Статья Формирование ключевых компетенций качеств личности на уроках математики для социализации выпускника
«Формирование
ключевых компетенций качеств личности
на уроках математики для социализации выпускника»
Содержание
1. Введение
1.1. Компетентностный подход в обучении
2. Внедрение компетентностного подхода в обучение
2.1. Ценностно-смысловая компетенция
2.2. Общекультурная
2.3. Учебно-познавательная
2.4. Информационная
2.5. Коммуникативная
2.6.Социально-трудовая
2.7. Компетенция самосовершенствования
3. Заключение
3.1. Результативность
3.2. Вывод
4. Литература и используемые Интернет-источники
1. Введение
В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
1.1. Компетентностный подход в обучении
Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться.
Большая роль при этом отводится учителю математики. Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
Российские школы обеспечивают выпускников набором знаний и предметных умений, но очень часто мы встречаемся с тем, что:
Успевающий ученик, окончивший школу, не может выдержать конкурса в ВУЗ.
Молодой специалист долго адаптируется на рабочем месте.
Многие знания и умения, полученные в школе, вообще не нужны в жизни. Это результат «некомпетентностного» учебного процесса. Компетентностный подход позволяет:
Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.
Повысить степень мотивации учения.
Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.
Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
2. Внедрение компетентностного подхода в обучение
Так как ключевых компетенций насчитывается несколько десятков, то я, на своих уроках математики стараюсь формировать у учащихся некоторые наиболее важные из них, на мой взгляд.
Итак, основные ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая;
Общекультурная;
Учебно-познавательная;
Информационная;
Коммуникативная;
Социально-трудовая;
Компетенция самосовершенствования.
2.1. Ценностно-смысловая компетенция
Одной из них является ценностно-смысловая, которая обозначает готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Ее реализацию можно осуществлять несколькими способами, вот некоторые из них.
Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа. В результате учащиеся четко представляют, что, когда и как они будут изучать. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
По моему мнению, самостоятельное изучение отдельных параграфов учебника и составление краткого конспекта этого параграфа учащимися тоже могут способствовать развитию этой компетенции. Перед ними стоит задача пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести.…В результате учащиеся и более глубоко понимают изучаемый материал, и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. Для реализации ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад, конкурсов, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником предметной логики, а не материала школьного курса (Например: участие в дистанционных олимпиадах по предметам математика и информатика).
2.2. Общекультурная
Далее рассмотрим общекультурную компетенцию, значение которой, я считаю, очень важно для развития личности. Она включает в себя осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени. Для ее реализации можно использовать различные способы. Часто я сама демонстрирую некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрываю смысл, логику, особенности преобразований. Организую групповую или самостоятельную, индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического - на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель. Для формирования грамотной, логически верной речи использую составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
2.3. Учебно-познавательная
Наиболее знакомой для нас является учебно-познавательная компетенция, ее задачей, позволяющая воспитать готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания. Эту компетенцию я развиваю непосредственно, обучая детей предмету. Решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов. Часто использую проблемный способ изложения новой темы: создаю такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Например, при изучении темы «Площадь прямоугольника» в начале урока формулируется задача практического приложения: «Пол детской комнаты, имеющей форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета равна 30 см, а ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола? Хватит ли покупателю денег для покупки паркета, если он имеет в наличии 5000 рублей, а стоимость одной дощечки 25 рублей? Когда речь идёт о деньгах, дети оживляются и задача решается в два счёта. Так же при изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда), провожу проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит проходить итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Важным является то, что чем раньше мы начнём устранять ошибку, тем проще ученику будет перестроиться под новые требования. Учебно-познавательная компетенция имеет практическую направленность в творчестве учащихся, в исследовательской деятельности. Во внеурочное время организую работа по созданию учебных проектов по предмету. Овладению учебно-познавательной компетенцией способствует и практическая работа на уроке.
2.4. Информационная
Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационнойкомпетенции детей, которая демонстрирует готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п. Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому я стараюсь, включать в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
2.5. Коммуникативная
Каждый человек, живущий в социуме, должен обладать коммуникативной компетентностью, которая включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов работы (таких как дискуссия, групповая работа, парная работа, сюжетно-ролевая игра и др.). При такой организации деятельности у учеников формируется умение задавать вопросы, выслушивать других, способность работать вместе. Сдача различных устных зачетов, проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов, проводить анализ или синтез при разборе задачи на уроке.
2.6. Социально-трудовая
К основным компетенциям принято относить и социально-трудовую. Эта компетенция обеспечивает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета. Применяя устные упражнения, я стараюсь формировать и закреплять у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Не разрешаю пользоваться микрокалькулятором на уроках математики, алгебры и геометрии до 9 класса, исключая темы, предполагающие использование МК. Считаю, что проводя такую работу в системе и совершенствуя её, можно добиться, что у учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара, при определении количества бензина, необходимого для поездки и т.д. Интересно изучение темы «Проценты» в школьном курсе. Умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает, что формируется у учеников интерес к процессу и деятельности.
2.7. Компетенция самосовершенствования
Компетенция самосовершенствования формирует в человеке готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Как мне кажется, ее можно сформировать, прибегая на уроке к заданиям для самостоятельного решения, представленным тремя уровнями: на оценку “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником. Так же я практикую разноуровневые домашние задания, которые способствуют самосовершенствованию личности ученика.
Заключение.
3.1. Результативность
Итак, анализируя свою работу в разрезе использования основных ключевых компетенций на уроке математики, могу сказать, что формирование ключевых компетенций ведет к появлению следующих результатов:
дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности;
формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе;
дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;
учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету;
у учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;
приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты;
учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов);
изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение;
результаты во внеурочной деятельности, увеличение числа призеров и победителей дистанционных олимпиад.
3.2. Вывод
«Математика ум в порядок приводит, а компетентностное обучение на уроках математики помогает избежать отчужденности между изучаемым предметом, личностью ученика и его интересами».
Литература и используемые Интернет-источники
1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.
2. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.
3. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
4. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
5. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды. -Красноярск. 2003
6. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.
7. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/kompetentnostnyi-podkhod-v-obuchenii-matematike-08. http://festival.1september.ru/articles/617150/9. http://ido.tsu.ru/distance_schools/schools/mat_fiz/docs/f122_math.pdf10. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1516018.html