Статья на тему Формирование ключевых компетенций на уроках биологии
Снеговая Т.В.
Учитель биологии
КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Формирование ключевых компетенций на уроках биологии
«Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». (Шалва Амонашвили) Каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью решать проблемы, которые с каждым днем становятся все разнообразнее и подчас имеют междисциплинарный характер. Среда, в которой живет человек, становится агрессивной, скорость передачи информации растет, все труднее исправлять допущенные ошибки. На это часто не хватает времени. С той же проблемой мы сталкиваемся и в школе: требования к умственной деятельности школьника растут, а на ее развитие часто не хватает времени из-за сокращения лимита времени. Таким образом, способность находить эффективные решения проблем становятся необходимым условием развития школьника. Школьное образование необходимо для того, чтобы развивать у учащегося элементарные адаптивные компетентности. Выйдя из школы, каждый ученик должен уметь критически оценивать то, что слышит и видит вокруг себя, т.е адаптироваться в обществе [1,с34]. Один из способов направления модернизации образовательного процесса- компетентностно-ориентированные задания. Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е. применение знаний жизни – актуальная проблема современного образования. Под компетенцией учащегося подразумевают совокупность его знаний и умений, а также способы выполнения деятельности. Компетенция – это единство знаний, умений, отношений в процессе деятельности (учебной, в частности), определяемых требованиями конкретной ситуации и целями деятельности учащихся. Компетенция понимается также и как способность справляться с различными заданиями; как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения данной конкретной работы учащегося. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества, и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых разных ситуациях (т.е. универсальными)[2]. Для меня, и для моих коллег, в настоящее время актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Эта аксиома стала основной в материалах курсов повышения квалификации 3 базового уровня АО НИШ Назарбаев интеллектуальные школы, которые я проходила в 2012году. Целесообразно выделить из множества различных компетенций ключевые: коммуникативную, личностного самоопределения, общекультурную, социально-трудовую. Коммуникация – составная часть процесса общения, который представляет собой взаимодействие двух или более человек, включающее обмен информацией (т.е. коммуникацию) и взаимное восприятие, понимание общающихся.[3] Социально-трудовая компетенция включает способность личности выполнять социальные функции, взаимодействовать с социальными институтами. Данная компетенция подразумевает знания об обществе, взаимодействии человека друг с другом. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей); умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез и т.д. (в случае научно-познавательной деятельности) [4] Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, развития их коммуникативных компетенций, я разработала урок по биологии в 11 классе «Современные представления о возникновении жизни на Земле». Домашним заданием для ребят необходимо было составить мини проекты в виде презентаций и ответить на проблемный вопрос «Как зародилась жизнь на Земле». Так же на своих уроках я применяю информационно-коммуникационные технологии. Так, например, в 9 классе тему «Белки» можно завершить проектом «Денатурация белка». Где учащиеся распределяются в пары и группы, в соответствии с учебными возможностями для изучения данного материала. При этом ребята очень активно включились в исследовательскую деятельность. В основу моего опыта положен развивающий подход к обучению, деятельностный подход, а также компетентностный подход. В начале 30-х годов 20-го века Л. С. Выгодский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью, а всего лишь средством развития учащихся [5] Подготовленные ребятами презентации по данным проектам помогают мне и в дальнейшей работе. За время работы я убедилась в том, что ученик становитсяуспешным лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому в своей работе я использую технологию проектно - исследовательского обучения. Данная работа вызывает активный интерес у учащихся. Любимым продуктом труда для старшеклассников являются исследовательские работы. За последние годы мои ученики подготовили проекты, в которых стали призерами и победителями. Так, например, ученица 10 класса Пивоварова Снежана подготовила и защитила исследовательский проект «Меню колорадского жука» и заняла 2 место на районном этапе защиты научных проектов в 2014году. В 2015 году мы участвовали в областной научно-практической конференции, где эта же ученица защищала исследовательский проект по теме «Узнай себя по группе крови» и заняла 3 место. Стрельцова Юлия и Баянова Лаура на районном этапе защиты научных проектов в 2015году заняли 2 место с проектом «Условия развития проростка семян пшеницы». Принимая активное участие в проектной деятельности, учащиеся получают навык самостоятельной обработки и сбора информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, защиты полученных результатов деятельности. Таким образом, можно смело сказать, что проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход и формирование всех ключевых компетентностей. Я считаю, что современный учитель – учитель новатор, который постоянно совершенствуется. Поэтому я принимаю участие в профессиональных конкурсах, постоянно повышаю квалификацию, участвую в экспертной деятельности. Через областные конференции, открытые уроки, выступления на районных семинарах, мастер классах – обобщаю педагогический опыт. Таким образом, можно сделать вывод, что применяемая мною педагогическая система способствует формированию у учащихся ключевых компетенций и способствует становлению социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету биология. Учитель должен учить детей ориентироваться в быстро меняющемся и развивающемся мире, научить быть конкурентоспособными, успешными, мобильными, коммуникативными, креативными и самому стать для детей примером успешности и мобильности.
Литература:
1.Глазунова, Е.Л. Развитие мыслительных операций на уроках биологии/ Статья о некоторых особенностях развития мышления учащихся/ Глазунова, Е.Л.- Биология в школе.-2011.-№5.-с.34-36.
2.Туманян, Я.Р. Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии с применением ИКТ[Электронный ресурс]/Я.Р. Туманян.-
http://doc4web.ru/biologiya/formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-u-uchaschihsya-na-urokah-bio.html3.Вятютнев, М.В. Теория учебника русского языка как иностранного. — М., 1984;
4.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .стр 59.
5.Cубботина,О.В. Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии[Электронный ресурс]/ http://infourok.ru/statya_formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy_u_uchaschihsya_na_urokah_biologii.-109679.htm