Иминительный падеж и винительный падеж
Конспект урока русского языка по теме "Именительный и винительный падежи"
Цели урока:
Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Образовательные: пополнить знания учащихся об именительном и винительном падежах, тонкости употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, адекватную самооценку.
Оборудование: рисунки именительного и винительного падежей, карточки со словарными словами, индивидуальные задания на карточках, карточки с вопросами, предлогами и т. д. изучаемых падежей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок,Постарайтесь все понять,Ну и грамотно писать.
2. Словарная работа.
2.1 - Начнем урок с разгадывания кроссворда.
- Но прежде, давайте вспомним, что такое синонимы.
Синоним слова специальность- 1 ученик пишет на доске, остальные – прочитать четко, орфографически, и записать.(выставить карточку).
То же, что и обычай.
Сладкое, третье блюдо.
Синоним слова «починка», «исправление».
Синоним слова «золотистый», янтарный цвет.
– Поставьте ударения, подчеркните букву, которую надо запомнить.
- Какое новое слово вы видите? ПАДЕЖ
- Запишите его.
- Назовите глухие согласные звуки[ п ] , [ ш ]
- Чем они отличаются? [ ш – непарный, твердый ]
- Как проверить согласный звук на конце слова?
- Запишите проверочное слово. ПАДЕЖИ.
- Можно ещё по-другому проверить? ПАДЕЖНЫЙ
- Чем отличаются проверочные слова ПАДЕЖИ и ПАДЕЖНЫЙ? ( форма слова, однокоренное слово).
Падеж – лексическое значение [ одна из категорий имени существительного ]
- Что вы знаете о существительном?
Постоянные признаки:
одушевленное, неодушевленное;
собственное, нарицательное;
имеют род.
Непостоянные признаки:
изменяется по числам, падежам;
главные и второстепенные члены предложения.
- Как существительное ПАДЕЖ можно связать с темой урока?
3. Сообщение темы и задач урока.
Поворот судьбы удивительный:Изучаем мы падеж именительный,И винительный падеж надо знать,От именительного отличать.
- Каковы задачи урока?
Научиться отличать И.п. от В.п.
Учиться думать, мыслить и внимательно относиться к каждому слову.
- Что может помочь нам в умении отличать И. п. от В. п.?
Работа в парах по карточкам.
- Установить соотношение между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.
рад И. п. кем? чем?
вижу Р. п. кому? чему?
думаю Д. п. о ком? о чем?
нет В. п. кого? что?
доволен Т. п. кого? чего?
есть П. п. кого? что?
Проверка.
- Как вы думаете, для чего нужно знать падежи?
- А вот я знаю мальчика, который не хочет знать падежи.
Инсценирование стихотворения «Падежи» Граубина.
Автор:
Спросили Лежебокина:А ну-ка, расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают назубок.Их за два года выучитьЛишь ты один не смог.Ответил он рассержено:
Лежебокин:
В том не моя винаПусть им сперва ученыеИзменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу.Трудиться, а тем более творитьЯ не хочу.Такой падеж, как дательный,Я с детства не терплю:Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходиться выдумывать,Какой-нибудь предлог.А на падеж винительныйИ вовсе я сердит,Отец во всякой мелочиВо всем меня винит.
Автор:
Да, переделка кажется,Серьезная нужна.А сам ты смог бы новыеПридумать имена?
Лежебокин:
Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,Ленительный,И, наконец, Просительный.
- Чтобы не быть Лежебокиными, нам необходимо научиться отличать И. п. от В. п.
4. Формирование новых знаний.
Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?
На доске:
читали рассказ
рассказ рассмешил
- Как определить падеж существительного «рассказ»?
В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они ив нам.
- Давайте встретим их на вокзале. (Вывешиваются на доске плакаты Принцев).
На доске:
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Дети объясняют и подчеркивают орфограммы, записывают предложения.
- Определите падеж существительного «вокзал».
- Можно ли с уверенностью сказать, что это слово стоит в одном и том же падеже?
- Как быть?
- Найдите грамматическую основу.
- Можем ли мы сейчас определить падеж существительного ВОКЗАЛ в первом предложении?
- Как определить падеж в других предложениях? (Дети называют словосочетания).
- Как вы думаете, почему В. п. получил такое название? (Является причиной, вызывающей само действие).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: если существительное выполняет роль подлежащего, это слово И.п., если роль второстепенного члена – В. п.
Появляется запись на доске.
И. п. В. п.
кто? что? кого? что?
гл. член в, на, за, про, через
вт. член
Физминутка.
Потрудились, отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем,Руки в стороны, впередВлево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать,Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустилиВсем улыбки подарили.
5. Формирование практических навыков.
- Что общего у существительных остров, город, рассказ?
(М. р., ед. ч., нулевое окончание).
Самостоятельное выполнение упр. 124, стр.74.
1в.- первый абзац.
2в.- второй абзац.
Третий абзац – индивидуально.
Проверка. Объяснить, какими членами предложения являются выделенные существительные.
- Какой вывод можно сделать?
ИТОГ УРОКА.
- Какие цели мы ставили на уроке?
- Чего достигли?
- Докажите, что цель урока достигнута.
Выдаются карточки с пословицами.
Вина голову клонит.
Пословица не зря молвится.
Без заботы и репу не вырастишь.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Найдите пословицу, в которой нет существительного в В.п. Найдите пословицу, в которой нет существительного в И.п.
Пословицу, в которой нет существительного в И.п. и В.п.
Д. З.: стр. 76, правило.
Стихотворение-наказ. (читает ученица).Кто только зубрит,Чтоб от двоек бежать,Тому никогда – никогда не понять.Что можно идти на урок, как на праздник,Что каждый отличник – шутник и проказник.Учитесь с улыбкой!Шутите учась!Любая ошибка исчезнет, боясь веселой науки и радостных глаз.Учитесь без скуки – как я!В добрый час!