«Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках биологии»
«Формирование и развитие ключевых компетенций
учащихся на уроках биологии»
Учитель биологии: Киряева Т.В.
От человека требуется не столько обладание специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, осваивать новые технологии, искать и использовать недостающие знания. В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как "компетенция”.
Компетенция –competence (англ) – соревнование, образование.
Под компетенцией учащегося подразумевают совокупность его знаний и умений, а также способы выполнения деятельности. Компетенция – это единство знаний, умений, отношений в процессе деятельности (учебной, в частности), определяемых требованиями конкретной ситуации и целями деятельности учащихся. Компетенция понимается также и как способность справляться с различными заданиями; как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения данной конкретной работы учащегося. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых разных ситуациях.
Комплекс ключевых компетенций можно представить четырьмя составляющими:
1. Информационная (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации).
2. Проектировочная (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий).
3. Оценочная (способы сравнения результатов с целями).
4. Коммуникативная (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения цели).
Компетентностно-ориентированное образование – один из вариантов направления модернизации образования. Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е. способности применять знания в реальной жизни – актуальная проблема современного образования. Результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приёмов решения стандартных задач. Переход от формулы к анализу задачи оказывается очень трудным для учащихся. При таком отношении можно говорить о концепции компетентностно-ориентированного образования.
Процесс активизации учебно- воспитательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является залогом формирования и развития ключевых компетенций школьников.
Целью моей методической работы является формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций: ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой.
На своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
- Ценностно - смысловая компетенция
Формирование и развитие данной компетенции происходит путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции развиваю способность:
- видеть и понимать окружающий мир;
- ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “зачем?”, “почему?”, “как устроено?”, “в чем причина?”);
- осознавать свою роль и предназначение в нем – (“а я так смогу?”, “как это выполнить?”);
- способность видеть, понимать и отличать биологические явления в природе;
- прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией.
- Образовательная компетенция
На уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно – коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).
1.Использование готовых программ по биологии.
На своих уроках активно использую материал Виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии», Электронные уроки и тесты «Биология в школе», серию 1С:Репетитор по биологии. В результате из-за высокой степени наглядности, заинтересованности учащихся в таком виде работы повышается интерес, происходит более осмысленное понимание процессов жизнедеятельности, развивается абстрактное мышление.
2. Создание собственных электронных образовательных ресурсов.
Презентации по изучаемому материалу составляют сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.
- Учебно-познавательная компетенция
Для достижения высоких результатов и позитивной динамики учебных достижений обучающихся использую разные формы работы, способствующие развитию у учащихся базовых компетенций.
1. На уроках добиваюсь осмысления обучающимися изучаемого материала. Все непонятные термины расшифровываем и переводим на русский язык. Например, цитология: «цитос» - клетка, «логос» - наука. Цитология – наука о клеточном развитии. Добиваюсь, чтобы термины и понятия не учили наизусть, а объясняли своими словами. Это одно из условий работы во время терминологических диктантов. Заученная информация сохраняется недолго, а понятая и осмысленная – навсегда.
2. Особое внимание уделяю работе с рисунками, так как они встречаются в многих заданиях. С учащимися создаём подборки рисунков по разным разделам биологии. Работа проводится в парах, затем собранные рисунки, группируем и копируем на каждого ученика. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти. На последующих уроках использую дидактические карточки, где необходимо подписать структуры, либо произвести другие действия с изображёнными рисунками.
3. К каждой теме готовлю тесты, решение которых занимает всего 5-10 минут. Тесты построены по принципу ЕГЭ.
4. В процессе работы индивидуально или в парах ученики решают сложные задачи, стоящие перед ними, делят их на более простые. И, решая каждую из задач, обобщают и делают вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, экскурсиях при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий. На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагаю на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;
5. Ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда озвучиваю список дополнительной литературы, имеющийся в школьной библиотеке. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, мультимедийные продукты) провожу на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
6. На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; эксперимент – прорастание семян в различных условиях, влияние света на растения и т.д.
7. Учебно-деловая игра даст возможность: - формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации; - закрепления знаний учащимися, применения их в нестандартной обстановке; - развития теоретического и практического мышления; - выработке умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.
Деловые игры предлагаю использовать при изучении больших тем курса, когда возникает необходимость работы с научно-популярной литературой. Например, «Экологическое состояние г. Абакана », «Охрана окружающей среды». Применение деловых игр снижает утомляемость при однотипной работе, развивает чувство коллективизма, придает значимость изучаемой проблеме.
8. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, оказывается самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Проектная исследовательская деятельность школьников раскрывает потенциал их творческих способностей, расширяет социокультурное образовательное пространство, способствует развитию одарённых детей. В последнее время все больше учеников включаются в проектную деятельность, и все больше выполняется практико-ориентированных проектов. Возможно, это связано с попыткой компенсировать академичность содержания образования, оторванность его от практики, обеспечить формирование и развитие ключевых компетенций.
- Информационно - коммуникативная компетенция
На уроках оцениваю умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.
Больше внимания уделяю составлению планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний. Важной частью формирования и развития информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Рассказываю детям о правилах работы с информацией Интернет, которую использую сама.
Интерактивные методики позволяют задействовать чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это увеличивает процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях.
Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность, развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. На уроке атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.
- Социально - трудовая компетенция
Формирую и развиваю социальную активность и функциональную грамотность; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.
Формирую умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует внимание и волю школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Основной принцип, который я использую в своей деятельности – не просто дать знания, а научить их добывать и использовать.
В качестве главного результата своей педагогической деятельности рассматриваю способность и готовность выпускников нести личную ответственность за собственную успешную деятельность.
Литература
Гальперин П.Я., А. В. Усова, Л. М. Фридман. Теория поэтапного формирования умственных действий
Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е. С. Палат. М., 2006г.
Ушакова И.А. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с