Выступление по теме Виды и формы контрольно-оценочной деятельности

Виды и формы контрольно-оценочной
деятельности обучающихся(1слайд)
Система оценки достижения планируемых результатов освоении программ начальной школы представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения программ и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся и их родителей.

(2слайд)
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями.

При этом мы используем следующие документы: (3слайд)
- методическое письмо министерства образования «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Федеральный закон «Об образовании» от 21.12.2013г;
- документы введения ФГОС НОО.

Чтобы система оценивания работала эффективно, надо соблюдать условия!

(4 слайд) Условия эффективности системы оценивания:
систематичность
личностно – ориентированность
позитивность
На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:

(5 слайд) Методы оценивания.
1 Наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма.
2 Оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
3 Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний)
4 Оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
5 Оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом)
6 Оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п. портфолио)

В рамках реализации ФГОС определены новые формы оценки школьной успешности (6 слайд)

Следовательно, из этого вытекают следующие задачи оценки (7 слайд)
А теперь необходимо выделить этапы формирования оценочной системы (8, 9 слайды)

А теперь, обратите внимание на приемы оценивания. (10 слайд)

При этом необходимо, чтобы ребенок делал самооценку каждого задания, так например, я на уроках применяю следующие обозначения (11 слайд)

В Федеральном законе «Об образовании» статье № 44 написано, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Поэтому в оценивании учеников участвуют родители, учитель, сам ребенок.

Ученики в диалоге с родителями обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». (12 слайд)
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Для оценивания работ можно предложить множество вариантов.

На родительском собрании для оценивания родителями и детьми я предложила трафарет колокольчика.
(13слайд) Трафарет колокольчика.

Один раз в неделю я даю рефлексивную интегрированную работу, которую дети выполняют дома. Затем после проверки, обсуждения качества выполнения работы трафарет разукрашивается.
Другой вариант: оценивается деятельность ученика за неделю. Затем раскрашивается трафарет колокольчика.

(13слайд) Разукрашенные колокольчики.

Что я могу отследить по колокольчикам?
Увидеть самооценку ребенка; адекватную оценку ребенка родителями;
как помогают родители в обучении; сам ребенок выполняет задания или
не сам; отношение родителей к ребенку и др.
Эта информация помогает в дальнейшем вести беседу с родителями.

Чем полезно разукрашивание колокольчиков детям?
Развивается мелкая моторика руки, внимание, ответственность за качественное выполнение работы, стимулирование и др.

Так же на собрании я познакомила родителей с тем, как будет происходить оценивание знаний, умений, навыков детей в классе.
Я определяю важные моменты программы (гласные-согласные; деление слов на слоги; перенос слов и т.д. счет в пределах 10, 20; равенства-неравенства; чтение, пересказ; живая-неживая природа и т.д.) и выбираю методы оценивания. Итоги фиксирую в «Оценочной тетради».
После совместного обсуждения учителем и ребенком выдаются смайлики.

(14 – 17 слайды) Смайлики.

Можно оценивать деятельность детей при помощи геометрических фигур.
А родители с детьми дома выполняли из фигур творческие работы.
Это очень интересный творческий подход. Дети сами вырезают геометрические фигуры: развивается мелкая моторика руки, учатся вырезать,
клеить, аккуратно выполнять работу; закрепляются цвета, знание геометрических фигур, пространственное отношение, развивается фантазия, творческое мышление и др.

Но, это работа трудоемкая, не все родители относятся к данному оцениванию ответственно, ребенку одному трудно выполнить данную работу.

Красный круг – 5 баллов
Синий квадрат – 4 балла
Зеленый треугольник – 3 балла

(18 слайд – 21 слайд)

После подсчетов баллов, строим графики.

(22-24 слайд) Графики.

Какое бы не было внешнее оценивание, общее для нас – составление графика, который показывает на каком уровне обученности находится ребенок, какие темы западают, причины, составить индивидуальную траекторию. И тогда будет тема для размышления.

Итак, что же имеют родители, обучающиеся и учителя от такой системы оценивания? (25 слайд)

Имеют ли преимущества новые формы обучения? Я думаю, что да. Во-первых(26 слайд)

Оценка должна свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку. Младший школьник стремится не только узнавать все новое, но и радовать учителя своими успехами и не огорчать неудачами.
Мне очень хотелось бы, чтобы обучающиеся ваших классов после окончания начальной школы сказали вам: (27 слайд)

Учительница первая, чудесная,
Нам хочется признаться Вам давно:
Вы мир открыли яркий, интересный,
Нам с Вами очень – очень повезло!




15