Конспект урока по информатике и ИКТ на тему электронные таблицы в 8 классе.


Тема урока: Знакомство с электронными таблицами.
Цель урока: Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; познакомить с электронными таблицами в прикладной средой Microsoft Excel; сформировать первоначальный навык ввода текста, числа, формулы в ячейку.
Задачи урока:
Образовательные:
получить первоначальные сведения о табличных процессорах;
учиться размещать и редактировать данные в электронных таблицах.
Развивающие:
учиться высказывать предположения, обобщать, выделять главное, делать выводы;
учиться соотносить цели и результаты своей деятельности;
развивать навыки самоанализа, самоконтроля; учиться определять степень успешности;
учиться произвольно и осознанно овладевать общими приемами работы в электронных таблицах
Воспитательные:
формировать аккуратность в работе, трудолюбие;
учиться слушать и слышать других.
Оборудование урока: компьютеры; мультимедийный проектор, экран; табличный процессор Microsoft Excel; презентация, подготовленная в PowerPoint; раздаточный материал (для каждого ученика): рабочая тетрадь, лабораторная работа.
Ход урока:
Организационный момент.
Самоорганизация, подготовка рабочего места. Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята. Начать урок я хочу со слов известного учёного Аль - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом сегодняшнего нашего урока. Слайд 1. Девиз урока.
Формулирование проблемного вопроса (темы) урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд2. Вербальная модель.
- На экране представлена вербальная модель текстовой информации «Реализация товара в продуктовом магазине». За декабрь месяц продано молока 36 шт. по 39 руб., сметаны – 45шт. по 58,5 руб. и т.д. Определите полную выручку магазина за декабрь месяц.
Фронтальный вопрос: - Как вы думаете, можно ли представить эту информацию более наглядно?
Ожидаемый ответ: Представить в виде таблицы.
- Посмотрите, пожалуйста, на свою парту. Каждый из вас получил такие листы (продемонстрировать индивидуальную тетрадь). Это на сегодняшний урок ваша рабочая тетрадь. На них мы будем делать записи в течении урока и выполнять задания. Подпишите, пожалуйста, титульные листы рабочей тетради.
Слайд 3. Табличная модель. Откройте в рабочей тетради страницу 3, задание 1, с помощью калькулятора рассчитайте полную выручку магазина за декабрь месяц, и результат запишите в таблицу.
Параллельно с классом внести в ячейки D2:D9 формулы и получить внизу результат – полную выручку магазина.
Фронтальный вопрос: - Почему я получила ответ быстрее вас?
Ожидаемый ответ: Вариант 1: Потому что вы сосчитали ответ на компьютере. (В этом случае нужно отметить: «Но ведь ваш калькулятор – это тоже компьютер, просто маленький»).
Вариант 2: Потому что вы использовали специальную программу.
Фронтальный вопрос: - Сможете ли вы сказать, как называются такие программы?
Ожидаемый ответ: Эксель, Электронные таблицы.
- А теперь давайте сделаем вывод. Если наша модель содержит большое количество числовых данных, то такую модель удобнее обрабатывать в специальной программе. Такие программы называются электронными таблицами.
На основе этих наблюдений попросить обучаемых самостоятельно сформулировать тему урока.
Ожидаемый результат: Электронные таблицы. Слайд 4.Название темы.
- Текстовые редакторы также позволяют работать с таблицами, но их, по сравнению с электронными таблицами, нельзя назвать идеально приспособленными для работы с таблицами. Текстовые редакторы не позволяют производить расширенную сортировку, устанавливать связи между ячейками и многое другое, необходимое при работе с числовыми табличными данными. Для этой цели служит специальный редактор, предназначенный для работы с табличной информацией – программа  электронная таблица Excel.
3. Формулирование задач урока.
На основе выполненных наблюдений попросить обучаемых самостоятельно сформулировать задачи (задачу) урока (дать подсказки) «Познакомиться…», «Получить первоначальные сведения…».
Ожидаемый результат: Получить первоначальные сведения об электронных таблицах. Слайд 5. Задача урока.
4. Изучение нового материала.
Слайд 6. История ЭТ. - Первая электронная таблица Vizicalc     (визуальный компьютер) была создана в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном, которые на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц и она получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.
Первыми кто стал применять ЭТ, были экономисты, которые с восторгом приняли это новшество.
Слайд 7. Назначение ЭТ. Главное назначение ЭТ – выполнять различные расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами.
Именно для работы с числовой информацией используют специальную программу, называемую электронной таблицей. Разработаны различные версии данных программ, но основные приёмы работы остаются неизменными.
Запишите, пожалуйста, в рабочей тетради понятие электронных таблиц.
Слайд 8. Понятие ЭТ. Электронная таблица – это программа для обработки и хранения табличных данных.
Слайд 9. Запуск программы.
Слайд 10,11,12. Окно программы. Окно программы содержит строку заголовка, строку меню и панель инструментов, поле Имя, строку формул и рабочую область.
Слайд 13. Рабочая книга, рабочие листы. Документ, который мы создаем и сохраняем в MS Excel, называется рабочей книгой. Рабочая книга состоит из рабочих листов. По умолчанию листов в книге 3, но листы можно добавлять и удалять ненужные. Для перехода на другой лист необходимо щелкнуть на ярлыке листа внизу окна программы (сделать отметку в рабочей тетради).
Слайд 14. Строки, столбцы, ячейка. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы обозначаются латинскими буквами, строки – числами. На пересечении строки и столбца образуется ячейка.
Слайд 15. Адрес ячейки. Каждая ячейка имеет имя (адрес), которое образуется из имени столбца и номера строки. Расположенные рядом ячейки образуют диапазон. Ячейка таблицы, в которой находится табличный курсор, называется активной ячейкой.
Слайд 16,17. Диапазон ячеек. Диапазон представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Он может состоять из двух и более ячеек. Адрес диапазона состоит из координат противоположных углов (начальной (верхней левой) и конечной (нижней правой) точки диапазона), разделенных двоеточием. Например: A8:D12.
Слайд 18. Задание 4 РТ. - Ребята, выполните задание 4 из рабочей тетради «Структура окна программы».
Учащиеся в рабочей тетради выполняют задание №4. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.
Слайд 19. Табличные данные В ячейку можно записать число, текст или формулу. Обратите внимание: запись формулы начинается со знака «=».
Слайд 20. Задания из РТ 5, 6. Учащиеся в рабочей тетради выполняют номер 5,6. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.
Слайд 21. Алгоритм создания формул. Чтобы определить выручку за декабрь месяц в ячейке D2 следует :
Ввести знак «=»,
- Вместе со мной выполняйте задание 5 в рабочей тетради. Перед командой Ввести знак «=» отметьте, что это 1 действие - поставьте цифру 1 (Аналогично пронумеровать и остальные команды).
Щелкнуть мышкой на адресе ячейки B2
Поставить знак умножения (*) с клавиатуры.
Щелкнуть мышкой на адресе ячейки С2
Ввод формулы завершается нажатием клавиши [Enter], после чего в ячейке появляется результат вычислений.
Чтобы найти Полную выручку, нам необходимо использовать функции.
Слайд 22. Функции Excel — это специальные, заранее созданные формулы для сложных вычислений, в которые пользователь должен ввести только аргументы.
СУММ – вычисление суммы;
СРЗНАЧ – вычисление среднего арифметического значения;
МАКС, МИН – нахождение наибольшего и наименьшего значения.
5. Физкультминутка.
Слайд 23. - Лев Николаевич Толстой говорил: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».
Гимнастика для глаз: 
Положите ладони на закрытые глаза, сделайте резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 5 секунд убираем ладони и открываем глаза. 
Упражнения для шейного отдела позвоночника 
• «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.  Наклоны головы вправо-влево. 
• «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону. 
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника 
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад. 
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз. 
• Круговые движения плечами вперёд и назад. 
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника. 
6. Практическая работа.
Слайд 24. - Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею” (Цицерон). Как вы думаете, почему я вывела на экран эту фразу?
Ожидаемый результат: Наши знания мы должны закрепить практически.
При выполнении данной практической работы наша цель научиться работать с формулами и с функциями.
Учащиеся занимают рабочие места за ПК, получают с Общей папки файл с практической работой, выполняют работу.
7. Рефлексия.
Слайд 25. Дополни фразу…. ..
8. Домашнее задание.
Слайд 26. Рабочая индивидуальная тетрадь: Задание №8. Выучить основные понятия темы, используя упражнения №2, №3, №4 в рабочей тетради и ответить на вопросы.
- Закончить урок я хотела бы словами известного человека Стива Джобса: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе мы зачем?»