабораториях;
- производственное обучение в условиях производства;
- производственная практика.
Производственное обучение учащихся осуществляется под руководством мастера производственного обучения, который ведет закрепленную за ним группу, как правило, от начала до конца обучения в училище. Специфика производственного обучения, прежде всего в том, что учебный процесс при этом осуществляется в ходе производственного труда учащихся.
Достижения и опыт лучших преподавателей и мастеров производственного обучения нашего училища свидетельствуют о том, что имеется потребность в творческой деятельности, в исследовательском подходе к своему труду, особые приемы изучения и развития личности учащихся.
Основными направлениями формирования ключевых компетенций на уроках производственного обучения учащихся являются:
- соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
- формирование у обучающихся умений применять современную технику и технологию, передовой производительный опыт;
- разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
- применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
- развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
- выработка умений применять знания в производственных условиях;
- формирование навыков самоконтроля;
- комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.
Компоненты процесса производственного обучения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Методы и формы формирования ключевых компетенций на уроках производственного обучения – это основа общей методики производственного обучения, применительно к основным периодам обучения.
Под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировозрение учащихся, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. (1,с.36)
В процессе производственного обучения преимущественно применяют такие методы обучения, как:
словесные - рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;
наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдения, презентации, фильмы;
практические – упражения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач.
Словесные методы используют при проведении вводного ниструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя которые мастер формирует в сознании учащихся образ трудовых действий, которые они должны освоить. Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся.
методы производственного обучения - таблицу:
- Инструктаж – с помощью информационных технологий, в виде деловой игры, с элементами словограмм, кроссвордов и т.п.
- Постановка «продуктивных» технологических задач, обсуждение рационализаторских предложений, предложение проблемных ситуаций.
- Проверочные работы в форме деловой игры «дополни мения» или игра «лото», уроки- конкурсы.
- Работа бригадным методом
- Индивидуальные творческие работы.
Разнообразие методов и методических приёмов нужно для решения многообразных дидактических и воспитательных задач в целях овладения определенным профилем профессии. Поэтому многие преподаватели ищут нетрадиционнные способы постороения урока, методы и приёмы обучения, которые направлены главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Нетрадиционные методы формирования ключевых компетенций – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала.
В нашем училище многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда;т расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составление технологической карты нового изделия и.т.п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.
Нетрадиционный, творческий подход к проведению уроков производственного обучения повышает мотивацию обучения, более качественно формирует профессиональные навыки, даёт более высокие результаты.
Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны мастера и структуру занятий. Различают формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся. Основной формой организации производственного обучения учащихся является урок. При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания.
При обучении учащихся в условиях производства ( на участках, в столовых и т.п.) формами организации учебного процесса являются:
- обучение учащихся в составе ученических бригад;
- обучение в составе бригад (звеньев) квалифицированных рабочих;
- индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.
Следует различать формы организации производственного обучения и формы организации учебно-производственного труда учащихся.
График с листа
Формы организации учебно-производственного труда учащихся подразделяются на:
Фронтально – групповая ( все учащиеся группы выполняют
Формы организации учебного процесса и формы труда учащихся следует рассматривать в единстве.
Формы и методы производственного обучения:
- Создание у учащихся полного и развернутого представления о задачах, условиях, способах и средствах выполнения и контроля трудового процесса
- Руководство деятельностью учащихся при выполнении ими учебно-производственных работ,
- Контроль и анализ учебных успехов студентов, проверка и оценка их знаний, умений и навыков
- Восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы
- Учебно-производственная деятельность по выполнению приёмов, операций, трудовых процессов
- Самоконтроль процесса и контроль результатов деятельности.
Реализуются следующие задачи производственного обучения:
- учатся самостоятельно мыслить, раскрывается творческий потенциал,
- взаимозависимость членов группы, личная ответственность,
- совместная деятельность, социализация, культура коммуникации
- возрастает мотивация к обучению,
- повышается качество знаний и уровень обученности
- растет профессионализм.
Одной из основных задач мастера производственного обучения, автор считает развитие и воспитание у учащихся творческого начала.
Творчество невозможно без интереса.
Вместе с тем есть ряд проблем над которыми необходимо работать:
- ряд учащихся психологически не готовы к использованию нетрадиционных методов обучения;
- хорошо успевающие студенты отказываются работать в паре со слабоуспевающими;
- мастеру производственного обучения необходимо затратить много времени для разработки уроков данный формы.
Необходимо учитывать психолого-педагогические аспекты творческого обучения: мотивация творчества, развитие творческого мышления, рефлексия, способность к сотрудничеству, творческая продуктивность.
Использование мастером производственного обучения различных форм и методов формирования ключевых компетенций способствует развитию у учащихся способности вносить в будущем в процесс труда новое и оригинальное, совершенствовать организацию работы, способы и орудия труда, стремиться к рационализации и изобретательству.
Целью педагогической деятельности автора по обозначенной проблеме является формирование профессиональных компетенций нетрадиционными формами и методами на уроках производственного обучения будущих «хозяек усадьбы».
В обучении любой профессии есть свои частные методики.
В.А.Скакун «Организация и методика профессионального обучения»
Л.Г.Семушина «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях»
Г.И.Кругликов «Методика профессионального обучения»
Настольная книга мастера производственного обучения и преподавателя лицея
Учебная деятельность студентов
Учение
Обучающая деятельность мастера
–
инструктирование
15