Урок по литературе Тема «Сказание о Лунной Красавице» 4 класс
Тема урока: Сказание о Лунной красавицеЦели: Совершенствовать навыки выразительного ,сознательного и беглого чтения; развивать и обогащать речь учащихся; учить выражать свои мысли; развитие критического мышления Задачи: 1) Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения; учить четко отвечать на вопросы; анализировать произведение; выражать свои мысли. 2) Развивать читательскую самостоятельность, устную речь; обогатить словарный запас учащихся. 3 ) Прививать интерес к чтению.Тип урока: изучение нового материала Оборудование: иллюстрации к вводной беседе, тетради, карандаши
Ход урока. I.Орг. момент. 1. Психологический настрой.2.Проверка готовности учащихся к уроку.II.Проверка домашнего задания1. «Жужжащее чтение»2.Беседа по вопросам:- Кто ведет рассказ о звездных мифах? -Как звали Серебристую Волчицу?- Откуда она появилась?-О каких созвездиях рассказала Серебристая Волчица? Как они называются?-Расскажите миф о волшебных конях, Семи –ворах конокрадах.-Чем являлись звезды для тюркских народов, во что они верили, что полагали?3. Чтение гороскопов по созвездиям ( Что интересного вы узнали о себе из гороскопа? Верите ли вы звездам?)4. Игра «Прятки»III.Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока.1. Вызов. Работа над заголовком текста. Даны ключевые слова с иллюстрациями ( луна, солнце, состязание, девушка). -Как вы думаете о чем и о ком этот миф?
2. Совместное чтение текста учителем и учащимися.3. Осмысление. Анализ прочитанного.- о ком рассказала Серебристая Волчица? какой момент сказания привлек ваше внимание? - кто первым увидел девушку? -почему плакала девушка?- что произошло, когда Лунный богатырь спустился на землю? - в чем состязались братья? -кто победил в состязаниях?- кого и за что полюбила девушка? -как Серебристая Волчица объясняет появление на небе то месяца, то полной луны?- Как описана красота сияния Лунной красавицы? -Как вы понимаете выражение «кочевнический путь»?
IV.Закрепление.1. Словарная работа. Работа с толковым словарем учебника.- записать в тетрадях слова: Срединный мир, деверь, каганы.2.Работа над устаревшими словами( око, лик)3.Работа над литературными приемами. Найти в тексте метафоры, сравнения, олицетворения( горько плакала, невыразимо прекрасно, а девушке еще горше, луноликая супруга со звездами в очах, с волосами, что черная ночь)4.Отработка логического ударения: И у меня ведь будет такая красивая невеста?5. Развитие речи учащихся.- Дать словесный портрет девушки, какой вы ее себе представляете? Какие внешние данные присущи тюркским красавицам? Внешние данные: пухленькая, худая, стройная, высокая, ростом с...; глаза голубые, карие, серые, тёмные, светлые; лицо бледное, смуглое, загорелое, круглое, румяное, веснушчатое; волосы тёмные, светлые, пепельные, рыжие, прямые, короткие, длинные.Черты характера: вежливая, воспитанная, грубая, скромная, шумная, грустная, застенчивая, раздражительная, добрая, жадная, скупая, завистливая.
6. Размышление .Развитие воображения учащихся - представьте себе, что Солнце и Луна обыкновенные люди, какими вы их себе представляете?7.Развитие творческих способностей учащихся- нарисовать понравившийся эпизод 8.Выставка рисунков. V. Рефлексия.- кто из братьев вам понравился особенно и почему?-как вы представляете состязание Луны и Солнца?VI.Итоги: понравился ли вам миф? В чем его основная мысль? VII. Домашнее задание: стр. 35 -37 чтение и пересказ ; написать свою звездную историю.
15