Конспект урока Движение как концепт раздела физики Механика (10 класс)
Управление образования администрации Амвросиевского района. Методический кабинет. Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №6 Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Тема: « Движение как концепт раздела физики Механика»
Тип урока: метапредметный урок комплексного применения знаний.
Ляшко Ольга Григорьевна.
старший учитель
высшей квалификационной категории.
2016 год.
Урок физики в 10 классе по теме «Движение как концепт раздела физики Механика»
Учитель физики высшей квалификационной категории, старший учитель Амвросиевской ОШ І-ІІІ ступеней №6 Амвросиевского рвйона ДНР Ляшко Ольга Григорьевна. Тема: «Механика» Тема урока: «Движение как концепт раздела физики Механика». Тип урока: Метапредметный урок систематизации, обобщения и комплексного применения знаний. Дидактическая цель урока: Создать условия для осознанного применения изученных знаний и навыков в повседневной жизни. Цель урока: образовательная - систематизировать изученный материал, обобщить и закрепить знания по одному из самых сложных разделов физики: «механика»; подчеркнуть познавательное, мировоззренческое и практическое значение законов Ньютона; научить видеть проявление изученных законов и закономерностей в окружающей среде; совершенствовать навыки переработки информации, умения анализировать, давать оценку событию и аргументировать свой ответ; способствовать формированию таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, находить решения в нестандартных ситуациях. развивающая - создать условия для развития критического и творческого мышление, умений перерабатывать информацию, проводить анализ, синтез, давать оценку и аргументировать свой ответ. видеть проблемы в стандартной ситуации, находить альтернативное решение, комбинировать известные способы деятельности с новыми; умение объяснять окружающие явления. воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создавать условия для коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, повышать интерес к физике за счет уже имеющихся интересов к другим видам деятельности; умений удовлетворять потребность в самореализации и социальном признании, давать позитивную моральную самооценку; создать условия для раскрытия учащимися своих способностей. Задачи урока: 1. Знать: определения – кинематика, динамика, механическое движение, система отсчёта, траектория, путь, перемещение, равномерное прямолинейное движение, импульс материальной точки, механическая работа, мощность силы, кинетическая и потенциальная энергия, основную задачу механики. понятия – сила, масса ,энергия, импульс, вес, невесомость, сила тяжести и сила всемирного тяготения, деформация и сила упругости, сила трения, основное утверждение механики. законы – три закона Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. формулы – скорости, ускорения, уравнение движения, работы, мощности, энергии, импульса. 2. Уметь: - решать расчётные задачи, используя формулы механики, определять единицу измерения искомой величины, определять кинематические характеристики с помощью графиков. - решать качественные задачи, строить логические рассуждения, применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях, переносить данное условие в новые обстоятельства, видеть новую функцию изученного объекта. - объяснять механическую сущность законов Ньютона, сил в природе, невесомости. – научиться анализировать свои ответы и ответы одноклассников, производить самооценку и оценку ответов других обучающихся. Приобретаемые навыки детей: - обучающиеся учатся работать в группах, применять знания в новой ситуации, определять цели, планировать ход своих исследований и рассуждений; задавать необходимые вопросы для продуктивной организации собственной деятельности; выбирать тактику работы над проблемой; формулировать гипотезы; - проводить контроль и коррекцию своей деятельности. оказывать взаимопомощь в сотрудничестве с партнёром при необходимости; отстаивать собственную точку зрения; – повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания. – воспитание внимания к окружающим, друг другу, учебной дисциплины. – подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Технологии обучения: метапредметные, информационно–коммуникационные, диалогового обучения, сотрудничества, проблемного обучения и воспитания
Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Формы организации работы учителя: - методы: словесно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный, практический, проблемный, письменного текущего контроля; - организация восприятия новой информации; – постановка цели занятия перед обучающимися; – обобщение, систематизация изученного материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Ожидаемый результат: явления природы и различные жизненные ситуации, связанные с движением тел, обучающиеся понимают и объясняют на основе механической картины мира, используют при этом законы, понятия, определения, формулы классической механики.
Информационно- техническое сопровождение урока: Компьютерная презентация «С механикой по жизни» (программа Мspowr Point),комп’ютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Оборудование: учебник, заготовки для заполнения таблиц, эмблемы, карточки с заданиями,
Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2013г.
Эпиграф: Вы все движенья мастера. Ученье свет, движенье жизнь – Вот истины простые ( Аристотель, Галилей, Ньютон)
План – схема урока.
№
Этап урока
Время. Мин.
Формы и методы деятельности учителя
Результат деяльности
І
Организационно- вступительный
2
Приветствие. Определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.Создание рабочего,творческого, доброжелательного настроения приём »Установка на успех».
Создание групп, готовность к уроку.
Настрой на успешную работу.
ІІ
Ориентационно- подготовительный блок
4
Актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Выделение отдельных содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий..
ІІІ
Сообщение темы,целей, задач и ожидаемых результатов
2
Интерактивное упражнение «Мои ожидания и опасения. Заполнение эмблем»
Определение целей и задач урока, определение объёма работ.
ІV
Мотивация учебной и познавальной деяльности
1
Работа с произведением Жюля Верна «Капитан Немо» Девиз «Подвижное в подвижном»
Выявление готовности каждого из учасников к продуктивному сотрудничеству. Создание эмоциональной атмосферы. Самостоятельное формулирование проблемы и обдумывание путей её решения.
V
Актуализация опорних знаний учений и навыков
3
Определение понятий: «Кинематических величин», «Динамических», «Физических величин из раздела «Законы сохранения»
Воссоздание знаний необходимых для последующих этапов урока
VІ
Осмысление и использование полученных знаний в стандартной ситуации.
5
Решение расчётной задачи.
Восприятие информации и настрой на работу с текстомзадачи. Усвоение сущности проблемы. Приобретение навыков самостоятельного конструирования определений. Исследование и объяснение хода решения задачи. Выработка совместного обучающего продукта.
VІІ
Релаксация
1
Физкультурная минутка. «Весёлое путешествие на автомобиле»
Восстановление бодрого настроения, улучшение концентрации внимания и работоспособности Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.
VІІІ
Использование приобретённых знаний в новой ситуации
12
Метод «Кейс- стади2 Метод дискуссиии.
Развитие логического мышление школьников, умения выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Рассмотрение проблемы в целом, с разных позиций, приобретение дает навыков системного анализа.
ІХ
Контроль и коррекция полученных знаний
7
Метод «Кейс-стади» Решение жизненной проблемы с правом принятия любого доказанного решения.
Формивание критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений самостоятельного поиска в знаний . Отбор нужной информации. Грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть в совершенстве информационной компетентностью.
Х
Подведение итогов. Рефлексия
2
2
Оценивание и самооценивание, выявление лучших.
Вопросы.
Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии - пожелания учащихся к уроку.
ХІ
Домашнее задание
2
Задания репродуктивного,
конструктивного и творческого характера.
Усвоение и повторение материалов темы, создание творческого продукта.
ХІІ
Заключительное слово учителя
2
Упражнение «Напутствие»
Сброс эмоционального напряжения. создание позитивной обстановки. Осознание напутственных слов.
І Организационно – вступительный момент. Слово учителя: Мир физики необъятен! В окружающей природе и даже внутри нас – повсюду происходят физические процессы.
Физика - удивительная вещь:она интересна, даже если в ней ничего не понимаешь.
М. Аров
Вы, ребята, изучаете физику четвёртый год, поэтому знаете и понимаете в ней уже достаточно для того, чтобы объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. И мы сегодня собрались, чтобы, используя уже накопленные вами знания применить на практике и в тоже время, в процессе совместной работы, узнать для себя что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное. Великий педагог Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию».
А для более плодотворной работы я даю вам установку на успех.
Итак:1. Определи для себя значение данного материала. 2.Наметь цель и не отступай от неё. 3. Радуйся, когда тебе удастся достичь хотя бы маленького успеха. 4. Не огорчайся, если с первого раза не удастся. Попробуй ещё раз. 5. Не бойся попросить помощи. 6. Спрашивай, если в чём-то сомневаешься. 7.Я верю, что каждый из вас справится. Успехов, вам.
Ваши успехи, работу каждой группы, буду определять я, оценивая по пятибалльной системе, а секретарь группы будет фиксировать в карточках. Оценку за урок каждого обучающегося определите вы сами в группах.
ІІ Ориентационно - подготовительный блок . 1) Ребята я подготовила для вас эмблемы. Они имеют рисунок в виде шестерни, скажите почему именно шестерню я взяла за символ движения? Предлагаю из перечисленных слов (Движение, скорость, ускорение, сила, энергия, работа, импульс, реактивный двигатель, инерция, невесомость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, мощность, потенциальная энергия, кинетическая энергия)выбрать то, которое вы считаете ассоциируется с вами, вашим характером и напишите внутри шестерни. Озвучьте выбранное вами слово. Но это не просто слова, это физические понятия. Давайте дадим им определения.
ІІІ Сообщение темы, целей, задач и ожидаемых результатов
Что объединяет эти понятия? Назовите одним словом. ( Механика). Что такое механика? Механика наука о движении, о взаимодействии тел, причинах и общих законах механического движения)
Тема урока «Движение как концепт раздела физики Механика» . Вопросы к обучающимся: 1.Что такое концепт? (концепт – содержание, понятие, смысл проблемы, основная мысль выражения одним словом.) каждый временной отрезок в истории человечества имеет свои концепты. 2.Какие концепты актуальны сейчас в мире? (мир, счастье, добро, война, боль, душа, информация, движение). 3.Почему движение является мировым концептом, почему это понятие так важно для человечества? (Слово «движение» имеет огромное смысловое наполнение – это механическое движение, движение транспортных средств, движение как жизнь, как двигательная активность в жизни человека, движение как протекание различных процессов). Любое движение подчиняется законам механики, а это значит, что полученные знания по теме «Механика» мы не только повторим, но и применим для решения жизненных ситуаций. Я приглашаю вас вместе со мной стать авторами этого урока.
Но для успешной работы нам необходимо наметить цели. (Обучающиеся каждой группы называют одно предложение – цель). Объединив ваши цели и мою мы определяем главное направление нашего урока – это: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Механика» и осознанно применить эти знания в повседневной жизни. Недаром народная мудрость говорит: « Жизнь не спросит, что ты учил. Жизнь спросит, что ты знаешь». Напишите на обратной стороне эмблемы свои ожидания от этого урока.
ІV Мотивация учебной и познавательной деятельности. Движенье – повсюду,Движенье везде: и в воздухе птица, и рыба – в воде,И жизни нигде без движения нет,И солнце летит в хороводе планет,Вот листья по воздуху долго кружат,А падает камень быстрее стократ.Г.Галилей
Учитель: Девиз легендарного корабля Наутилус, который придумал Жюль Верн, «Mobiles in Mobile» - «Подвижный в подвижном» Ребята, как вы понимаете это высказывание? Всё в мире находится в непрерывном движении, ничего остановившегося, застывшего нет. Если мы говорим о покое, то только относительном Любой человек, даже лежа на диване или сидя возле компьютера, находится в постоянном движении. Это непрерывное перемещение в космическом пространстве имеет самые разные направления и огромные скорости. В первую очередь, происходит перемещение Земли вокруг оси. Кроме того, совершается оборот планеты вокруг Солнца. Но и это еще не все. Куда более внушительные расстояния мы преодолеваем вместе с Солнечной системой. Например, скорость, с которой мы движемся к границе созвездий Геркулеса и Лиры составляет 20 км/с (72,000 км/час), а скорость движения вокруг центра нашей Вселенной - около 200км/с (720,000 км/час!). Итак мы сегодня поговорим о движении и решим задачи, ипользуя наши знания в стандартной и не стандартной ситуации.
Для достижения поставленных целей нам необходимо создать полный портрет очень важного раздела физики Механика .А для создания такого портрета нужен инструментарий – понятия, определения величин, законы движения, формулы.
V Актуализация опорных знаний умений и навыков.
1.Для рационального использования времени и более глубокого понимания изучаемого материала, обучающиеся разделены на 3 группы «Кинематика», «Динамика», « Импульс». Согласно названий команд , обучающиеся получают задание: дать определение понятиям, физическим величинам, законам. 2.Для работы на уроке используем Кейс-метод –набор реальних жизненных ситуаций, которые не обходимо осмислить и используя метод дискуссий в малых группах найти аргументы и решения. А затем в общегрупповой дискуссии представить результаты анализа и найденные решения, сделать вывод.
Задание команде «Кинематика» Дать определения кинематических понятий: кинематика, траектория, пройденный путь, перемещение, система отсчёта, материальная точка, закон относительности движения, равномерное движение, основная задача кинематики,
Задание команде «Динамика» Дать определения динамических понятий: динамика, Охарактеризовать силы трения, упругости, тяжести (причины возникновения, результат действия), закон всемирного тяготения, вес тела, сходство и различие веса и силы тяжести, основная задача динамики.
Задание команде «Импульс: Дать определения понятиям из раздела «Законы сохранения»: Условия выполнения работы, формула мощности, импульс тела, импульс силы, законы сохранения импульса и энергии, реактивное движение, пространство и время, основная задача механики.
При изучении механического движения мы часто задаём очень важный вопрос –почему? И ответить на него нам дают возможность законы Ньютона. Законы Ньютона позволяют людям не только изучать движения, но и управлять ими. Законы Ньютона позволяют решить любую задачу механики. Сейчас наступило время вспомнить законы динамики Ньютона.
Что такое пространство и время в физике? (Физическое пространство – это трёхмерное пространство нашего повседневного мира. Время – форма протекания физических процессов .Мера длительности существования всех объектов, это координата пространство – время.
VІ Использование полученных знаний в стандартной ситуации.
«Кто не умеет решать задачи, тот не знает физику» Ферма
Понятие движения неразрывно связано с механическим движением транспортных средств. Водители и пешеходы являются участниками дорожного движения, поэтому те и другие, чтобы избежать аварийных ситуаций на дороге, должны знать правила дорожного движения. Важное значение имеет умение находить длину тормозного пути, и рассчитывать скорость, зная остановочный путь. Остановочный путь автомобиля состоит из расстояний: за время реакции водителя, за время срабатывания тормозов, путь замедления, тормозной путь.
Задача группе «Кинематика». Автомобиль движется со скоростью 54 км/ч. Водитель увидел пешехода за 50 м. время его реакции – 0,4 с. Время срабатывания тормоза – 0,5с. коэффициент трения колёс о сухой асфальт равен 0,7.На каком расстоянии от пешехода остановится автомобиль? Рассчитать остановочный путь при условии мокрого асфальта, где коэффициент трения колёс о дорогу равен 0,2.
Вывод: Любое транспортное средство не может мгновенно остановиться, оно проходит остановочный путь, который зависит от скорости, состояния дороги, состояния колёс, массы автомобиля, внимания и реакции водителя. Переходя дорогу, необходимо быть предельно внимательным и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Решение: Найдём остановочный путь автомобиля: Расстояние, пройденное автомобилем 1) S1 =
· t1; S1 = 15м/с * 0,4с; S1 = 6м, за время реакции водителя.
2) S2 =
· t2; S2 = 15 м/с * 0,5с; S2 = 7,5м за время срабатывания тормоза.
3) S3 =
·2/2µ q; S3 = (15м/с)2/2*0,7*10м/с2; S3 = 16,1м тормозной путь
4) l = S – (S1+ S2 + S3); l = 50м – (6м + 7,5м + 16,1); l = 20,4м расстояние, на котором автомобиль остановится от пешехода.
5) S4 =
·2/2µ q; S4 = (15м/с)2/2*0,2*10м/с2; S4 = 56,2м тормозной путь
6) l = S – (S1+ S2 + S4); l = 50м – (6м + 7,5м +56,2м); l = -19,3м, 19,3м расстояние, на которое автомобиль проедет дальше местонахождения пешехода, т.е. возможно ДТП.
Задача группе «Динамика» и «Импульс» Водитель автомобиля, увидев на дороге перебегающего мальчика, резко затормозил. И хотя столкновения удалось избежать, приехавший на место происшествия инспектор ДПС, измерил тормозной путь, произвёл расчёты по своей особой формуле, и выписал извещение об оплате штрафа, за превышение скорости на этом участке дороги. Водитель решил проверить правомерность действий инспектора, самостоятельно измерил тормозной путь, и по формуле, которую он помнил из школьного курса физики, рассчитал скоростьДавайте сейчас проверим согласился ли водитель с расчётами инспектораДПС. Для этого одна команда произведёт расчёты за инспектора, а другая за водителя, принимая, что тормозной путь равен 30 метров, состояние дороги – сухой асфальт и ограничение скорости на этом участке 60 км/ч. Формула, которой пользовался инспектор,
· = 0,5 t3 j +
·2 S j ,где t – время нарастания замедления автомобиля – 0,7с, j - установившееся замедление автомобиля при торможении, для сухого покрытия 6,3 м/с2, (на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2 ) Формула, которой пользовался водитель – это формула тормозного пути ) S =
·2/2µ q; Выведем скорость:
· = 13 QUOTE 1415S2µq, где µ - коэффициент трения или сцепления с дорогой при сухом асфальте – 0,7.
Решение:
· = 0,5 t3 j +
·2 S j;
· = 0,5*0,343с*6,3м/с2 + 13 QUOTE 14152 *30*6,3м/с2;
· = 20,5 м/с или
·=73,8 км/ч
Решение:
· = 13 QUOTE 1415S2µq;
· =13 QUOTE 14152*30м *0,7*9,8м/с2;
· = 13 QUOTE 1415 20,28 м/с или
· = 73 км/ч
Вывод: Инспектор ДПС и водитель получили примерно одинаковые значения скорости, из которых видно, что скорость на данном участке была превышена и наложили на него штраф правомерно.
VІІ Релаксация: Физкультминутка «Движемся на автомобиле» (выполнение упражнений в положении сидя, имитирующих движения водителя во время управления машиной» 1. Ноги приподнять, нажимаем правой ногой на газ, руками поворачиваем баранку. 2. Подъехали к перекрестку , нажимаем левой ногой на тормоз, посмотрели влево, вправо, нажимаем на газ – поехали . 3.А тепер на виражах, машина совершает поворот – наклоняемся влево, вправо,влево, вправо,прямо. 4.Нажимаем на газ, на тормоз, на газ, на тормоз, при этом туловище наклоняется вперёд, назад –приехали.
VІІІ Использование приобретённых знаний в новой ситуации. Задание для группы Кинематика «В поезде»
В стихотворении А. И. Бунина «В поезде» есть такие строки:
Вот мост железный над рекой. Промчался с грохотом под нами.
Вам не показались эти строки бессмыслицей? Ведь мы знаем, что в действительности это поезд движется, а мост остается неподвижным. Как это можно объяснить с точки зрения физики? Ответ: Писатель – пассажир выбрал систему отсчета, связанную с поездом. Поэтому поезд считается условно неподвижным. Относительно этой системы отсчёта мост и в самом деле движется. Относительно же Земли, наоборот, покоится мост, а движется поезд. Чтобы описать механическое движение необходимо выбрать систему отсчёта, причём она может быть как неподвижной так и подвижной. В зависимости от этого и параметры механического движения – траектория, скорость будут иметь различные значения. Итак всё в нашей жизни подчиняется принципу относительности и движение в том числе.
Задание для группы Динамика Тротуары будущего. Удобно спускаться на эскалаторе в метро. Разве не было бы замечательно, если бы все тротуары в городах двигались так же, как эскалаторы в метро? У пешехода не было бы тогда необходимости шагать по улице он мог бы спокойно стоять на тротуаре и читать газету. Нужно только вовремя сойти. Плохо лишь, что скорость такого движущегося тротуара должна быть невелика, не более 5 км/час. При большей скорости не всякий осмелится прыгнуть на тротуар, и удовольствие кататься на тротуаре было бы доступным только молодым. Езда же на медленном тротуаре отнимала бы очень много времени. Как сконструировать быстрые тротуары для всеобщего пользования? предложите способ решения данной поблемы.
Ответ на этот вопрос дает принцип относительности.
Чтобы увеличить скорость, можно построить тротуар из нескольких полос. Три полосы тротуара движутся в одном и том же направлении, скорость первой полосы относительно земной поверхности 5, второй10 и третьей15 км/час. Переход на первую полосу совершенно безопасен, так как ее скорость относительно Земли мала. Ступая на первую полосу, пешеход переходит из одной инерциальной системы (Земля) в другую инерциальную систему (полоса). Согласно принципу относительности все движения в обеих инерциальных системах происходят одинаково. Человек на первой полосе будет чувствовать себя точно так же, как если бы он находился на земной поверхности. Рядом с первой полосой бежит вторая. Скорость ее относительно земной поверхности 10 км/час, относительно же первой полосы всего 5 км/час. Следовательно, человек без всяких опасений может перейти на вторую полосу, а оттуда уже на третью. На последней он передвигается относительно земной поверхности с вполне приемлемой скоростью 15 км/час. Если потребуется еще большая скорость, то достаточно будет увеличить число полос. Сходить с такого движущегося тротуара надо будет в обратном порядке: с третьей полосы на вторую, со второй на первую и оттуда уже на землю. Тем не менее, в некоторых аэропортах применяется движущийся тротуар. Это так называемый трэволатор который. имеет скорость 9 км/ч. В настоящее время появляются такие тротуары у которых твердое покрытие неподвижно по краям, а ближе к центру двигаться со все увеличиваюшейся скоростью. Попробуйте объяснить как такое возможно. Ответ: Тротуар сделан из вещества, которое обладает свойствами твердого тела в одном направлении, и жидкости в другом).
Задание для группы Импульс «Поезд, который не останавливается». Очень много времени скорый поезд теряет на остановки. Много энергии теряется как при торможения тяжелого поезда, прибывающего на станцию, так и при его разгоне после остановки. Каким образом устранить эти потери? Ответ: Этого можно будет достичь только в том случае, если поезд будет забирать пассажиров, не останавливаясь на станции. Пассажиры, которым предстоит посадка на прибывающий поезд, входят в мотовагон, стоящий на рельсах, параллельных основному пути. На станции дается сигнал, предупреждающий о приближении поезда, включается мотор, и мотовагон начинает двигаться. К тому времени как поезд поравняется со станцией, вагон успевает приобрести одинаковую с ним скорость, так что из вагона поезд кажется неподвижным. Можно объявлять посадку. Между поездом и мотовагоном следует перекинуть трап, и посадка будет происходить с теми же удобствами, как и с платформы на стоящий поезд. Когда все пассажиры займут свои места, можно убрать трап и медленно остановить мотовагон. Пассажиры сели в поезд, который не останавливался, и чувствовали себя в мотовагоне, двигавшемся прямолинейно и равномерно, точно так же, как на платформе станций. Задание для группы Кинематика «Движущиеся статуи острова Пасхи» Вес тела – это сила с которой тело, вследствии его притяжения к Земле, действует на опору и подвес. В то же время сила тяжести обусловлена силой взаимодействием тела с Землёй. Вес появляется в результате взаимодействия тела с опорой. Известно, что остров Пасхи имеет свою древнюю историю. Всех, кто на него приезжает встречают огромные скульптуры каменных идолов, их на острове более семисот. Местные жители утверждают ,что прадеды их прадедов рассказывали, что скульптуры пришли сами из глубины острова . Стоит заметить, что на острове постоянно дует ветер. Подтвердите или опровергните версию о том, что скульптуры самостоятельно совершили механическое движение. Ответ: Скульптура сама, используя энергию ветра и собственный вес, должна перемещаться к океану. если предположить, что статуя за одну минуту делает одно пошатывание и передвигается на 1-2 см, то за год она сможет пройти больше 10 километров. Так же вариантами транспортировки могут быть передвижение – перекантовка в технике «rock 'n' roll» т.е. методом вертикального перемещения. Ключевым моментом здесь является массивный живот статуй, за счет которого центр тяжести переносится вперед, что помогает перемещению вертикально стоящей статуи. Так же можно перемещать статуи волоком при помощи множества веревок и деревянных приспособлений или перекатывать на брёвнах из пальм, которые в огромных количествах произрастали на острове.
Задание для группы Динамика. «Скользящий стакан» Провести опыт и сделать вывод о причинах его движения. Сформулировать гипотезу о том, как можно использовать такой вид движения . Цель: заставить стакан двигаться по гладкой доске, не касаясь его руками. Ход опыта. Поставить стакан с мокрыми краями на гладкую покатую доску. Он останется неподвижным, так как уклон очень мал. Приблизим к стакану горящую свечку. Стакан начинает скользить. Ответ: Воздух, находящийся в стакане, от теплоты свечи расширяется и немного приподнимает стакан. Вода, смачивающая края стакана, не дает выйти воздуху наружу. Между краями стакана и доской образуется тонкий слой воды, трение между стаканом и доской будет незначительное, и стакан скользит теперь уже не по доске, а на этом слое воды. Гипотеза: Такой вид движения можно использовать в будущем при разработке транспортных средств. Движение на такой воздушной подушке даёт возможность транспортному средству, приподнимаясь над землёй, передвигаться на любые расстояния, при этом не требуя специальных дорог т.е. практически может передвигаться над непроходимой местностью. Задание для группы Импульс «Мост из бумаги» Провести опыт и сделать вывод: Может ли бумага быть прочной, как мост? Ход опыта: Возьмите обычный листок бумаги и положите его сверху на два стакана. Положите какой либо предмет сверху. Бумага прогнется под тяжестью, и мостик сломается. Что необходимо сделать с бумагой, чтобы она удерживала предмет. Ответ: Необходимо сложить бумагу несколько раз, тем самым создав рёбра которые и придадут прочность всей конструкции, что позволит мосту выдержать вес даже стакана с водой.
ІX. Контроль и коррекция приобретённых знаний.
Обучающимся предлагается тема для обсуждения методом кейс – стади, т.е. решаем жизненные микропроблемы, где имеет место любое ваше доказанное решение.
Человечество находится в постоянном поиске средств передвижения. Ищет способы увеличения скорости, но при этом остаётся очень высоким уровень опасности для жизни человека. История говорит о том , что существовали цивилизации, которые развивали не технические средства передвижения, а биологические возможности человека: плавать под водой как рыба, летать как птица, бегать как гепард. Обоснуйте, что, на ваш взгляд, лучше - продолжать разрабатывать высокоскоростные транспортные средства или физиологические возможности самого человека, но при этом неизбежно изменится его внешний вид( жабры, крылья, хвост ит. д.)
Для того чтобы обсуждение прошло в более интересной форме предлагаю первой группе найти достоинства развития транспортных средств и недостатки физиологических возможностей человека. Второй группе наоборот найти преимущества развития способностей передвигаться самого человека и недостатки развития высокоскоростного транспорта, третья группа – рецензенты, они дают оценку ответов участников обеих групп и делают вывод аргументы какой из групп были более убедительны.
X. Подведение итогов. Учитель анализирует и оценивает работу обучающихся в группах в целом. Обучающиеся оценивают работу каждого в группах.Учитель соглашается или не соглашается с самооцениванием обучающихся, аргументируя своё решение.
Рефлексия.
Возвращаемся к тем ожиданиям, которые вы записали на своих эмблемах, Поднимите вверх правую руку те, кто считает что его ожидания оправдались. Поднимите левую руку те, кто считает, что получил ответы на все свои вопросы по теме «Механика». Хлопните в ладоши те, кто считает сегодняшний урок интересным и полезным.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
1.Какова основная идея сегодняшнего урока?
2.Что больше всего вам запомнилось га уроке?
3 С какой целью мы сегодня решали все задачи и отвечали на вопросы?
4.Понравилось ли вам работать в группе, что вы при этом чувствовали и почему?
5.Что произвело на вас наибольшее впечатление?
6.О чём бы я хотел получить дополнительную информацию.
XІ.Домашнее задание: 1 Повторить основные понятия, формулы, законы темы «Механика». 2. Найти в во Всемирной Сети Интернет информацию о современных разработках новых транспортных средств. Создать небольшую презентацию или написать реферат на эту тему. 3. Дать оценку перспективности индивидуального транспортного средства реактивного ранца, идея которого была предложена 1950г. Определите причины по которым эта идея не была реализована, наметьте, на ваш взгляд, пути решения.
XІІ. Заключительное слово учителя: Сегодня мы говорили о движении и о механике – науке, которая это движение изучает. Ведь наша жизнь - это движение. мы постоянно с помощью мышц или создаём движение или останавливаем его. И всё вокрг нас находится в непрерывном движении. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы захотите найти и изучить дополнительную информацию о движении, механике и всё. что с ними связано. Желаю. чтобы сегодняшний день был наполнен для вас добром и смислом.
15