Конспект урока Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле
Приложение 3
Форма «Поурочный план»
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Урок № _12
Тема урока: « Гипотезы происхождения жизни на Земле Развитие жизни на Земле»
Цели урока:
1 1..Образовательные: познакомить учащихся с основными: гипотезами происхождения жизни на Земле, этапами развития органического мира, ароморфозами органического мира.
2.Развивающие: Продолжить формирование умения работать с различными источниками биологической информации, продолжать развивать умения анализировать и делать выводы.
3.Воспитательные: прививать интерес к предмету биология
Межпредметные связи: история , география, химия
Тип урока:, урок изучения нового материала
Оборудование, ТСО: медиа проектор, презентация «Гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле», учебник Т.Касымова «Общая биология 11класс» , раздаточный материал, таблица «Геохронологическая шкала», иллюстрации, портреты ученых, философов.
При проведении занятий с ИКТ-поддержкой:
- программное обеспечение - Microsoft Word Pover Point.
Содержание урока:
I Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом. Постановка целей и задач урока.
II Изучение нового материала (формирование новых умений)
1.Особенности живых организмов.
Устная беседа по выяснению основных признаков живых организмов ( обмен веществ и энергии с окружающей средой, движение, развитие, способность к саморегуляции, рост, размножение)
Совместно с учащимися даем определение жизни. Жизнь есть форма существования сложных биополимеров, способных к саморегуляции, самовоспроизведению и активному обмену веществ и энергии с окружающей средой. (записывают в тетрадь)
2.Гипотезы происхождения жизни на Земле:
сообщение учащегося и заполнение таблицы «Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Гипотезы происхождения жизни Сущность гипотезы Опыты, доказывающие или опровергающие гипотезу Научность гипотезы
(+ или -)Креационизм Витализм - теория самозарождения жизни Теория панспермии Теория стационарного состояния Теория биохимической эволюции Устная беседа с учащимися, в которой выясняется научность и мнение ребят по каждой гипотезе.
Составляем словарь терминов: коацерваты, креационизм, витализм, биопоэз.
3.Палеонтология Развитие жизни на Земле по эрам.
Как протекала эволюция со времен зарождения жизни по наше время?
Эти данные получают с помощью палеонтологии, науки, изучающей ископаемые останки живых существ. Палеонтологи раскапывают фрагменты скелетов, окаменелости, отпечатки и моделируют исходный вид живого существа.
Далее ученые датируют возраст геологического слоя, в котором были обнаружены останки, и узнают, таким образом, возраст самого существа
Сообщения учащихся и заполнение таблицы «Развитие жизни на Земле по эрам»
Темы сообщений:
«Органический мир и основные ароморфозы архейской эры»
«Органический мир и основные ароморфозы протерозойской эры»
«Органический мир и основные ароморфозы палеозойской эры»
«Органический мир и основные ароморфозы мезозойской эры»
«Органический мир и основные ароморфозы кайнозойской эры»
Эра Период продолжался Мир животных Мир растений Важнейшие ароморфозы
Архейская эра Протерозойская эра Палеозойская эра 1.Кембрийский период 2.Ордовикский 3.Силурийский 4.Девонский 5.Каменноугольный 6.Пермский Мезозойская эра 1.Триасовый период 2.Юрский период 3.Меловой период Кайнозойская эра 1.палеогеновый период 2.Неогеновый период 3.Антропогеновый период IV Закрепление изученного материала / систематизация, применение /
1.Выполнение работы по карточкам:(Приложение 1)
2.Игра «найди лишнего» (Презентация)
В каждой строчке найти лишнее понятие
1.пермский, девонский, антропогеновый.
2.Протерозой, Кайнозой, Фанерозой.
3.Бронтозавр, тираннозавр, трилобит
4.Археоптеикс, костистые рыбы, человек.
Игра «Определи второе название динозавра»
Ящер-разбойник (тираннозавр)
Двуотростковый (диплодок)
Ящер «под крышей» (стегозавр)
V Домашнее задание: повторить конспект, закончит заполнение таблицы и опорный конспект (Приложение 2)
VI Выставление оценок /комментирование/ Рефлексия
Что узнали нового на уроке?
Что изучает палеонтология?
Каким образом палеонтологи отличают одну эру от другой?
Какие ароморфозы привели к появлению млекопитающих?
Литература
Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов. Общая биология 10. Алматы, 2010 ,240с
Д.К.Беляев. Общая биология 10-11 М., Просвещение, 1998г, 287с
А.В.Теремов Тестовые задания по общей биологии, М, «Сфера», 1999г., 144с
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы:
Сайт учителя Козловой Е.В. http://biologia.sch690.ru/2. Архейская эра .http://www.rae.ru/monographs
Приложение 1
Карточка №1
Определи, к какой эре и периоду относят это животное
1 — гемицикласпис; 2 — ботриолепис; 3 —капитозавр; 4 — парейазавр; 5 — ихтиозавр; 6 — рамфоринх; 7 — диплодок; 8 — археоптерикс; 9 —саблезубый тигр; 10 — мамонт.
Карточка №2
Вам предложены листы со списком животных, растений и крупнейших ароморфозов. Все они пронумерованы. Распределите их по соответствующим эрам по мере их возникновения. Выпишите цифры.
Архейская Протерозойская Палеозойская Мезозойская Кайнозойская
1.Появление сине-зеленых водорослей
2.Псилофиты
3.Возникновение эукариот
4.Появление хордовых
5.Появление первых млекопитающих
6.Стегоцефалы
7.Возникновение полового размножения (мейоз)
8.Кистеперые рыбы
9.Возникновение многоклеточных организмов
10.Трилобиты
11.Возникновение фотосинтеза
12.Динозавры
13.Мастадонты
14.Гигантские папоротники
Приложение 2
Заполни пропуски в опорной схеме