Методическое пособие Адаптированная критериальная оценка как средство развития оценочной самостоятельности учащихся
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Адаптированная критериальная оценка
как средство развития оценочной
самостоятельности учащихся
Методическое пособие
Дуспаев А.У.
с.Шокай 2014 г
Содержание
Введение.......................
3
1
Научные основы разработки норм оценок учебных достижений учащихся
5
2
Анализ методов формирования у учащихся умения воспроизводить и применять предметные знания в сравнении с умениями применять методологические знания и интеллектуальные умения. .
11
3
Мониторинг учебных достижений учащихся........................................
27
4
Предмет итоговой оценки.......................................................................
30
Заключение..................................................................................................
34
Список использованной литературы...............................................................
36
Введение
Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы, формы и инструменты оценивания должны быть понятны всем субъектам образовательного процесса – администрации школы, учителям, родителям и самим учащимся.
Система оценивания -– это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.
Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников казахстанской школы за пределами страны.
Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков: субъективность и зависимость от оценщика; слабая дифференцирующая способность. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, учащийся не бывает в состоянии объяснить ни себе, ни тем более родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку. Кроме того, самая высокая отметка также не имеет четких критериев и поэтому субъективна (сравним отметку «5» в лицее, гимназии города и в большинстве сельских школ): учащиеся сельских школ с отличными отметками значительно уступают в знаниях учащимся городских школ с такими же отметками. Такое сложившееся положение объясняется отсутствием однозначных, конкретных и четких критериев оценок, когда отметка превратилась в инструмент абсолютной власти учителя.
Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной. Она должна: давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи «учитель – ученик», «родитель - классный руководитель», «администрация - педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.
Цель данного пособия – разработать на основе имеющихся научных достижений систему критериального оценивания результатов обучения с учетом концептуальных положений 12-летнего образования, в том числе стратегии формирования функциональной грамотности школьников для повышения качества школьного образования в целом и уровня учебных достижений каждого ученика.
Вытекающие из данной цели задачи:
раскрыть научные основы методики критериального оценивания;
проектировать критерии, оценивающие предметные и метапредметные результаты;
определить механизм оценивания и самооценивания сформированности ключевых компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность личности;
Научные основы разработки норм оценок учебных достижений учащихся
Критериальное оценивание трактуется как процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующие целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание осуществляется в соответствии с содержанием учебных программ, формами контрольных мероприятий, индивидуальными психолого-педагогическими особенностями учащихся; на основе единства формирующего и констатирующего оценивания, заключающегося в целостном использовании промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся; осознанности, служащей действенной характеристикой процесса контроля учебных достижений учащихся; диагностической основы, осуществляющейся в проведении педагогической диагностики эффективности использования данной технологии.
Критериальное оценивание определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.
Методические основы критериального оценивания
В теории и практике внутришкольного управления наметились разные виды педагогического контроля (Таблица 1)
Таблица 1.Виды педагогического контроля
№
Виды контроля
Содержание
1
тематический
глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы
2
фронтально-обзорный
пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам
3
сравнительный
параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов
4
персональный
всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога
5
классно-обобщающий
изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе
6
предметно-обобщающий
изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам
7
комплексно-обобщающий
всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на уровнях начальной, основной средней или общей средней школы
8
оперативный
изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе
9
формулирующий
оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю
10
итоговый (суммативный)
оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).
Все виды контроля могут осуществляться на основе разработанных критериев оценивания.
В традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом.
Американскими психологами Дж. Кероллом и Б. Блумом было предложено в качестве постоянного, фиксированного параметра именно результаты обучения. В таком случае параметры других условий обучения будут меняться ради достижения всеми учащимися заданного результата-критерия.
На основе подхода американских психологов, а также исследований российского ученого В. П. Беспалько была разработана технология критериально-ориентированного обучения, которую также называют технологией полного усвоения, так как ее исходным моментом является установка, что все ученики способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого должны быть заданы критерии усвоения или стандарты образования (мы уже обращали внимание на то, что образование - понятие широкое и обученность – только его часть, поэтому фактически речь идет о стандартах обученности). Те стандарты обученности, которые сегодня предлагаются по всем школьным дисциплинам, служат основой для разработки четких критериев усвоения.
Гуманность технологии критериально-ориентированного обучения (КОО) заключается в том, что, варьирование видов заданий, формы их предъявления, видов помощи учащимся, позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества. Согласно модели КОО, различия в учебных результатах могут иметь место за пределами общего для всех образовательного результата, т. е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения.
Модель КОО включает следующие элементы (этапы):
1. точно определяется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой);
2. подготавливаются проверочные работы – тесты;
3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2 – 3 занятия, 2 - 3 недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, позволяющие убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур;
4. выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;
5. разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Ключевым моментом технологии КОО являются точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и всеобщего стандарта). Его основа – научно обоснованные учебные цели.
Конкретизация цели обучения в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемых от учащихся. Так, цель: «Уметь пользоваться символическими обозначениями на карте» может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти символы, используемые на карте; б) опознавать их; в) читать карту с их помощью.
Такая конкретизация цели способствует переходу от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию его достижения учеником, обладает большой операциональностью и конструктивностью.
Описание технологии постановки целей урока было бы неполным без связи с возможными уровнями усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития опыта творческой деятельности.
Можно выделить три уровня усвоения.
1-й уровень –знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними.
2-й уровень – алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивного, алгоритмического действия. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
3-й уровень – творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя), т.е. осуществляют эвристическую деятельность, или объективно новую, когда они действуют "без правил", но в известной им области, создавая иные правила действия, т. е. – исследовательскую деятельность.
В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей.
Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения. В педагогической практике распространено явление, когда в проверке и оценивании нет адекватности целям. Например, по стандарту какой-либо элемент содержания должен быть усвоен на уровне знаний и типовых умений (алгоритмический уровень), а проверка и оценка осуществляются с помощью тестов по выбору правильного ответа из данных, т.е. на уровне узнавания.
Тест в самом общем виде можно представить в виде структуры: Тест = Задание + Эталон, т. е. любое задание можно считать тестом, если разработан эталон его выполнения. Эталон – это полный правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. операций, отражающих суть и содержание испытания.
При сопоставлении пооперационно ответ учащихся с эталоном, можно прийти к выводу о качестве выполненного теста. В обучении применяют тесты достижений трех уровней, что соответствует трем уровням усвоения материала (узнавание и воспроизведение, действия по алгоритму, творческая деятельность).
Для 1-го уровня характерны тесты на:
- опознание – относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида;
- различение («выборочные» тесты) – надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений, при этом варианты возможных решений содержатся в самом тесте);
- тесты-подстановки – надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний.
Для 2-го уровня подбирают конструктивные тесты: ученик должен по памяти воспроизвести соответствующую информацию, указать существенные операции теста. Могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют "с места" установить известную разрешающую ее процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ.
В качестве 3-го уровня предлагают нетиповые задачи на применение знаний в новых ситуациях (для каждой задачи разрабатывают эталон существенных операций, возможно, и альтернативных); проблемы, решение которых приводит учащегося к "открытию" нового для себя знания (перечень необходимых и возможных операций разрабатывается заранее).
В лаборатории 12-летнего образования НАО им.Ы.Алтынсарина соотнесены между собой уровни учебных достижений и характеризующие их соответствующие умения, составлена шкала оценивания. При этом типология учебных ситуаций дополнена творческим типом (1 – типичная; 2 – вариативная; 3 – проблемная; 4 – творческая); выделены следующие виды применения: репродуктивное, репродуктивно-продуктивное, продуктивное, творческое.
На основе интеграции имеющихся подходов и указанного дополнения представляется следующая система критериального оценивания.
Таблица 2 – Система критериального оценивания итоговых учебных достижений
Уровни
системы оценивания
Учебные ситуации
Уровневые умения
Количество
баллов
Итоговое количество баллов
традиционная система оценивания
типичная
знание
10
1 уровень- 40 баллов
понимание
рецептивное
применение
10
репродуктивное применение
20
вариативная
репродуктивно-продуктивное применение
25
2 уровень – 25 баллов
1-ый уровень ФГ
проблемная
продуктивное применение
35
3 уровень – 35 баллов
Итого за усвоение базового содержания предмета - 100 баллов
2-й
уровень ФГ
творческая
систематизация
и обобщение, изобретение
50
4 уровень – 50 баллов
Итого за усвоение дополнительного содержания предмета (профильный/предпрофильный уровни) и прикладного курса – 50 баллов
Итого за усвоение базового и дополнительного содержания предмета
- 150 баллов
В соответствии с данной системой критериального оценивания учитель -предметник, методист, специалисты отделов образования и ДДСО МОН РК имеют возможность организовать контроль учебных достижений учащихся. Новизна данного оценивания заключается в ранжировании уровней функциональной грамотности. При составлении заданий для проверки уровня функциональной грамотности рекомендуется ориентироваться на формулировки заданий Международной программы оценки учебных достижений 15-летних учащихся PISA. Предметом оценки в PISA является не уровень и качество усвоения учащимися предметных знаний (учебной программы), а степень сформированности у них компетенций в ключевых областях. Термин «грамотность» был выбран для того, чтобы отразить широту знаний, умений и навыков, подлежащих оценке. При этом предусматривается, что по мере становления программы PISA оценка компетентности учащихся, выходящей за пределы школьной программы, будет приобретать все большее значение.
Содержание итогового контроля диктует структуру организации текущего контроля (формативного оценивания), так как без соответствующего каждодневного оценивания невозможно получить желаемые результаты при итоговом контроле.
2 Анализ методов формирования у учащихся умения воспроизводить и применять предметные знания в сравнении с умениями применять методологические знания и интеллектуальные умения
В настоящее время согласно Национальному плану действий по формированию функциональной грамотности школьников в качестве результатов образовательного процесса должны стать семь ключевых компетенций, носящих надпредметный, универсальный характер и характеризующих обучающихся как целостных личностей с правильно сформированными мировоззрением, жизненной позицией, траекторией индивидуального развития.
Личностная компетенция проявляется в способности к самопознанию, развитию необходимых современному человеку личностных качеств; в осознании своей роли в обществе и постижении предназначения; в умении принимать правильные решения в сложившейся ситуации; в стремлении к самообразованию, самореализации и саморазвитию.
Гражданская компетенция проявляется в сформированности активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств; в готовности к служению Родине и защите ее интересов; в умении давать оценку происходящим социальным событиям, принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях с учетом интересов государства, уважения к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана.
Управленческая компетенция означает умение принимать решения в различных жизненных ситуациях; использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации.
Информационная компетенция проявляется в умении самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию, использовать ее в учебной деятельности.
Технологическая компетенция отражается в умении применять современные информационно-коммуникационные технологии в проектировании исследований в рамках учебной и научно-исследовательской деятельности.
Коммуникативная компетенция проявляется в способности к устной, письменной продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках и отражается в результатах, определяемых по уровням среднего образования.
Социальная компетенция проявляется в способности к социальному взаимодействию и отражается в результатах, определяемых по уровням среднего образования.
В проекте ГОСО 12-летней школы обозначены требования к уровню подготовки обучающихся по семи ключевым компетенциям на уровне начального, основного среднего и общего среднего образования. При этом предусмотрена преемственность между уровнями образования в 12-летней школе.
Нерешенной методической проблемой является оценивание достижений учащихся по ключевым компетенциям, определяющих функциональную грамотность учащихся. Противоречие возникает из-за того, что учительство не подготовлено к оцениванию результатов по видам компетенции, а жизнь требует от школы целостного формирования личности (учета когнитвного, деятельностного и аксиологического аспектов ее формирования), так как до сих пор основной упор делался на знаниевую парадигму образования.
Освоение учебных достижений на уроках определяется через критерии оценивания, описанные по предметам.
Средством оценивания достижений учащихся по ключевым компетенциям, определяющим функциональную грамотность школьника, следует признать портфолио учащихся.
Таблица 3 - Результаты сформированности личностной компетенции
А) на уровне начального образования:
№
Параметры компетентности
Методы оценки и самооценки
1
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем
ответ на анкетные вопросы и проставление баллов по инструкции за свои ответы; выполнение контрольных заданий в рамках изучаемых предметов, проставление баллов за ответы по инструкции и анализ полученых результатов; участие в собеседовании и выявление собственных достижений
2
умение определять цели и задачи своих действий, предполагать их результаты
решение ситуативных задач и анализ ответов на основе готового правильного ответа, оценка своего умения
3
умение находить, предлагать, принимать способы решения возникших задач в пределах окружающего мира
решение ситуативных задач при собеседовании с педагогом и выявление правильности/неправильности предложенных способов
4
умение оценивать свои действия и их результаты
критический анализ своих действий, результатов своих действий
5
проявление желания познавать неизведанное
определение круга вопросов в рамках изучаемой темы
6
умение различать положительные и отрицательные качества человека
оценка действий человека в ситуациях (на примерах отрывков из художественных текстов )
7
стремление развивать свои положительные личностные качества
выявление своих положительных качеств и постановка задач на самосовершенствование
8
проявление чувства собственного
достоинства
проигрывание ролей в ситуациях с соблюдением правил этикета и обоснование своих действий
9
умение создать эмоционально положительный микроклимат в социальном окружении
предложение способов выхода из конфликтной ситуации и их обоснование
10
владение логическим мышлением, соответствующим возрастным особенностям
решение логических задач и сравнение с эталонами ответов
11
видение себя как полноправного члена общества, способного выполнять разные социальные роли соответственно возрасту
ответы на анкетные вопросы и сравнение с ожидаемыми правильными ответами
12
владение правилами сохранения собственной безопасности
просмотр/прочтение типовых эпизодов из жизни сверстников и оценка их действий и сравнение с верными действиями в таких ситуациях
13
понимание здорового образа жизни
оценка жизненных ситуаций и собственные выводы
14
стремление к творческим видам работы
выполнение рефератов по изучаемым темам и выявление недостатков и способов их устранения, участие в конкурсах исследовательских работ
15
активное участие в физическом саморазвитии
учет посещения спортивных секций, самостоятельного занятия спортом в домашних условиях (зарядка, занятия на тренажере)
16
проявление интереса к видам искусства и исследованию конкретного объекта
определение интересов в области искусства, анализ осведомленности о мировых шедеврах искусства, планирование расширения знаний об искусстве, учет посещения музеев и других культурных мест
Б) на уровне основного среднего образования:
1
способность ориентироваться в окружающем мире, объективно оценивать ситуации с позиции сформированных ценностей
анкетный опрос с проставлением баллов за ответы; проведение контрольных работ по изучаемым предметам с проставлением баллов за ответы по инструкции; анализ полученых результатов; выявление собственных достижений
2
умение выстраивать траекторию индивидуального развития и планировать свои действия по ее реализации
решение задач по индивидуальному выбору; анализ решения на основе сравнения с эталоном правильного ответа и оценка своего умения
3
умение находить оптимальные пути решения возникших проблем и обсуждать их с окружающими людьми
решение ситуативных задач с нахождением оптимального пути решения
4
способность объективно оценивать свои действия и их результаты, стремление к самосовершенствованию
критическое оценивание и аргументирование результатов своей деятельности и ее совершенствование
5
умение ориентироваться на общечеловеческие и национальные ценности в оценке поведения человека
обоснование мнения в оценке поведения своих сверстников с позиций общечеловеческих и национальных ценностей
6
стремление развивать свои положительные личностные качества, лидерские способности
выявление положительных качеств и оценка лидерских способностей
7
проявление чувства собственного достоинства, достоинства гражданина своей страны
определение связи между личностным достоинством и достоинством гражданина своей страны путем анкетирования
8
умение создать эмоционально положительный микроклимат в социальном окружении с позиции этических норм поведения
просмотр/прочтение типовых эпизодов этических норм поведения из жизни сверстников и оценка их эмоционально – ценностных позиций
9
проявление логической обоснованности действий и поступков
обоснование логических действий и поступков в конкретных учебных ситуациях
10
осознанное выполнение разных социальных ролей соответственно возрасту
выполнение конкретных социальных ролей в соответствии с возрастом и ценностным отношением в социальном поведении личности
11
соблюдение правил сохранения собственной безопасности
оценка ситуаций в соблюдении правил сохранения собственной безопасности
12
ведение и пропаганда здорового образа жизни
участие в общественных мероприятиях, публикация статей о здоровом образе жизни на страницах газет, выпуск школьной газеты
13
участие в проектно-исследовательской деятельности в процессе познания основ наук и дополнительного развития
выполнение одного из видов учебной проектно-исследовательской работы
14
активное участие в физическом саморазвитии
участие в соревнованиях, спортивных играх и оздоровительных школьных мероприятиях
15
проявление интереса к видам искусства и сферам науки
участие в школьных и внешкольных мероприятиях, связанных со сферами науки и искусства
В) на уровне общего среднего образования:
1
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков
анализ полученных действий и поступков на основе выбранных целевых и смысловых установок
2
способность к самопознанию, развитию необходимых современному человеку личностных качеств
развитие у обучающихся способности для профессионально-личностного становления
3
психологическая грамотность
тест об уровне осведомленности, представлений, знаний (житейских и научных) в области психологии независимо от выбора дальнейшей сферы деятельности
4
владение культурой мышления
анкетирование для формирования психологической грамотности, развития культуры творческого мышления
5
способность осознавать свою роль и предназначение в обществе
анкетирование, эссе, беседа
6
способность принимать правильные решения в сложившейся ситуации
решение задач по заданным ситуациям
7
Ведение и пропаганда здорового образа жизни
наблюдение, учет посещения спортивных секций, увлечение спортом
8
соблюдение правил сохранения собственной безопасности
решение задач по заданным ситуациям
9
проявление чувства собственного достоинства, достоинства гражданина своей страны
выявление мнения по заданной ситуации
10
способность к самообразованию и самореализации и созидательному труду
содержание плана деятельности в портфолио
11
способность к физическому, духовному и интеллектуальному саморазвитию
учет самостоятельной познавательной и физической деятельности
12
способность к эмоциональной саморегуляции и самоподдержке
наблюдение за поведением школьника в нетипичных ситуациях
Таблица 4- Результаты сформированности гражданской компетенции
А) на уровне начального образования:
№
Ожидаемые результаты
Методы оценки и самооценки
1
видение себя как гражданина своей страны, проявление чувства гордости за свою родину
анкетирование,наблюдение при обсуждении соответствующей темы, сочинение-эссе
2
знание месторасположения своей страны на карте мира
показ на карте, задание на характеристику своей траны
3
знание национальных героев и основных исторических событий
тестирование, устный рассказ, ответы на вопросы
4
проявление интереса к достижениям своей страны
отзыв о выставке, презентация увиденного, обсуждение
5
знание гимна своей страны, умение характеризовать государственные символы, проявление уважения к Конституции Республики Казахстан, владение государственным языком на уровне повседневного общения
исполнение гимна, ответы на вопросы, письменный и устный рассказ о символах государства
6
проявление патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов
наблюдение за поступками, сочинение-эссе, выступление перед аудиторией
7
проявление интереса к происходящим социальным событиям
анкетирование, наблюдение за мнением школьника при обсуждении текущих событий в стране, в местности
Б) на уровне основного среднего образования
1
способность адекватно воспринимать происходящие события в стране, осознавать свою роль в коллективе на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма
учет оценивания происходящих событий, высказывание позиции по отношению к событиям, апеллирование к народной мудрости (приведение пословиц, цитирование)
2
владение знаниями в области гражданско-общественной деятельности
участие в диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции
3
умение выбирать социально-значимые установки для своих действий и поступков
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания
4
знание и соблюдение Конституции Республики Казахстан, законов и правопорядка
аналитический обзор, ответы на вопросы по гражданско-правовым вопросам
5
знание государственных символов и государственного языка
использование языка в заданных ситуациях, объяснение значения государственных символов
6
проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов в пределах своих возрастных возможностей и социальных отношений
участие в общественных мероприятиях, в конкурсах патриотических песен и др.; сочинение-эссе; подготовка рефератов по заданным темам
7
умение адекватно воспринимать происходящие социальные события, проявление бдительности в разнообразных жизненных ситуациях с позиции защиты интересов общества
интерпретация и оценка заданных социальных ситуаций
8
проявление интереса к политической системе
учет осведомленности о политической системе разных стран, оценка умения сравнивать политические системы разных стран
В) на уровне общего среднего образования
1
способность адекватно воспринимать окружающий мир, умении находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма
взаимоанализ, самоанализ критически оценивать опыта применения для адекватной ориентации в окружающем мире
2
владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности
подготовка заметок и статей в СМИ, с учетом целевой аудитории по формированию системы ценностей и идеалов гражданского общества
3
умение выбирать социально-значимые установки для своих действий и поступков
выбор пувы оценка выбора способа решения заданных проблем
4
проявление уважения к Конституции Республики Казахстан, к государственным символам, к государственному языку, соблюдение законов и правопорядка
наблюдение за гражданской позицией учащегося, конкурс на знание государственных символов и выражение отношения к государственному закону
5
проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов
наблюдение за гражданской позицией учащегося, выявление через сочинение-эссе, публикации в СМИ, публичные выступления
6
умение давать оценку происходящим социальным событиям, принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях с позиции защиты интересов государства
анализ опыта аргументированной защиты своей позиции в процессе решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями
7
понимание и оценка политической системы
сравнительный анализ и оценка по заданиям
Таблица 5 - Результаты сформированности социальной компетенции
А) на уровне начального образования:
№
Ожидаемые результаты
Методы самооценки
1
активное участие в общественной, социально-трудовой жизни коллектива
учет активности в общественных мероприятиях
2
способность принять решения в стандартных ситуациях общественных отношений
включение учащихся в личностно ориентированные педагогические ситуации (беседа) и анализ принятых решений
3
знание основ общечеловеческой и национальной культуры, этнокультурных явлений и традиций в обществе, культурологических основ
проведение письменных работ (контрольных, конкурсных), участие в конкурсах разных уровней
4
уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана
учет посещения культурных мероприятий, наблюдение за общением со сверстниками других национальностей, контрольные и конкурсные задания на знание истории, культуры и традиций казахского народа и других этносов
5
проявление уважения к государственному языку и владение им как средством повседневного общения
контроль за использованием государственного языка как средства повседневного общения (составление диалога по заданным ситуациям, конкурс на знание государственного языка)
6
владение русским языком как средством повседневного общения и английским языком на уровне устойчивых формул общения
применение полученных знаний в практической деятельности и нестандартных ситуациях (составление диалога по заданным ситуациям, конкурс на знание языка)
7
стремление беречь природу родного края, своей страны, проявление активной позиции в охране окружающей среды
наблюдение, экскурсии , учет участия в мероприятиях по охране окружающей среды
8
соблюдение этических норм во взаимоотношениях с окружающими; проявление доброты, чуткости к членам семьи и окружающим людям; почитание семейных традиций, выполнение обязанностей в семье
Анкетирование
Б) на уровне основного среднего образования:
1
владение знаниями в областях общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей в вопросах экономики и права
анкетирование, собеседование
2
владение углубленным и расширенным объемом знаний и практическими навыками в области предпрофильной подготовки
выполнение проектных работ разных видов
3
умение применять социальные знания при решении стандартных проблем в сфере общественных отношений
решение задач по заданным ситуациям социального характера
4
владение знаниями о достижениях общечеловеческой культуры и особенностях национальной культуры, этнокультурных явлениях и традициях в обществе, культурологических основах личной, семейной и социальной жизни
учет мнения учащегося при коллективном обсуждении заданных проблем
5
уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана
сочинение-эссе, анкетирование, собеседование
6
владение государственным языком и осознанное позитивное отношение к использованию государственного языка как средства общения в Казахстане
составление диалога или монолога по заданной теме или ситуации
7
владение русским языком как средством познания, саморазвития, культурного обмена, получения информации о достижениях научно-технического прогресса и английским и другими иностранными языками как средством установления межкультурных связей с другими странами и получения информации
составление диалога или монолога по заданной теме или ситуации
8
стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявление активной позиции в охране окружающей среды
учет активности учащегося в мероприятиях по охране окружающей среды
9
проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдение этических норм
анкетирование, составление диалога по заданной ситуации
10
соблюдение этики поведения в семье, уважение к старшему поколению и заботе о младших, проявление доброты и чуткости к членам семьи и окружающим людям, заботы о них
собеседование: выявление мнения по заданным ситуациям
11
умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям
учет оценочного мнения учащихся по заданным ситуациям
12
проявление нетерпимости к деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера
анкетирование
В) на уровне общего среднего образования
1
владение знаниями и опытом в областях общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении
учет мнения учащегося в ходе дискуссии по вопросам экономики и права, профессионального самоопределения
2
способность применять социальные знания при решении нестандартных проблем окружающего мира
мозговой штурм при решении нестандартных проблем окружающего мира
3
обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры, национальных особенностей, этнокультурных явлений и традиций личной, семейной и социальной жизни
деловые игры для изучения традиций личной, семейной и социальной жизни
4
уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана
анализ и оценка достижений национальной и мировой культуры через письменные работы
5
осознанное позитивное отношение к использованию государственного языка как средства общения, использование его в сфере познания, культуры и социальных взаимоотношений
анализ социально-экономических и политических преобразований, сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства через письменные работы, публичные выступления, публикации в СМИ
6
владение русским, английским и другими иностранными языками как средствами познания, саморазвития, культурного обмена, получения информации о достижениях научно-технического прогресса
применение языков в игровой, учебно-познавательной, социально-культурной сферах общения (соответственно возрасту) по заданным ситуациям
7
проявление активной позиции в охране окружающей среды, природы родного края, своей страны
прогнозирование по представленным экологическим ситуациям (реферат, доклад, тезисы доклада, проект)
8
проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдение этических норм
анализ ситуаций и выбор способа общения в заданных ситуациях
9
соблюдение этики поведения в семье, уважение к старшему поколению и забота о младших, проявление доброты и чуткости к членам семьи и окружающим людям
выявление мнения через анализ эпизодов из фильмов, произведений, жизненных ситуаций
10
умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера
аргументированная оценка поступков с позиции моральных норм
Таблица 6 - Результаты сформированности управленческой компетенции
А) на уровне начального образования:
1
умение планировать учебную, общественную и трудовую деятельность в коллективе и семье в пределах возрастных возможностей
анализ составленных учащимися индивидуальных планов по саморазвитию
2
проявление организаторских умений в коллективе
задание для коллективного выполнения и учет участия каждого учащегося в данном мероприятии
3
умение видеть ожидаемые результаты от предстоящего вида деятельности и в случае их неполучения – умение предпринять другие методы и способы осуществления деятельности
представление разных способов выполнения задания и ранжирование их по значимости и эффективности
4
умение принять правильное решение в ситуациях общественной жизни
анкетирование: представление в анкетах разных ситуаций и вариантов решения проблемы
5
понимание взаимосвязей, множественности отношений в окружающем мире
раскрытие сущности явления через схемы, таблицы
6
стремление к творческой деятельности
учет участия в творческих мероприятиях
Б) на уровне основного среднего образования:
1
умение планировать и организовать деятельность коллектива
задание на планирование мероприятия
2
умение принять решение в различных жизненных ситуациях и обосновать выбранный способ решения в сравнении с возможными альтернативными
представление разных способов выполнения задания и ранжирование их по значимости и эффективности
3
логическое видение базовых взаимосвязей, множественности отношений, осмысление сложных ситуаций, использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации
раскрытие сущности явления через план, схемы, таблицы, алгоритмы
4
проявление способности к аналитическому и инновационному мышлению и активное участие в проектно- исследовательской деятельности
аннотирование, реферирование, представление плана, предложение эффективного способа решения, отбор иллюстративного материала к теории, подготовка доклада, тезисов, аргументация
5
умение определять цель (ожидаемый результат) деятельности и подбирать тактические действия для достижения поставленной цели
представление стратегии и тактик выполнения какого-либо действия
6
умение создавать и внедрять творческие подходы
представление эскиза, обоснование творческого подхода и его практическое воплощение (по возможности реально или виртуально)
В) на уровне общего среднего образования:
1
умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности
планирование деятельности на основе заданной ситуации с позиции собственных возможностей
2
умение принять правильное решение в различных жизненных ситуациях
предложение способа решения с обоснованием его эффективности
3
умение обосновать выбранный способ решения в сравнении с возможными альтернативными
доказательство, аргументация
4
проявление лидерских качеств
оценка умения организовать деятельность коллектива по заданной ситуации
5
обладание концептуальным мышлением в видении базовых взаимосвязей, множественности отношений, осмысление сложных ситуаций,использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации
определение актуальности, цели и задач, объекта, предмета, гипотезы, ожидаемых результатов проектно-исследовательской деятельности
6
обладание аналитическим и инновационным мышлением и стремление к инновационной деятельности
решение нетрадиционных задач
7
умение определять стратегию действий и предвидеть результаты
анализ ситуации из жизни, решение проблемных задач
8
умение создавать и внедрять творческие подходы и обучать им других
представление эскиза, обоснование творческого подхода и его практическое воплощение в проектно-исследовательской деятельности, публичная защита и консультирование других
Таблица 7 - Результаты сформированности коммуникативной компетенции
А) на уровне начального образования:
1
умение пользоваться казахским, русским языками в рамках повседневного общения
наблюдение за уровнем речи и коммуникативными умениями в заданных ситуациях повседневного общения
2
умение вести элементарное общение на английском языке в стандартных ситуациях повседневного общения
составление диалога в заданных ситуациях повседневного общения
Б) на уровне основного среднего образования:
1
умение пользоваться казахским, русским языками в бытовых и учебных сферах общения
контрольные задания на использование языков в бытовых и учебных сферах общения (заданные ситуации общения)
2
умение пользоваться английским языком в рамках повседневного общения
контрольные задания на использование языков в бытовых и учебных сферах общения (заданные ситуации общения)
В) на уровне общего среднего образования:
1
умения пользоваться разнообразными языковыми средствами устной и письменной коммуникации для решения учебных и жизненных задач
наблюдения за устной и письменной речью, направленной на решение учебных и жизненных задач
2
умения выбрать разнообразные стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач
составление диалога по заданным ситуациям
3
умения осуществлять продуктивное взаимодействие в ситуациях учебного и социокультурного общения
ролевые игры
4
умения оценивать свое участие в коммуникативной деятельности и самокоррекции на этой основе
критический анализ собственных высказываний по видеозаписи
5
умение пользоваться казахским, русским языками в бытовых, учебных культурных и профильно направленных сферах деятельности
ролевые игры
6
умение пользоваться английским языком в рамках повседневного общения и профильного обучения
ролевые игры
Таблица 8 - Результаты сформированности информационной компетенции
А) на уровне начального образования:
1
владение первичными навыками работы с персональным компьютером (основными устройствами компьютера)
контрольная проверка умений в компьютерном классе посредством заданий
2
понимание роли информации в жизни общества
анализ ситуаций
3
умение учитывать закономерности протекания информационных процессов
анализ последовательности действий учащегося при сборе информации
4
владение навыками анализа и оценки информации
поиск, отбор информации по заданию и анализ собранного материала
Б) на уровне основного среднего образования:
1
владение техническими навыками работы с периферийными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор)
проверка владения методом алгоритмического моделирования при анализе работы внутренних и периферийных устройств ЭВМ
2
владение навыками работы с различными устройствами информации (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, Интернет-ресурсы)
анализ технического задания и задач проектирования приборов на переработки информации
3
умение самостоятельно получать, анализировать, обрабатывать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию
сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации по заданиям
4
владение способами актуализировать полученную информацию с помощью информационных технологий для дальнейшего самообразования
проверка уровня владения современными средствами информации путем мультимедийной презентации
5
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по разным предметам (on-line, дистанционное обучение, e-learning)
решение практических задач по использованию научных и инженерных знаний
6
владение методами познания, моделирования и конструирования
решение творческих задач, моделирование, конструирование и эстетическое оформление изделий
В) на уровне общего среднего образования:
1
владение системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений
контрольные работы по выявлению уровня владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
2
умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий
представление собранной информации
3
умение самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию и использовать в учебной деятельности
анализ и синтез информации
4
владение методами познания, моделирования, конструирования
анализ и оценка продукта проектной деятельности (модели, эскиза, схемы, таблицы, рисунка)
5
умение применять обработанную информацию в процессе учебной деятельности
анализ ссылки (уместности, значимости для обоснования собственных идей, правильности оформления, соблюдения авторского права); представление информации в новой форме (в виде таблиц, схем, алгоритмов, слайдов)
6
умение классифицировать отобранные материалы в соответствии с поставленными целями и задачами учебной деятельности
оценка качества классификации (учет всех необходимых признаков и параметров, полнота)
Таблица 9 - Результаты сформированности технологической компетенции
А) на уровне начального образования:
1
умение пользоваться ручными средствами труда и овладение технологиями ручного (инструментального) труда как началами механизации и автоматизации трудовой деятельности человека
задания на выполнение практических работ с использованием ручных средств труда
2
владение способами моделирования, формообразования и конструирования объектов (разделение целого на части, соединение элементов целое, комбинирование взаимоположения частей, удаление частей, образование новых элементов и т.д.)
задания для творческой самореализации ( оформление своего дома и классной комнаты; изготовление подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий).
3
владение графическими способами визуализации и отображения информации и элементами проектной деятельности
задания на рисование, схематическое изображение, проектирование объекта (предмета)
Б) на уровне основного среднего образования:
1
овладение основами механизации и автоматизации труда
оценка умений владения электрическими, механическими и автоматизированными приборами и средствами в конкретных условиях
2
владение основными информационно-коммуникационными технологиями и применение их в познавательной деятельности
задания познавательного характера, предполагающего использование информационно-коммуникационных технологий
3
владение интегрированными естественнонаучными знаниями о новейших технологиях производства продукции для повседневной жизни
написание реферата, доклада, научного проекта
В) на уровне общего среднего образования:
1
владение общими характеристиками основных технологий, используемых в производственной деятельности в рамках выбранного профиля обучения (на уровне общего среднего образования)
выполнение лабораторных работ
2
использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании и проектировании исследования в рамках учебной деятельности
оценка собранной, обработанной, систематизированной научно-технической информации
3
владение основами проектной деятельности и графическими средствами отображения информации и использование их в исследовательской деятельности
оценка представленного проекта
3 Мониторинг учебных достижений учащихся
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики освоения обучающимися общеобразовательных предметов и не допускает сравнения одного ученика с другими.
Для отслеживания уровня освоения обучающимися учебных предметов используются:
стартовые работы (сроки: первая неделя сентября; цель: фиксирование удержанных обучающимися предметных и метапредметных результатов на начало учебного года);
диагностические работы (сроки: в течение года; цель: исследование эффективности выбранных учителем форм предъявления предметного содержания);
текущие проверочные работы (сроки: в течение года; цель: контроль освоения малых единиц предметного содержания);
модульные проверочные работы (сроки: по итогам модуля (раздела); цель: контроль освоения модуля (раздела) предметного содержания);
итоговые проверочные работы (сроки: апрель-май; цель: контроль освоения предметного и метапредметного содержания за учебный год);
демонстрация достижений обучающихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме портфолио(об этом в следующем пункте).
Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой и сформированы они по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные затем по сходству в несколько (от 4 до 6) критериев, каждый из которых, таким образом, "отвечает" за группу родственных навыков. Кроме того, набор критериев является одновременно и набором задач, которые должны быть реализованы в процессе обучения предметам данной образовательной области. В настоящее время отметки по каждому критерию ставятся по шкале от 0 до 6 баллов, но в дальнейшем планируется переход к разному количеству баллов в различных критериях, что позволит придать разный вес критериям, которые "отвечают" за различные навыки при выведении итоговой интегрирующей отметки. Чтобы свести к минимуму субъективные моменты при выставлении отметок, каждый уровень достижений, отмечаемый определенным баллом, снабжается более или менее подробным описанием-дескриптором. Это, с одной стороны, позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого и отмеченного уровня, а с другой, – облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе.
Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании важно обращать внимание оценивание каждого задания, которое оценивается по сумме баллов за правильно выполненный проверяемый элемент.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Учащихся привлекает возможность самооценки, объективность оценки, отсутствие субъективных факторов оценивания, выявление усвоенного и неусвоенного, определение перспективы совершенствования знаний и умений.
Констатирующие работы должны содержать максимальное количество критериев. Отметки за констатирующие работы учитываются при выставлении четвертных отметок. Повторное выполнение (переписывание) констатирующих работ, выполненных на положительную отметку (от 3 до 5), не допускается.
При критериальном оценивании учитель и учащийся становятся партнерами в процессе обучения, вместе решают проблемы.
Основные этапы образовательного мониторинга:
- сбор информации о состоянии объекта и внешней среды;
- анализ полученной информации;
- принятие управленческих решений и выдача командной информации.
Для построения эффективной системы педагогического мониторинга необходимо определить, какие показатели деятельности системы образования наиболее важны для управления (уровень учебной подготовки учащихся, методическая культура педагогов, мотивация к получению образования, социальные, психологические и экономические условия реализации образовательного процесса и т.д.).
Разрозненные психолого-педагогические и социологические исследования, использующие только свой инструментарий (даже если он и хорошего качества), не позволяют сравнивать получаемые результаты и проводить обобщающий анализ динамики развития системы образования.
Механизм критериального оценивания. Учитель выставляет полученную отметку за выполненную работу в классный журнал и в дневник ученика. Данная отметка, как уже говорилось, является малоинформативной как для учителя, так и для ученика. При использовании формативного оценивания в классе учитель должен иметь свой личный журнал, где он будет регистрировать достижения учеников в виде отметок, значков, цветов, комментариев, которые могут помочь учителю и ученику, понять свои пробелы и пути их решения, также отследить динамику развития ученика относительно поставленных учебных целей. Различные формы оценивания должны находить отражение в тематическом планировании. Учитель должен заранее запланировать оценивание, которое будет проходить в течение четверти (до начала четверти). Для оценивания педагог 1) определяет вид(ы) оценивания; 2) разрабатывает формы оценивания; 3) составляет критерии оценивания; 4) намечает время проведения проверочных работ.
Оценочные работы учащихся не должны привязываться к окончанию четверти. Практика выставления отметок показывает, что учитель, проверяя работы учащихся, автоматически исправляют сделанные учеником ошибки. При этом за все проверенные работы учитель выставляет формальные отметки, которые впоследствии переносятся в классный журнал. Выставление отметок должно быть понятной, дать учащимся возможность появления мотивации обучения.
Необходимо собирать и хранить все данные по оцениванию учебно-познавательной деятельности учащихся, уметь анализировать полученные данные.
Напомним, что в начале изучения новой программной темы учитель проводит диагностическое оценивание, чтобы знать, что уже известно учащимся и какие вопросы, связанные с новой темой, их интересуют. Использование формативного оценивания подразумевает, что по итогам проверки работ учащихся, учитель использует письменные либо устные комментарии по содержанию и правильности работы вместо отметки. Итоги не констатируются, а обсуждаются с учащимся. Информация одинаково важна как для учителя, так и для ученика для внесения коррекции в процесс обучения и учения. Отметка регистрируется в личном журнале учителя. В роли отметки могут использоваться удобные для учителя значки, цветовые полоски др. По завершении изучения темы учитель проводит суммативное оценивание. Оценивать такие работы следует с использованием критериев оценивания. В течение четверти учитель может запланировать необходимое ему количество проверочных работ, но их количество должно быть не менее трех. Эти работы отражают знания умения и навыки учащихся по данной теме и не привязываются к окончанию четверти. Эти работы должны как можно полнее охватывать содержание изученной программной темы. Учитель обязан продумать задания так, чтобы они проверяли не только и не столько уровень усвоения фактического материала, сколько сформированность способности учащегося применять полученные знания. Отметка, полученная в результате проверки работ, выставляется в журнал. Итоговая отметка за четверть выставляется по схеме: определяется средний балл по результатам суммативных проверочных работ. Проведение данных работ не привязывается к окончанию четверти. Итоговая отметка за год выставляется как средний балл отметок за 4 четверти и экзаменационной работы учащегося.Учитель должен собирать и хранить все данные по оцениванию познавательной деятельности учащихся. Он должен уметь анализировать полученные данные: а) на уровне отдельно взятого учащегося, б) на уровне класса.
Анализ результатов проверочных работ позволит выявить: 1) группы детей, для которых определенные задания представляют сложность; 2) отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу; наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания. Анализируя результаты проверочных работ класса в целом, учителя могут определять темы, подтемы и задачи, где ученики проявили себя хорошо, и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении. Результаты аналитической работы должны влиять на принятие решений. На основании полученных результатов он должен внести изменения, корректировки в свои планы.
4 Предмет итоговой оценки
Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся, выявления организационно-педагогических основ технологии критериального оценивания, разработки модели практической реализации данной технологии. Появление разнообразных подходов к оцениванию, безусловно, способствовало установлению обоснованной общепедагогической концепции компетентностного подхода, личностно-ориентированного, развивающего обучения. Все это предопределило современные тенденции в развитии системы оценивания и вызвало необходимость появления технологии критериального оценивания, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений учащихся с определенными критериями оценивания уровня сформированности необходимых компетенций.
В настоящее время возникла необходимость оценивания не только предметной компетенции, основанной на освоении знаниевого и деятельностного компонентов содержания образования, но и деятельностного и аксиологического аспектов сформированности личности. Учителя-практики затрудняются в оценивании уровня личностных достижений школьника. В мировой практике признанным средством оценивания считается портфолио. Однако единого подхода к оценке портфолио нет. Так как каждое государство самостоятельно определяет приоритетные направления системы образования, исходя из которых выделяются соответствующие параметры и критерии.
Портфолио как средство оценивания достижений школьника. Назначение портфолио. Портфолио достижений ученика – одно из средств индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами». На основе содержания портфолио учащегося можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно особенно значимо для организации учебно-воспитательной работы, направленной на системное формирование функциональной грамотности школьника. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио предназначено для систематизации накапливаемого опыта, знаний, четкого определения направлений своего развития (например, в будущей профессии), оказания помощи или консультирования со стороны учителей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также осуществления более объективной оценки своего уровня (учебного или профессионального).
Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио с целью получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам: портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения.
В условиях формирования функциональной грамотности школьника необходимо определить содержание портфолио в соответствии с ключевыми компетенциями и определить ранжированную сумму баллов по степени значимости достижений (например, победитель/ призер международной предметной олимпиады; участие в международной предметной олимпиаде без призового места; победитель/призер республиканской предметной олимпиады; участие в республиканской предметной олимпиаде без призового места; победитель/призер областной предметной олимпиады; участие в областной предметной олимпиаде без призового места; победитель/призер районной/городской предметной олимпиады; участие в районной/городской предметной олимпиаде без призового места и т.д.)
Портфолио как отражение уровня функциональной грамотности школьника
Создание портфолио. Это творческий процесс самого учащегося под руководством педагога. Учитель выполняет роль консультанта и направляет учащегося в нужное русло, способствуя ему в правильном планировании индивидуальной траектории развития. Учитель должен руководствоваться государственным общеобязательным стандартом образования, стратегией образовательного процесса школы, чтобы в портфолио учащегося отразилось содержание образовательного процесса соответственно его возрасту, индивидуальным способностям, интересам. При создании портфолио целесообразно участие всех субъектов образования – школьников, педагогов, в т.ч. психологов, родителей, администрации школы, шефствующих организаций.
Процесс создания портфолио включает:
осознание обучающимися важности создания портфолио для их собственного развития;
направляющую роль педагога в определении содержания портфолио;
создание учащимся собственного портрета в конце четверти, полугодия и года с учетом содержания предмета под руководством учителя-предметника (ориентация на предметные результаты) и содержания личностного развития под руководством классного руководителя, учителя-предметника и родителей;
педагогическое руководство над постановкой целей и их соответствия с критериями ожидаемых результатов;
предварительное представление педагогом разных форм создания портрета (эссе, рисунок, коллаж, схема и др.) и самостоятельный выбор учащимся той или иной понравившейся формы;
раскрытие педагогом содержания раздела «Коллектор», включающего материалы, которыми пользуется учащийся при работе по предмету – учебники, список дополнительной литературы, образцы работ других учащихся, основные теоретические положения, глоссарий, статистические данные, другие источники информации;
помощь учителя при создании данного раздела, обучение основам поиска информации, ее классификации, фиксации, конспектированию;
раскрытие типового содержания раздела «Рабочие материалы», включающего обязательные и дополнительные работы самого обучающегося;
отражение индивидуального вклада учащегося в коллективную работу;
разъяснение содержания раздела «Достижения», включающего достижения по предметной (знаниевой, когнитивной), личностной, гражданской, управленческой, информационной, коммуникативной, технологической, социальной компетенциям в форме грамот, сертификатов, похвальных листов, рефлексивного анализа, листов рейтингового контроля, характеристик на основе взаимного контроля со стороны одноклассников, характеристик учителей, родителей, сторонних организаций, с которыми взаимодействовал учащийся при выполнении каких-либо работ.
Периодичность оценивания портфолио. Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Желательно подготовить отчет в виде слайдов, содержательная структура которых разрабатывается учителем и в виде готового формата раздается учащимся. При подготовке слайдов ученик имеет возможность соотнести свои результаты с поставленными ранее целями и задачами.
Формы оценки портфолио: 1) Первичная оценка при индивидуальной встрече учителя-предметника и обучающихся. 2) Оценка учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио. 3) Оценка портфолио организованной комиссией на основе выступлений учащихся на конференции по портфолио. Конференцию целесообразно организовывать по семи ключевым компетенциям. Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же - на ответы по вопросам. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям). Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего совершенствования функциональной грамотности школьника.
Школа один раз в четверть организует плановое подведение итогов, в содержание контроля вводятся задания по семи ключевым компетенциям, представляемые в форме устного ответа, анкетирования, тестирования, диалога, сочинения (эссе в 5-12 классах). Для такой проверки приказом директора школы утверждается состав комиссии по уровням образования.
Критерии оценки портфолио учащихся .
1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:
- самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя);
- профессиональная ориентация;
- обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений);
- самообучение;
- самореализация.
2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:
- оценка качества оформления портфолио;
- оценка структуры портфолио;
- оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.
По результатам проверки педагогом (педагогами в составе комиссии) предлагаются рекомендации по совершенствованию траектории личностного развития, но право выбора предложенных вариантов остается за учащимся. Сертификат учащимся на руки выдается 1 раз в четверть по итогам контроля вместе с табелем успеваемости для ознакомления родителей. Школа издает для каждого учащегося один годовой сертификат, включающий пять пунктов; в каждом пункте фиксируется количество баллов и отметка за четверть и в последнем пятом пункте – итоговое количество баллов за год и общая итоговая отметка.
Заключение
Образовательная концепция 12-летней школы определила новое содержание обучения и воспитания школьников, основанное на стратегии овладения фундаментальными знаниями по общеобразовательным предметам и формирования функциональной грамотности школьников. Реализация новой концепции требует разработки оптимальной системы оценивания, позволяющей охватить когнитивный (предметный), деятельностный и аксиологический аспекты образовательного процесса.
В данное время пятибалльная система не может обеспечить контроль уровня функциональной грамотности, являющейся результатом формирования как предметных, так и ключевых компетенций. Всесторонний подход к формированию личности требует специально разработанных критериев оценивания по каждой компетенции.
В данном пособии раскрыты научные основы системы критериального оценивания, проанализированы концептуальные подходы к образовательному процессу (обучению и воспитанию), определяющие критерии и параметры оценивания, разработана система критериального оценивания, отвечающая концептуальным основам 12-летнего образования; определен механизм оценивания предметных знаний и компетенций по многобалльной системе и подведения ее под буквенные обозначения по уровням подготовки соответственно мировому опыту; формой контроля сформированности ключевых компетенций принято портфолио учащихся, содержание и структура которых определены соответственно уровню среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее).
Методическая значимость предложенной системы критериального оценивания: достижение осознания субъектами образовательного процесса значения получаемых баллов, создание возможности контроля и самоконтроля за достижениями в освоении определенного фрагмента обучения (знаний, навыков, компетенций по определенному блоку), планирования деятельности по совершенствованию компетенции по определенному содержанию предмета. Кроме того, новая система оценивания разработана в русле мирового опыта буквенного обозначения достижений, содержащего ранжированное количество баллов.
Методическая значимость оценивания ключевых компетенций заключается в том, что система 12-летнего образования должна обеспечить целостное развитие личности на основе семи ключевых компетенций (личностной, гражданской, управленческой, социальной, коммуникативной, информационной, технологической), которые закладываются в содержании портфолио по уровням образования. Предложены структура и содержание портфолио с критериями и параметрами оценивания, позволяющие объективно оценить достижения учащихся за четверть, полугодие и учебный год.
Методические рекомендации для учителей и администрации школ станут практическим руководством в оценивании результатов образовательного процесса в целом, уровня класса и достижений каждого учащегося в отдельности.
Таким образом, данное пособие содержит разработанные в НАО им. Ы.Алтынсарина проекты:
а) текущего критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроке (10-балльная система);
б) итогового критериального оценивания учебных достижений учащихся в конце четверти, полугодия и учебного года (100-балльная система);
в) итогового критериального оценивания личных достижений учащихся на основе их индивидуальных портфолио в конце четверти, полугодия и учебного года:
- на уровне начального образования – 200-балльная накопительная система;
- на уровне основного среднего образования – 300-балльная накопительная система;
- на уровне общего среднего образования – 350-балльная накопительная система.
Последняя система оценивания портфолио учащихся основана на критериях и параметрах ключевых компетенций и соответствующих им методах оценивания, разработанных с учетом их эффективности и предложенных для составления контрольных заданий.
Список использованной литературы
Национальный отчет НЦОКО МОН РК «Результаты международного исследования PISA-2009» //Электронный ресурс. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Международные исследования PISA[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
15Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. //Заседание Правительства РК от 11 сентября 2012 года //Электронный ресурс. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Назарбаев Интеллектуальные школы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений» //Электронный ресурс. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса //Электронный ресурс. – Режим доступа: wiki/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Общие критерии оценки учебных достижений учащихся /on 28 September 2011 //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы 12.07.2012.
13PAGE 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415