Статья Продуктивные задания на уроках русского языка
Выступление на тему
«Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
в рамках областного семинара
«Формирование универсальных учебных действий в ходе урока»
01 октября 2013 г.
слайд
1 Тема выступления
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Размышляя над вехами своей педагогической деятельности, я заметила, что когда-то в начале 90-х годов прошлого века мы с коллегами одни из первых в нашем городе перешли на 4-летнее начальное образование. Так получилось, что с сентября 2011 года с нас в нашей школе началось освоение и внедрение ФГОС. Так сказать, мы - настоящие первопроходцы!
- Осваивая ФГОС, конечно, приходится нелегко, а порой вопросов больше, чем ответов. И перед каждым учителем стоял вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
- Изменения, конечно, произошли! Они заметны, чувствительны, порой требуют от нас, учителей, неимоверных усилий. Но эти изменения прекрасно согласуются с идеями Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю с 2003 года.
2 слайд
2100
- Мое знакомство с Образовательной системой «Школа 2100» произошло на курсах повышения квалификации в Москве в 2003г. Занятия вели сами авторы учебников: Рустем Николаевич и Екатерина Валерьевна Бунеевы, Марина Яковлева, Ольга Викторовна Пронина, Александр Вахрушев и др. И надо сказать, за столько лет работы я ни разу не пожалела о своём выборе! Это действительно ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: замечательные учебники, богатое методическое и информационное обеспечение, организация семинаров и др. мероприятий для учителей, наличие собственного сайта.
3 цель ФГОС
- ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные – универсальные учебные действия. А тут уж не обойтись без продуктивных заданий.
В отличие от многих других систем, в Образовательной системе «Школа 2100» большое внимание уделяется продуктивным творческим заданиям.
Роль продуктивных заданий – нацелить работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.
4 таблица сравнения продуктивных и репродуктивных заданий
- Перед Вами таблица, заключающая в себе сравнение двух типов заданий – продуктивных и репродуктивных.
- Можно сделать вывод, что
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.
Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Я думаю, будет неправильно говорить, что продуктивные задания появились только с новыми стандартами. Я думаю, Вы со мной согласитесь, что продуктивные задания вошли в практику педагогов ещё до разработки ФГОС. Радует, что теперь им отводится «почетное» место в образовании будущих поколений.
Продуктивные задания, действительно, для ребят более интересны и важны, чем репродуктивные. Помните как в той сказке, где сын бросился доставать в очаг деньги, заработанные своим трудом и брошенные туда отцом, хотя когда они ему доставались легко, он никак не реагировал на поступок отца. Так и здесь, ведь продуктивные задания не содержат готового ответа в учебнике в легко воспроизводимом виде, надо подумать, поискать подсказки в тексте, либо в иллюстрациях. Именно они формируют практический опыт школьника, проверяют: сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями.
5 примеры ПЗ
- Давайте рассмотрим задания обоих типов:
Репродуктивные задания:
- Как люди используют энергию?;- Назовите признаки такого литературного жанра как повесть?
- Перечислите отличия растений от животных;
- Определите площадь прямоугольника
Продуктивные задания:
- Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой – способ его использования в хозяйстве;
- Докажите, что произведение С. Голицына «40 изыскателей» - является повестью.;
- Лягушонок прыгал и кричал: «Я – зелёный, значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк?;- Дан план комнаты и периметры ковров. Определи, какой ковёр полностью закроет пол комнаты
Все приведенные примеры ПЗ нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
ПЗ делятся на устные и письменные.
К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:
-задай вопросы по теме урока
-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока
-придумай научно-популярное название уроку
-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами
Письменные продуктивные задания:
-запиши слова на новое изучаемое правило,
-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),
- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,
- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.
6 Алгоритм работы с ПЗ
Выполнению продуктивных заданий надо учить. Этот алгоритм представлен в учебниках ОС «Школа 2100».
- На каждом этапе работы с продуктивным заданием формируются те или иные метапредметные или личностные результаты:
Так, на этапе осмысления цели задания формируются регулятивные УУД;
При отборе и поиске нужной информации – познавательные УУД;
Эти же УУД и ещё личностные формируются и на этапе преобразования найденной информации в соответствии с заданием;
И коммуникативные УУД формируются на последних двух этапах работы с ПЗ.
7
Классификация ПЗ
- Перед Вами примерная классификация продуктивных задании, которую можно расширить и дополнить.
Примерная классификация продуктивных заданий
1. Выделение главного в мини-тексте по заданному
основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом
источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение своей аргументированной оценки,
отношения к…
12. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам.
Научить человека действовать в новой незнакомой для него обстановке можно только одним способом, - создавая ему эту новую ситуацию постоянно, день за днём.
- В полной мере оправдывает себя использование продуктивных заданий на уроках, построенных в проблемно-диалогической технологии и в технологии продуктивного чтения. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
8
Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Чего Вам всем и желаю!
- А также поздравляю всех нас, коллеги, с приближающимся профессиональным праздником Днём учителя! Успехов Вам, творческого полёта мысли, пусть всё, задуманное Вами, свершится! Счастья, здоровья Вам и Вашим семьям!
- Спасибо за внимание!
Муниципальное образовательное учреждение
Яблоневская основная общеобразовательная школа
муниципального образования-Кораблинский муниципальный район
Рязанской области
Шилина Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Организация современного урока в рамках
реализации требований ФГОС ООО
Методические рекомендации
left000
Кораблинский район
2015
Методические рекомендации «Организация современного урока в рамках реализации требований ФГОС ООО»-это актуальная методика перехода от традиционного, репродуктивного урока к современному на основе системно-деятельностного подхода. В настоящих методических рекомендациях представлен структурированный материал в виде схем, таблиц, алгоритмов построения урока и создания продуктивных заданий, также дан банк продуктивных заданий, соответствующий этапам урока и формируемым универсальным учебным действиям (УУД), макет технологической карты урока для подготовки учителя к современному уроку на основе системно-деятельностного подхода. Методические рекомендации «Организация современного урока в рамках реализации требований ФГОС ООО» предназначены для учителей-предметников основного общего образования на этапе перехода на новые стандарты.Хотелось бы, чтобы настоящие методические рекомендации стали настольной книгой-помощником для учителей, которые заинтересованы в проектировании продуктивного урока и должны в достаточно короткое время принципиально изменить подходы к организации урока, результативности деятельности.
Творческих успехов!
«Международные исследования показывают, что наши ученики проигрывают сверстникам из других стран в умении использовать школьные знания в жизни. Личность, способная усваивать количество знаний, необходимых для поступления в средние и высшие учебные заведения или для успешной сдачи ЕГЭ, мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили», сегодня не конкурентоспособна. Поэтому необходимо переориентировать школьное образование на становление и развитие просвещенной и компетентной личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач».
Кожурин Антон Яковлевич, профессор , доктор философских наук, РГПУ им. А.И.Герцена, кафедра философии
left000
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли существенные перемены. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Сегодня наиболее востребован активный, думающий человек, способный творчески подходить к решению задач, ориентироваться в большом потоке информации, преобразовывать ее и использовать в жизненных целях, человек, обладающий установкой на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Современные потребности общества повлияли и на систему образования и воспитания школьника. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС положена новая идеология обучения и воспитания школьников. Принципиальным отличием новых стандартов стала ориентация не на содержание образования, а на результаты. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок как основную форму реализации принципов ФГОС. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.left000
Настоящие методические рекомендации включают в себя следующие разделы:
Предисловие или «Требует ли жизнь изменений в современном образовании?» left000
Глава первая: «Как проектировать урок, соответствующий принципам ФГОС ООО?»
Глава вторая: «Как составить продуктивные задания?» с коллекцией разработанных продуктивных заданий.
Глава третья: «Как технологическая карта помогает проектировать современный урок?» с макетом модифицированной технологической карты урока.
left000
Предисловиеleft000
Требует ли жизнь изменений в современном образовании?
left000
«Единственный путь,
ведущий к знанию, - это деятельность».
(Б. Шоу)
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ?
Российские школьники уступают своим сверстникам:
• в умении работать с информацией;
• в умении решать практические, социально- и личностнозначимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
• в умении связывать с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
По результатам международных исследований PISA и TIMSS.
left000
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы над содержанием образования?
left000
left000left000
Количество информации Требуется умение отбирать
в мире каждые 10 лет главное в море информациудваивается left000
left000
Функции мобильного телефона Инструкция к новой технике
left000left000
Набор товаров в магазине Поиск в Интернете
вакансий, досуга, сведений и т.д.
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания!
Что говорят родители…
left000
Какие качества родители хотят видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
Умение ориентироваться в мире
Самостоятельно добывать и применять знания
Умение ставить цель и добиваться ее
Умение общаться
Умение адаптироваться к ситуации
Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
Сохранить здоровье …
left000
Глава 1: left000
Как проектировать урок, соответствующий принципам ФГОС ООО?
left000
Как получить новыйleft000
образовательный результат?
Традиционный взгляд
ФГОС
прочные ЗНАНИЯ;
учитель – источник; информации, знаний
ученик – объект образовательного процесса
РАЗВИТИЕ личности учащегося;
учитель – СОавтор образовательного продукта;
ученик – активный участник образовательного процесса, деятель
left000
Стратегия современного урокаleft000
left000
Удивление Интерес
left000
Познавательная деятельность Открытиеleft000left000
Рефлексивная деятельность
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ:
учитель не солист, он – дирижёр!
Традиционный урок
left000
Современный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5.Применение знаний учениками
Структура урока при реализации деятельностного подхода
Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности
Компоненты урока
Традиционный урок
Урок современного типа
Тема урока
Учитель сообщает тему
Формулируют сами учащиеся
Цели и задачи урока
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны учиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Этап 2: Построение нового знания
Компоненты урока
Традиционный урок
Урок современного типа
Планирование деятельности по изучению новой темы
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы изучить новую тему
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели по построению нового знания
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод)
Учащиеся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)
Этап 3: Применение полученных знаний
Компоненты урока
Традиционный урок
Урок современного типа
Закрепление, актуализация полученных знаний
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить
Учащиеся для выполнения ситуативного задания осуществляют выбор уровня и способа деятельности
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод)
Учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль выполненной учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)
Этап 4: Рефлексия учебной деятельности
Компоненты урока
Традиционный урок
Урок современного типа
Анализ результатов деятельности
По итогам выполненной работы учащимися учитель проводит с ними работу над ошибками
Учащиеся сами формулируют возникшие затруднения
Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью урока
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание)
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем, с учётом индивидуальных возможностей, или сформулировать задание самостоятельно
Правило 1. Что оцениваем?
Оценивается устно любое успешное действие. Фиксируется отметкой демонстрация умения по применению знания- решение задачи.
Правило 2. Кто оценивает?
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель, а ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет , что она завышена или занижена.
Правило 3. Сколько ставить отметок?
За каждую учебную задачу.
Правило 4. Где накапливать оценки?
В таблицах результатов образования и портфолио ученика.
ЧТО ДЕЛАЕМ:
Традиционный урок
Современный урок
Сообщение цели учителем
Монолог учителя
Фронтальный индивидуальный опрос
Самостоятельная индивидуальная работа
Задания репродуктивного уровня
Урок передачи знаний
Проверочная, контрольная работа в традиционной форме
Подведение итога работы учителем
left000
Коллективное целеполагание
Все формы учебного диалога (диспут, дискуссия, обсуждение)
Фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (работа в паре до опроса)
Работа в парах, в малых группах сменного и постоянного состава
Продуктивные задания
Урок – поиск знаний
Подготовка докладов, минипроектов, презентаций, образовательного продукта
Рефлексия
Как готовиться к уроку по ФГОС ООО?left000
Шаг 1. Целеполагание:
- поставить цели урока с учетом формирования УУД;
- выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики.
Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте:
- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале; - продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока , набор важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа;
- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке;
- продумать форму рефлексии для учащихся на уроке.
Шаг 3. Рефлексия учителя:
- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями;
- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке.
Как поставить цели урока с учетом УУД?
1. Определить тип урока
2. Определить предметные цели
3. Соотнести тип урока , предметные цели и УУД
left000
Универсальные учебные действияleft000
Регулятивные:
организация собственной деятельности
Познавательные:
умения результативно мыслить и работать с информацией
Коммуникативные:
умения общаться, взаимодействовать с людьми
РЕФЛЕКСИЯ
Было трудно
Посмотри на меня
left000
Было легко
Почему?
Результат,ко-торый я хочу получить
ПОПС формула left000
Предлагаем Вам ответить на вопросы учителя с использованием ПОПС-формулы*. Для этого продолжите предложения:
Я считаю, что …
Потому что…
Я могу доказать это на примере…
Таким образом,……
*Предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция;
О – объяснение, обоснование своей позиции;
П – пример, доказательство правоты своей позиции на практике;
С-следствие, суждение, выводы.
Таким образом, появляется уникальная возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» в материал, о степени понимания происходящих процессов, о нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию. left000
Алгоритм самооцениванияleft000
left000
1 шаг
Что нужно было сделать в этом задании ?2 шаг
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой ?4 шаг
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?
left000
Глава 2:left000
Как составить продуктивные
задания?
left000
Что такое продуктивное задание?
Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи.
left000
left000left000
left000
Примерная классификация продуктивных заданий
1 . Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство.
5. Определение причин и следствий, понятий и явлений.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация.
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…
Как составить продуктивные задания, соответствующие поставленным целям урока?
1. Выбрать, какие результаты (предметные, метапредметные, личностные) мы хотим формировать/развивать в соответствии с требованиями ФГОС ООО на определенном этапе урока.
2. Сформулировать продуктивные задания, используя алгоритм.
3. Задать чёткую форму представления результата.
Алгоритм создания продуктивных заданий
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопросы.
Спишите текст, найдите орфограммы в словах, объясните орфограммы.
≠
Сформулируйте задания, используя слова-помощники:
Осмысли задание (что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст/иллюстрацию).
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последовательности).
Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….»
Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Алгоритм составления продуктивных заданий с учетом формируемых УУД на разных этапах урока
Этап урока
Примеры продуктивных заданий в соответствии с классификацией
Слова-помощники для составления продуктивных заданий
Какие УУД формируются
Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности
1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.
2. Построение умозаключений – обобщений-выводов
Раскройте существующие связи, оцените возможности.
Найдите в тексте, обрисуйте в общих чертах шаги, подберите, сгруппируйте, расположите в определенном порядке
Регулятивные
Познавательные
Этап 2: Построение нового знанияleft000
1. Выделение главного в тексте по заданному направлению и формулирование суждения.
2. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
3. Определение причин и следствий, понятий и явлений.
4. Группировка по заданному основанию.
5. Сравнение по указанным критериям.
6.Формулирование определения, понятия по тексту. 7. Классификация
Осмыслите, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности.
Найдите информацию, преобразуйте информацию, сгруппируйте информацию, назовите основные части, подберите, раскройте особенности, составьте список понятий, изобразите информацию графически, найдите схожие черты и отличия.
Сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….», изложите своё мнение в форме…
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Этап 3: Применение полученных знаний
1. Поиск и отбор информации в любом источнике по заданному основанию.
2. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
3. Доказательство. 4. Сравнение по указанным критериям.
5. Классификация. 6. Анализ явления. 7. Формулирование обобщения-вывода. 8. Определение своей аргументированной оценки, отношения.
9. Представление решения, продукта в определенной форме
Осмыслите, предложите способ, раскройте существующие связи, оцените значимость, возможности.
Найдите причину и решение, преобразуйте информацию, подберите, раскройте особенности, рассчитайте на основании данных, представьте алгоритм действий.
Дайте оценку, обоснуйте свою позицию , сформулируйте (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых….», приведите пример того, как…, изложите своё мнение в форме…
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Этап 4: Рефлексия
1. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
2. Анализ.
3. Сравнение по указанным критериям.
4.Формулирование обобщения,вывода. 5. Определение своей аргументированной оценки, отношения
Обоснуйте… Оцените значимость для…
Оцените возможности …
Определите возможные критерии оценки… Определите свои действия…
Регулятивные
Коммуникативные
left000
Банк типовых продуктивных заданийleft000
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
5-6 классы
7-8 классы
9-11 классы
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышен-ный уровень
Осмысли-те Объясни-те Обрисуйте в общих чертах
left000
Предложите способ, позволяющий… Напишите возможный сценарий развития… Оцените значимость, возможности
Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
Предложите новый (иной) вариант… Разрабо-тайте план, позволяющий (препятст-вующий)… Напишите возможный сценарий развития… Найдите необычный способ, позволяющий..
Оцените значимость для..., возможности для…
Осмыслите Объясните Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…
Объясните причины того,
что… Предло-жите новый (иной) вариант… Найдите необычный способ, позволя-ющий… Оцените, какое из решений является оптималь-ным для… Проведите экспери-мент, подтверж-дающий, что… Проанали-зируйте структуру… с точки зрения… и сделайте выводы Выявите принципы, лежащие в основе… Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… Раскройте существу-ющие связи Составьте прогноз развития
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
5-6 классы
7-8 классы
9-11 классы
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышен-ный уровень
Назовите основные части… Сгруппи-руйте вместе Составь-те перечень Изложите в форме текста… Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… Располо-жите в опреде-ленном порядке
Объясните причины того, что… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классифика-цию Раскройте связи Придумайте игру, которая…
Составьте список понятий, касающих-ся… Расположи-те в определен-ном порядке… Составьте перечень основных свойств Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Рассчитай-те на основании данных о… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
Объясните причины того, что… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… Сравните … и …, а затем обоснуйте… Раскройте особенности… Постройте классифика-цию… на основании … Проведите экспертизу состояния … Раскройте существу-ющие связи
Прочитайте самостоя-тельно Изложите в форме текста Изобразите информацию о … графически Найдите в тексте (модели, схеме ) то, что… Составьте перечень основных свойств, характери-зующих … с точки зрения… Рассчитайте на основании данных о… Составьте список понятий, касающих-ся…
Постройтеклассифи-кацию… на основа-
нии … Предложи-те свою классифи-кацию… Сравните … и …, а затем обоснуй-те… Сравните точки зрения … и … на … Проведите экспертизу состоя-
ния … Раскройте существу-ющие связи Раскройте особеннос-ти… Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показыва-ет… Объясните причины того, что…
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
5-6 классы
7-8 классы
9-11 классы
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень
Базовый уровень
Повышен-ный уровень
Обсудите Согласи-тесь или опроверг-ните Разрабо-тайте в группе вариант решения
Возьмите интервью Докажите Проведите презентацию
Обсудите Согласитесь или опровергни-те
Разрабо-тайте в группе вариант решения…
Выскажите критическое суждение о … Прокоммен-тируйте ответ … Возьмите интервью Докажите свою точку зрения Проведите презентацию
Обсудите Согласитесь или опровергни-те
Разрабо-тайте в группе вариант решения…
Выскажи-те критиче-ское сужде-
ние о … Проком-ментируй-те от-
вет … Возьмите интервью Докажите Проведите презента-цию Проком-ментируй-те положение о том, что… Изложите в форме… свое мнение… (понима-ние)…left000
Глава 3: left000
Как технологическая карта помогает проектировать современный урок?
left000
Что такое технологическая карта урока?
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе урока.left000
Этап урока
Учебный материал,
ресурсы,
оборудование
Задания
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
базового
уровня
повы-шенного
уровня
виды деятельности
форма работы
пред-метныеметапредметные:
формируемые УУД
личност-ныерегулятивные
познава-тельныекоммуни-кативные(организация собственной деятельности)
(умения результативно мыслить и работать
с информацией)
(умения общаться,
взаимодейство-вать с людьми)
слова-помощники для формулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:
слова-помощники для формулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:
слова-помощники для формулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:
1. Мотивация к учебной деятельности
Формулирование проблемы\цели урока
Актуализация знаний, необходимых для изучения темы
Высказывание версий ответа
2. Построение нового знания
Планирование способов достижения цели
Поиск решения по намеченному плану
Формулирование решения
Осуществление контроля: самоконтроля/ взаимоконтроля
3. Применение полученных знаний
Самоорганизация для выполнения ситуативного задания: выбор уровня и способа деятельности
Выполнение задания, создание продукта
Презентация продукта
4. Рефлексия учебной деятельности
Соотнесение полученного результата с поставленной целью
Самоанализ и самооценка учебной деятельности
Выбор домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей
Технологическая карта урока – инструмент современного учителяleft000
ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
left000ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Учитель-координатор (дирижер)
технологическая карта урока
деятельность учащихся
этапы урока
продуктивные знания планируемые результаты
базовый уровень повышенный уровень предметные личностные
метапредметныерегулятивные УУД познавательные УУД коммуникативные УУД
left000
Коллекция
продуктивных
заданий
left000
Структура урока:
Этап 1 Мотивирование к учебной деятельности
Задание (русский язык)
Объясните смысл эпиграфа к уроку:
Прочитайте текст:
Подумайте, о каком грамматическом явлении пишет автор текста:
Определите, о каком стиле идет речь:
Назовите особенности данного стиля:
left000
«Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса. Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология. Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Структура урока: left000
Этап 2 Построение нового
знания
Задание (русский язык)
Изучите схемы однородных членов
Подберите к ним соответствующие предложения
Расскажите, в каких случаях между однородными членами ставятся запятые
left000
left000
left000
Структура урока:left000
Этап 3 Применение полученных знаний
Задание (русский язык)
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ left000
1) ударные 2) ……………,,
1) проверяемые 2)………… 3) чередующиеся ударением
1) ……-…… 2) Е - И 1) ....... -……-…… 2) …….- лож –
Вставьте пропущенные слова, корни, буквы.
Озвучьте данную схему.
Как вы думаете, схема полная или неполная?
Структура урока:
Этап 4 Рефлексия учебной деятельности
Задание (литература)
Оцените свою работу над презентацией по теме: «Творцы и их творения»
Заполните лист самооценки
Фамилия, имя____________________
Что оценивается
Удалось показать
Не удалось показать
Кто он –настоящий мастер?
Какие творения им созданы?
В чем проявилось мастерство?
Кому и как служат творения мастера?
Где их можно увидеть?
Вывод
Словарь основныхleft000
терминов ФГОС
Составлен на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 2
ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Вариативность образования – это тенденция, характеризующая способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
left000
Словарь основныхleft000
терминов ФГОС
Стандартизация образования – это тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве.
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС. Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей учащихся конкретного класса. Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Словарь основныхleft000
терминов ФГОС
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в построении учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода.
Словарь основныхleft000
терминов ФГОС
Метапредметность (“мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета) основана на интеграции, на универсальных знаниях.
Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс деятельности, указаны операции и их составные части, материалы, оборудование, время, промежуточные результаты.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны.
left000
ФГОС: документы и ресурсы
Федерального института развития образования
http://www.firo.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru
3. Сетевое педагогическое сообщество для поддержки внедрения ФГОС ООО http://www.fgos-spb.ru
4 Федеральные государственные образовательные стандарты http://fgos.isiorao.ru/index.php
5. Интернет-версия правовой системы "Консультант-Плюс" http://www.consultant.ru/online
6. ФГОС на страницах Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki
Список литературыleft000
Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.:
Реноме, 2012.
2. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности//Интернет-журнал «Эйдос».-2011. - №8
3. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012.
4. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal.ru. -2014.
5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны/Муниципальное образование: инновация и эксперимент.-2010. №2
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект /Рос. акад. образования: Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.:Просвещение.2009.
7. Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.
8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009.
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом российской Федерации 4 февраля 2010г. №271)
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010.
11. Образовательная система «Школа 2100»/Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000.
12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
13. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012.
Приглашаю к сотрудничеству
left000
Муниципальное образовательное учреждение
Яблоневская основная общеобразовательная школа
муниципального образования-Кораблинский
муниципальный район Рязанской области
391221, Рязанская обл, Кораблинский р-н, Яблонево с, Молодежная, 2
Телефон: 8 (49143) 93-2-40 Сайт школы: http://yablonevo.ucoz.net/С уважением,
Шилина Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО)
Долгое время индикатором качественного образования считались знания, полученные учениками в результате школьных занятий. Эти знания проверялись контрольно-измерительными материалами, где выпускники показывали хорошие результаты. Они умело воспроизводили информацию, отраженную в учебниках. Международные исследования TIMSS и PISA показали, что наличие знаний не дает гарантии в том, что ученик сможет их применить в конкретной жизненной ситуации при решении при решении практических задач. Исследование PISA, определяющее оценку того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни, показывает, что российские школьники испытывают затруднения при решении конкретных жизненных задач. За 10 лет исследований Россия потеряла почти 20 мест в международном рейтинге участников PISA.
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Типичными ошибками проверочных и итоговых работ, проводимых в школах, педагоги называют следующие: ученики не умеют правильно определять суть вопроса, с трудом определяют главное, плохо ориентируются в структуре задания, не умеют составлять план своей работы, а затем её анализировать согласно предложенным критериям.
Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.
Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.
Если сравнить продуктивные и репродуктивные задания, то можно выделить ряд существенных отличий. Ответ в учебнике на репродуктивное задание находится в готовом, легко воспроизводимом виде. Это прямые вопросы, на которые всегда можно найти ответ в учебнике, заучить, а затем воспроизвести в нужный момент. Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.
Разницу в формулировках продуктивных и репродуктивных заданий можно проследить на конкретном примере:
Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.
Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы.
Первое задание предполагает конкретный ответ на вопрос, который есть в учебнике, второе – творческую переработку информации.
Все продуктивные задания можно разделить на группы:
1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом
источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.
11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…
12. Определение личных качеств, черт характера человека по
его поступкам.
Павлова Т.И., Белоусова Т.В. предлагают следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:
Каким образом можно…использовать для…?
Что подразумевается под…?
На что похоже…?
Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?
В чем разница между …и…?
Какой аргумент можно привести против…?
Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?
Чем вы можете аргументировать свой ответ?
Что случится, если…?
В чем сильные и слабые стороны…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом…влияет на…?
Объясните, почему…? Объясните, как…?
В чем смысл…? Почему важно..?
Чем похожи…и…?
Какой…является лучшим и почему?
Сравните … и … на основании…
Согласны ли вы с утверждением, что…?
На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:
- регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;
-познавательных: моделирование, диалог с текстом, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;
- коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.
На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:
• Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?
• Какие новые сведения ты получил?
• Озаглавь текст в рамке.
• Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.
• Составь план. Перескажи текст по плану.
• Составь вопросы к каждому абзацу.
• Допиши слова в правиле (доскажи словечко…);
• Составь рассказ по правилу;
• Отметь графически;
• Выбери ключевые слова.
Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:
Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)
Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).
Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.
Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.
Этот алгоритм я использую на уроках русского языка и литературы на первоначальном этапе, когда ученики только учатся выполнять продуктивные задания. Свою работу они анализируют по алгоритму самооценки, задавая себе вопросы:
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Потом добавляются другие вопросы, в т.ч.:какую ты ставишь себе отметку?
Такая форма работы развивает регулятивные универсальные учебные действия, позволяет контролировать выполнение задания на каждом этапе, самому давать оценку своей работе, видеть плюсы и минусы, пути достижения лучших результатов.
Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:
Вместо оценки авторской предлагаю ученику оценить ситуацию самому;
отрабатываю учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций;
Переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;
Связываю задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию;
Даю задание паре или группе, распределив роли участников.
Например, задание в учебнике: поставь существительные в форму мн. ч. род. падежа: апельсины, помидоры, мандарины…
Продуктивное задание: по фотографии составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.
Работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС.
Сравнение репродуктивных и продуктивных заданий
Репродуктивные задания (традиционные учебники)
Продуктивные задания (учебники Образовательной системы «Школа 2100»)
Назови особенности строения и функции органа зрения. Объясни, почему авторы назвали этот параграф «Окна в окружающий мир». (Окружающий мир, 4 кл., – развитие познавательных универсальных учебных действий [4, с. 47]) Перескажи текст о Петре Великом. 1. За что люди стали называть Петра Великим? 2. Рассмотри картины жизни простых людей во времена Петра. Как изменилась их жизнь в это время? (Окружающий мир, 3 кл., – работа на личностный результат – умение оценивать неоднозначные поступки [3, с. 67, 69]) Расскажи об устройстве государства в Древнем Египте Докажи, что жители долины Нила создали государство. (Всеобщая история, 5 кл., – развитие познавательных УУД [5, с. 54]) Назови особенности мускулатуры рыб и птиц Сравни рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем это связано? (Биология, 7 кл., – развитие познавательных УУД [1, с. 199]) Перечисли прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Е. Пугачёва Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачёва. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Своё мнение объясни. (История России, 7 кл., – работа на личностный результат – формирование своей нравственной и гражданской позиции [7, с. 248]) В рамках Федерального государственного образовательного стандарта школа работает на достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Образовательная система «Школа 2100» в течение более чем 10 лет вела работу в этом направлении. Большой опыт разработки таких уроков был накоплен в том числе в рамках Всероссийского совместного эксперимента РАО и «Школы 2100» «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту» и в процессе методического сопровождения школ, начинающих работать по ФГОС. В результате нашей практики мы выяснили, что каждое продуктивное задание (в отличие от репродуктивного) работает не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Наш опыт показал: достижение нового образовательного результата будет эффективнее, если все субъекты образовательного процесса (не только учителя, но и ученики) будут понимать цели своей деятельности. Вот почему мы промаркировали в учебниках каждое задание точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они направлены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Репродуктивные задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета. Подробнее об этом написано во вступительной статье «Как работать по учебнику». Естественно, выполнению продуктивных заданий нужно учить так же, как, например, учат решению разных типов задач на уроках математики. Поэтому в методических пособиях и учебниках «Школы 2100» приводится такой обобщённый алгоритм: Порядок выполнения продуктивного задания: 1. Осмыслите задание (объясните своими словами, что нужно сделать). 2. Найдите информацию, необходимую для выполнения задания (текст). 3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ (выделить главное, найти причину, обосновать свою позицию и т.д.). 4. Запишите, если необходимо, решение (таблица, список, текст и т.д.). 5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что...; потому что; во-первых...; во-вторых... и т.д.». 6. Дайте полный ответ, не рассчитывая на наводящие вопросы учителя. Этот обобщённый алгоритм уточняется в ходе его применения к конкретным заданиям. Например:
9
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
ВОЗМОЖНЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИМЕР: учебник «История», 5 кл. 1. Цель. Для какого события (следствия) нам надо найти причины (события и факты, вызвавшие его)? Задание: «Что позволяло ассирийцам одерживать победы над соседями?» Надо найти факты, причины, которые позволили ассирийцам одерживать победы над соседями 2. Информация. Где описано то, что предшествовало событию-следствию? Во 2-м пункте текста параграфа 3. Преобразование. Какие предшествующие события вызвали событие-следствие? Отметь их связь (она может быть указана в явном или неявном виде) Текст из учебника (комментарий дан в скобках, подчёркнуты факты, прямо влияющие на событие-следствие) «К VIII в. до н.э. Ассирийская держава охватила бо , льшую часть цивилизованного мира Западной Азии. Профессиональная, хорошо обученная армия не знала поражений. (Это было событие-следствие. Где же его причины?) Боевые колесницы неслись на врага, осыпая его стрелами. Пехота разила его не виданными у соседей железными копьями и мечами. В горах и пустынях на врага обрушивался новый род войск – конница , которая рассеивала ряды противника, стремительно настигая бегущих. Осаждённые города окружали тараны и камнемётные машины, под стены вели подкопы. При осаде ассирийцы могли отвести русло реки и затопить город, как сделали это с Вавилоном в 689 г. до н.э. Дороги Ассирии были вымощены камнем, через реки переброшены мосты, чтобы войска могли быстро перемещаться» 4. Ответ. Опиши (или изобрази) связь событий-причин с событием-следствием. Используй, например, такие слова: «Я считаю, что произошло (то-то и тото), потому что (вот это) вызвало (то-то) и привело к (тому-то)» ВАРИАНТ ОТВЕТА: Ассирийцы могли одерживать победы над соседями, потому что: а) обладали более прочным железным оружием, не известным соседям; б) создали новый для Западной Азии род войск – конницу; в) брали города, используя осадные машины, подкопы; г) быстро перемещали войска по мощёным дорогам, нанося удары в неожиданных местах
Подобные продуктивные задания иногда вызывают недоумение, затруднение или неприятие у родителей, которые хотят помочь детям выполнить домашнюю работу, но не привыкли отвечать на подобные вопросы, требующие формирования самостоятельной точки зрения. Не найдя ответа в учебнике, они, естественно, ищут готовые ответы в Интернете и энциклопедиях и предлагают своим детям «взрослые» варианты таких ответов, которые те не могут понять. В то же самое время УМК предлагает высказать лишь свою, детскую версию (предположение), причём совсем не обязательно единственно правильную. Нам, авторам учебников, важно только умение детей использовать полученные знания и умения для объяснения своего опыта, т.е. за пределами приведённых в учебнике примеров. (При этом удачный ответ может быть высоко оценён учителем, но за неудачный ответ ни в коем случае не ставится низкая отметка.) Почему же авторы Образовательной системы «Школа 2100» так настойчиво рекомендуют использовать продуктивные задания и вопросы? Разберём деятельность ученика на примере выполнения простейшего задания, посвящённого
проведению аналогий при изучении понятий «полюс», «экватор», «полушарие». Репродуктивное задание в самом простом варианте предполагало бы пересказ определений или поиск готового ответа на вопрос в тексте параграфа. При этом действия школьника были бы весьма просты. Найдя в задании перечисленные понятия и формулировки «дай определение», «объясни» или определённый вопрос, ученик обращается к учебнику и находит готовые фрагменты текста (определение понятия; абзац, дающий ответ на репродуктивный вопрос). После их почти дословного перечисления школьник получает высокую оценку учителя. В этом случае, благодаря многократному повторению определений, ученики усваивают (запоминают) эти понятия, что может пригодиться им, например, для ответов на экзамене, решения кроссвордов. При этом, кроме собственно естественнонаучных (географических) знаний, такие задания могут косвенно способствовать усвоению правил построения определений, развитию памяти. Однако, выполняя подобные задания, ученики вряд ли учатся решать любые проблемы (например, использовать полученные знания при чтении книги), поскольку
10
4/14
привыкают искать готовые ответы на заданные вопросы. Именно это (почти буквальное) сходство формулировок заданий и текстов учебника и позволяет детям и взрослым легко решать подобные задачи. Более сложный вариант задания на эту тему предполагал бы изображение точек, линий и полушарий на плоском рисунке глобуса или нашей планеты. Здесь от школьника требуется больше усилий; ведь нужно понять, как сориентирован рисунок глобуса (хотя в большинстве случаев авторы не станут изображать земной шар в другом, нетрадиционном направлении – например, так, чтобы ось была направлена не вверх, а вбок). Быстро сориентировавшись (в большинстве случаев даже не задумываясь), ученик переносит нужные точки и линии с рисунка в учебнике на свой рисунок. Данное задание поможет ученикам находить изученные точки, линии и полушария на различных глобусах и даже, быть может, на самой нашей планете (при условии, что они её рассматривают из космоса). Кроме того, в этом случае будут развиваться глазомер, геометрические представления, умения увидеть единство формы у различных предметов и др. Но метапредметные результаты будут весьма незначительными, так как ученики ищут конкретные ответы на заданные вопросы. Здесь, как и в предыдущем случае, наблюдается весьма полное сходство текстов задания и параграфа учебника, в котором описана нужная для выполнения этого задания закономерность. Иная ситуация складывается при выполнении продуктивного задания из рабочей тетради к учебнику 2-го класса «Окружающий мир» [2, с. 10]. Оно предполагает найти у различных предметов (например, у игрушки Принца Лимона) «экватор», «полюс», «Северное и Южное полушария» и подписать их на рисунке. Столкнувшись с такой проблемой, ученик не может найти готовый ответ в учебнике. Ведь экватора в собственном смысле слова (без кавычек) у игрушек не бывает, мы просто предлагаем рассмотреть игрушку по аналогии в качестве модели глобуса и земного шара. Приходится ученику начинать собственную поисковую деятельность (алгоритм этой деятельности описан в учебнике во вступительной статье). Ученик внимательно анализирует задание и выделяет в нём ключевые слова
(понятия «экватор», «полюс», «полушарие»), ищет связи между ними. Затем ученик находит в учебнике нужную тему, которая послужила бы теоретической основой для ответа на вопрос и включала бы те же понятия и/или связи (закономерности). Иными словами, школьник ищет аналогию между заданием и описанными в учебнике закономерностями (определение понятий, их схематическое изображение, связи между ними). Но напрямую применить их не удаётся. Поэтому ученику приходится делать умозаключение по аналогии, рассматривая игрушку в качестве модели нашей планеты и в соответствии с этим перенося свойства точек, линий и полушарий с глобуса на игрушку. Параллельно ученик решает множество задач, отвечая на возникающие вопросы (Где полюса у игрушки? Где Северный полюс? Где экватор? и т.п.). Дальше результат выполнения зависит от адекватности аналогии, правильного употребления определений и связей между ними (из текста учебника). Таким образом, одно из важнейших отличий выполнения продуктивных заданий от репродуктивных состоит в том, что ученику, как правило, приходится делать умозаключение по аналогии, которое является связующим звеном между конкретной ситуацией из задания и описанной в учебнике закономерностью. Но, обучаясь использованию этого приёма, ученик получает возможность осваивать универсальные учебные действия. Ведь потому они и относятся к метапредметным образовательным результатам, что могут быть перенесены с одной ситуации на другую. Но для этого нужно научить школьника проводить аналогии между своими наблюдениями и опытом, с одной стороны, и знаниями из различных областей, полученными в школе, с другой. В жизни никогда не будут встречаться ситуации, в точности описанные в учебниках; всегда придётся делать умозаключения по аналогии. Основатель учения о стрессе Ганс Селье отводил аналогиям очень большую роль в процессе объяснения и понимания: «Установление аналогий составляет основу всякого объяснения. Мы полагаем, что объяснение состоялось, если нам удалось продемонстрировать сходство нуждающегося в объяснении объекта с чем-то уже знакомым. Именно посредством аналогии можно ввести новый факт в... структуру уже
11
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
имеющейся сокровищницы информации... Аналогия крайне полезна, ибо способствует не только пониманию, но и предсказанию... И тем не менее никогда нельзя с уверенностью предсказать, насколько далеко может быть распространена аналогия... Аналогия способна предполагать, на ней строятся все гипотезы и теории, но она не может ничего доказать» [13, с. 257]. Таким образом, в соответствии с ФГОС использование продуктивных заданий обеспечивает метапредметные результаты (познавательные – находить достоверную информацию, сравнивать, анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные – планировать деятельность и работать по плану; коммуникативные – создавать устные и письменные тексты) и личностные результаты – в случае если выполнение заданий требует оценочных суждений.