Урок по литературе Тема «Сказание о Лунной Красавице» 4 класс

Тема урока: Сказание о Лунной красавице Цели: Совершенствовать навыки выразительного ,сознательного и беглого чтения; развивать и обогащать речь учащихся; учить выражать свои мысли; развитие критического мышления  Задачи: 1) Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения; учить четко отвечать на вопросы; анализировать произведение; выражать свои мысли. 2) Развивать читательскую самостоятельность, устную речь; обогатить словарный запас учащихся. 3 ) Прививать интерес к чтению. Тип урока: изучение нового материала  Оборудование: иллюстрации к вводной беседе, тетради, карандаши
Ход урока.  I.Орг. момент.  1. Психологический настрой. 2.Проверка готовности учащихся к уроку. II.Проверка домашнего задания 1. «Жужжащее чтение» 2.Беседа по вопросам: - Кто ведет рассказ о звездных мифах? -Как звали Серебристую Волчицу? - Откуда она появилась? -О каких созвездиях рассказала Серебристая Волчица? Как они называются? -Расскажите миф о волшебных конях, Семи –ворах конокрадах. -Чем являлись звезды для тюркских народов, во что они верили, что полагали? 3. Чтение гороскопов по созвездиям ( Что интересного вы узнали о себе из гороскопа? Верите ли вы звездам?) 4. Игра «Прятки» III.Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока. 1. Вызов. Работа над заголовком текста. Даны ключевые слова с иллюстрациями ( луна, солнце, состязание, девушка). -Как вы думаете о чем и о ком этот миф?
2. Совместное чтение текста учителем и учащимися. 3. Осмысление. Анализ прочитанного. - о ком рассказала Серебристая Волчица? какой момент сказания привлек ваше внимание? - кто первым увидел девушку? -почему плакала девушка? - что произошло, когда Лунный богатырь спустился на землю? - в чем состязались братья? -кто победил в состязаниях? - кого и за что полюбила девушка? -как Серебристая Волчица объясняет появление на небе то месяца, то полной луны? - Как описана красота сияния Лунной красавицы? -Как вы понимаете выражение «кочевнический путь»?
IV.Закрепление. 1. Словарная работа. Работа с толковым словарем учебника. - записать в тетрадях слова: Срединный мир, деверь, каганы. 2.Работа над устаревшими словами( око, лик) 3.Работа над литературными приемами. Найти в тексте метафоры, сравнения, олицетворения( горько плакала, невыразимо прекрасно, а девушке еще горше, луноликая супруга со звездами в очах, с волосами, что черная ночь) 4.Отработка логического ударения: И у меня ведь будет такая красивая невеста? 5. Развитие речи учащихся. - Дать словесный портрет девушки, какой вы ее себе представляете? Какие внешние данные присущи тюркским красавицам? Внешние данные: пухленькая, худая, стройная, высокая, ростом с...; глаза голубые, карие, серые, тёмные, светлые; лицо бледное, смуглое, загорелое, круглое, румяное, веснушчатое; волосы тёмные, светлые, пепельные, рыжие, прямые, короткие, длинные. Черты характера: вежливая, воспитанная, грубая, скромная, шумная, грустная, застенчивая, раздражительная, добрая, жадная, скупая, завистливая.
6. Размышление .Развитие воображения учащихся - представьте себе, что Солнце и Луна обыкновенные люди, какими вы их себе представляете? 7.Развитие творческих способностей учащихся - нарисовать понравившийся эпизод 8.Выставка рисунков. V. Рефлексия. - кто из братьев вам понравился особенно и почему? -как вы представляете состязание Луны и Солнца? VI.Итоги: понравился ли вам миф? В чем его основная мысль? VII. Домашнее задание: стр. 35 -37 чтение и пересказ ; написать свою звездную историю.

15