Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку


Балейский филиал ГПОУ
«Читинский педагогический колледж»
Рахманина Н.И.,
преподаватель английского языка
Эссе
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранному языку
Повседневная педагогическая действительность характеризуется проникновением информационно-коммуникационных технологий во все её сферы. Не остался в стороне и урок. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке стало одним из основных требований при аттестации педагогических кадров.
Такое положение вещей закономерно, так как информационно-коммуникационные технологии предоставляют несравненно большие возможности для обучающихся в овладении иностранным языком. Изучение лексических единиц и грамматических структур, практика в постановке иноязычного произношения, ознакомление с культурой стран изучаемого языка, чтение статей и текстов художественной литературы в оригинале, непосредственное общение с носителями языка, как в письменной, так и в устной форме, всё это возможно при введении в процесс по обучению иностранному языку информационно-коммуникационных технологий.В зарубежной практике принята следующая классификация:
Компьютерное программное обучение. Наличие большого числа обучающих компьютерных программ по иностранному языку свидетельствует об их востребованности, что в свою очередь является доказательством популярности изучения иностранных языков на современном этапе. Особой популярностью в урочной деятельности учителей и преподавателей пользуются такие компьютерные программы, как SupremeLearning English & Intellectual PC Keyboarding (заочный курс изучения английского языка по Методу Шестова. "Всеобъемлющий" версия 7.0 + CD-ROM, 3 DVD-ROM, 3 CD); Reward Intern@tive Full Pack (полный курс английского (британского) языка на 9 компакт-дисках + микрофон. Курс английского (британского) языка с интегрированными средствами дистанционного обучения. Автором курса является Саймон Гринол, президент Всемирной Ассоциации учителей английского языка как иностранного (IATEFL), живущий и работающий в Оксфорде (Англия). Курс рассчитан на взрослых и подростков и содержит четыре уровня: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate. Каждый уровень рассчитан на 150-180 часов интенсивных занятий. Каждый уровень мультимедийного курса включает материалы четырех книг, все аудио- и видеоприложения соответствующего уровня оригинального комплекта и рассчитан на 150 часов интенсивных занятий); 1С: Образовательная коллекция. English Platinum; 1С: Образовательная коллекция. Oxford Platinum.
Оценивание с помощью компьютера. Результаты, как классной работы, так и самостоятельной или домашней работы могут быть оценены при помощи специальных компьютерных тестов, в том числе и on-line тестов. Здесь будут полезны такие сайты, как
http://www.languages-study.com/english-tests.html,
www.lingua.ru,
www.englishjet.com/,
www.bkc.ru/test/,
www.learnenglish.org.uk/, и др.
Компьютерные коммуникации, обеспечивающие возможность обработки и передачи информации на большие расстояние. Именно они связывают страны и континенты, позволяя осуществлять процесс непосредственного общения с носителями изучаемого языка и культуры. Например, использование электронной почты и технологии скайп.
Большие возможности для продуктивного обучения иностранным языкам представляет пакет прикладных программ Microsoft Office.
Microsoft Word – это программа предназначенная для печати и редактирования любого текста. Она делает возможным изготовление раздаточного дидактического материала для уроков (контрольные, проверочные и самостоятельные работы, тесты). Личное задание повышает уровень восприятия и понимания его учащимися. Также данная программа дает возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчёты, проекты, рефераты) как на уроке, так и вне его.
Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителя в представлении информации в виде таблиц. Практически каждая тема содержит такую информацию, которая может быть оформлена и представлена в виде таблиц, что облегчает её понимание и способствует более лёгкому запоминанию.
Microsoft Access – эта программа предназначена для формирования баз данных. Она предоставляет возможности для удобного и надёжного управления данными, которые хранятся в виде таблиц.
Paint – программа для рисования. Может продуктивно использоваться на начальной ступени обучения английскому языку, например при изучении названий цвета (сделай и раскрась кружки, такими цветами, которые я буду называть на английском). Данная программа входит в инструментарий технологии «Арт-терапия».
Microsoft Power Point – данная программа используется для создания презентаций, которые заменяют собой иллюстративную наглядность на уроке, а зачастую, классную доску и учебник. Программа помогает учащимся усваивать информацию, как в образном, так и в графическом воплощении. Она легка в управлении и эффективна в применении.
Microsoft Publisher – это программа для создания брошюр и листовок, информационных бюллетеней, электронных открыток, презентационных веб-страниц и т.д. Созданные данным продуктом материалы можно распространять в печатном виде и отсылать через Интернет по электронной почте. Microsoft Office Publisher позволяет быстро находить и загружать дополнительные шаблоны через веб-сайт сервиса Microsoft Office Onlin. При необходимости средствами программы можно конвертировать созданные публикации в формат PDF или XPS. Кроме того, продукт позволяет автоматически создавать различные материалы на основе информации из базы данных. Источником для автоматического создания материалов и публикаций может быть база данных Access или электронные таблицы Excel. Созданные на английском языке электронные базы и таблицы могут быть во время урока обработаны данной программой. Результат практической работы может быть представлен как в электронном, так и в печатном вариантах.
Информатизация образования – многогранный процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей, проблему здоровьесберегающих принципов использования ИКТ на уроках.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий. Их использование в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и статической нагрузками, которые постоянно испытывают учащиеся, работая с компьютерами. Кроме того, в кабинетах, где функционируют компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля.
В условиях восприятия учебной информации с экрана монитора значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков со светящегося экрана, чередующееся с переводами взора на клавиатуру и текст, вызывает напряжение разрешающей способности глаза. В неблагоприятных условиях работы это может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению различного рода жалоб.
Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья учащихся.
Не следует забывать, что компьютер – это только инструмент. Как и любой инструмент, он зависит от того, кто его применяет. Учитель-мастер всегда помнит, что учащиеся не должны стать «заложниками» использования ИКТ на уроках, и тем более их применение не должно отражаться на здоровье детей.
Таким образом, непререкаемой истиной в условиях современной действительности является многократное увеличение влияния информационно-коммуникационных технологий на человека. Особенно сильно это действует на ребёнка. Мощный поток новой информации оказывает большое влияние на воспитание ребёнка и на формирование у него системы взглядов на окружающий мир. Мозг ребёнка, выросшего в век информационно-коммуникационных технологий и воспитанного под их непосредственным влиянием, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Сочетая в себе возможности телевизора, DVD-проигрывателя, аудио магнитофона, книги, тренажёра, игрушки информационно-коммуникационная технология становится незаменимым средством обучения современных школьников английскому языку, как на уроке, так и при выполнении самостоятельной или домашней работы.
Источники
Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе. – http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htmБовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М.А. Бовтенко; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2008.
Бовтенко М.А. Профессиональная информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка: монография / М.А. Бовтенко – Новосибирск: издательство НГТУ, 2005.
Ворженова Т.Н. Особенности использования ИКТ в предметном обучении в начальном общем образовании (с позиции здоровьесбережения) – Острогожск, 2016, – https://multiurok.ru/vtn-19/files/avtorskii-proiekt-osobiennosti-ispol-zovaniia-ikt-v-priedmietnom-obuchienii-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii-s-pozitsii-zdorov-iesbieriezhieniia.html
Тананыхина Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии образовании. – http://festival.1september.ru/articles/521935