Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме Работа над лирическим произведением

Выступление на школьном МО учителей начальных классов
«И ОТКРЫВАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ»
(Их опыта работы учителя Мухиной Л.Н. над лирическим произведением)

Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе, а именно с рассмотрением лирики как одного из литературных родов. Ведь изучение специфики лирики по сравнению с эпосом и драмой будет опираться на круг понятий, так или иначе затронутых при работе в начальной школе. Это:
наблюдения за разнообразием и особенностями поэтической формы;
знакомство с основными жанра ми лирических произведений;
общее понятие о тропах и фигурах художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора;
понятие о стопе, двусложные и трехсложные размеры;
строфа, рифма, виды рифм и способы рифмовки;
общее представление о лирическом герое;
- наконец, понятие о неповторимости поэтического мира каждого поэта.
Многие дети не умеют читать выразительно, в результате они утрачивают интерес к поэзии. Их главное внимание сосредоточено на запоминании слов. Интерес теряется еще и потому, что не всегда учитель учит их выразительному чтению.
Вот утрированно привычная схема урока:
- проверка домашнего задания,
- чтение учителем нового стихотворения,
- словарная работа,
- объяснение непонятных слов,
- вопросы по содержанию
И вывод - почти не остается времени для выразительного чтения, а ведь это не только украшение урока, но и мощный стимул к исследованию поэтического текста, его личностному восприятию и прочувствованию. А надо так повернуть все вопросы и задания, чтобы они «провоцировали» работу души ребенка - его воли и чувств. Когда дети живут произведением, захвачены им, это вызывает у них потребность в многократном чтении и перечитывании произведения или отдельных интересующих отрывков. Тогда заинтересованность детей в обращении к произведению дает и другой результат техники чтения.
Приобщение детей к поэзии требует особой методики, которая, в первую очередь, должна быть нацелена на восприятие целостности художественного текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества. В этой связи очень важно: подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется препарированию.
Кроме того, работа с лирикой отличается особым вниманием к индивидуальным особенностям «прочтения» текста каждым школьником. Очень важно бережно сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального отношения детей к прочитанному.
На основе переживания, удивления и наслаждения красотой слова, с одной стороны, и удовольствия от собственной способности проникновения в глубинный смысл произведения, с другой, формируется устойчивый интерес школьника к такому сложному явлению, как поэзия.
Для того чтобы научить любить стихи, надо научить воспринимать их, чувствовать и понимать. «Поэтическая компетентность» включает:
навык эстетического восприятия;
умение анализировать поэтическое произведение;
определенный минимум знаний по теории стиха.

Возникает вопрос: как помочь детям открыть мир поэзии, чтобы они получали эстетическое удовольствие от чтения и слушания стихов?
При работе над стихотворением основная трудность состоит в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, созданный поэтом, и при этом не разрушить целостность литературного произведения за счет «выпячивания» отдельных средств художественной выразительности и придания им самостоятельного значения. Методика целостного анализа литературного произведения базируется на представлении о стихе как о единой речевой системе, где все средства выразительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Логика работы с любым поэтическим произведением примерно одна и та же.
Начинаем с выразительного чтения произведения учеником или учителем.
Держим паузу, чтобы осмыслили. Обычно дети не дождавшись вопроса начинают говорить сами, если задело что-то их чувства.
Итак, пытаемся выявить первое, непосредственное, общее, целостное впечатление от стихотворения, пытаемся уловить художественный образ целиком. Если молчат, направляем:
Что особенно удивило?
Что почувствовали? Настроение автора? Ваше?
Найти общее, созвучное с увиденным, услышанным.
У детей возникает желание перечитать понравившиеся отрывки, стараясь убедить в их красоте других (выборочное чтение).
Не перебиваем, не исправляем, иначе сразу дети сникают. Образ уплывает.

Далее обосновываем и уточняем непосредственную эмоциональную оценку, анализируя произведение. То есть вникаем в название произведения, обращаем внимание на конкретные образы и детали, на «яркие» слова, слова, выделенные рифмой, на взаимное расположение строк, на звучание отдельных строк, слов и звуков, словом, на все те особые выразительные приемы, которые нам удастся заметить.
-Так как же автору удалось передать этот образ, какими средствами художественной выразительности?
Анализ провожу так, чтобы возрастали удивление и восхищение детей мастерством автора, чтобы за каждым словом увидели яркую картину и обрадовались этому открытию.
Приемы, которые использую, всем знакомы: выборочное чтение, сопоставление (например в 4 классе читаем в стихотворении Тютчева :
«Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней»
И следом стихотворение Бориса Пастернака «Опять весна»
Это она, это она,
Это её чародейство и диво,
Это её телогрейка за ивой,
Плечи. Косынка. Стан и спина»
- Какой образ тебе больше нравится, с хороводом за спиной или снегурки в телогрейки? какой образ ручья здесь же?
наблюдения, обсуждение, рисование словесных картин...
Как автор изображает... (зиму)?
С чем сравнивает? Какая она?
-С помощью каких слов рисует картину? ,
-Ау вас какое отношение к... (зиме)?
Обращаю внимание на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, контраст, олицетворение. Обязательно использую карточки-опоры, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, иногда искусственно заменяю авторское слово другими, близкими по смыслу.
У А. С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро» первоначально было:
Под голубыми небесами
Необозримыми коврами...
-Потом заменил великолепными. Почему?
Но слово необозримые применительно к коврам, да еще с учетом, что вид из окна – все-таки обозримый, ограниченный, – не понравилось Пушкину, и он заменяет это слово другим: великолепными.
Следующая строка этого стихотворения переделывалась несколько раз. Сначала было: «Лежит, как саван, белый снег». Но слово саван придает слишком мрачный оттенок солнечному яркому пейзажу, и поэт пишет: «Простерлись белые снега», затем меняет на «Простерты новые снега». (Подумайте и вы, почему его не устроила эта фраза!) И наконец находит нужные слова: «Блестя на солнце, снег лежит».
Итак, автор ищет точные, рисующие образ, передающие чувства слова, и самое обыкновенное слово может под рукой Мастера стать волшебным средством изображения предмета, природы, человека и т. д.
Такой прием позволяет детям открыть путь к красоте авторского слова, формирует у детей чувство удивления и восхищения перед тайной литературного творчества.
Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочитать, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать свое отношение и понимание, дать оценку прочитанному. Работаю по такому плану:
Выбор настроения, интонации, силы голоса (это помогает уловить настроение текста, перемены настроения, оттенки чувств). Использую схемы-портреты. (Выбери тот портрет, который соответствует настроению поэта, твоему. Например, )
Выбор темпа чтения.
Расстановка пауз (сообщаю правила расстановки пауз).
Постановка логических ударений.
На всех этапах работы над выразительностью использую опоры.
Настоящие мастера для создания образа используют даже определенные звуки. Как, например, А.С. Пушкин:
Буря мглою небо кроет...
(Гласные о, у создают впечатление воя ветра.)
...То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(Взрывные к, т, п передают стук.)
Или Н.А. Некрасов:
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
(Звук с передает свист ветра.)

Такой специальный подбор согласных звуков для создания определенной картины, более точного изображения художественного образа называется звукопись, или аллитерация, а повторение гласных звуков – ассонанс.

4. На следующем этапе необходимо вернуться к общему, целостному впечатлению, которое теперь будет более полным и насыщенным.
В работе над лирическими произведениями использую иллюстрации или репродукции картин. У нас они обычно даны уже в учебнике..
Рассматривание их строится по плану:
Какая иллюстрация близка к произведению?
Какой его части она соответствует?
Или рассматриваем репродукцию, делятся впечатлением и сами находят связь с образом стихотворения
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и здесь же картина Васнецова «Сестрица Алёнушка»
- А она к сказке? На первый взгляд – да. Но при более внимательном рассмотрении – нет. Алёнушка в сказке сидела у реки? (Нет, это козлик прибегал). О чём грустит? А может это Баба Яга притворилась Алёнушкой? – зачем её грустить, раз Алёнушку утопила?.А что же тогда объединяет картину и сказку? – грустно, но красиво – лиричность)

Первоначально – в 1 классе, частично во 2 помогает в этом работа с интонационным словарем. Дети выбирают ту интонацию, которая соответствует настроению произведения
- взволнованная,
радостная,
сказочная,
·
загадочная,
восхищенная,
спокойная,
грустная,
испуганная,
насмешливая.

Как же читателю передается чувство автора или героя произведения? Наверное, это самое трудное – ведь в жизни мы догадываемся о чувствах людей, об их отношении к нам, например по глазам человека, жестам, которые выдают его душевное состояние. Но как это сделать с помощью слов, написанных на бумаге?
Тропы мы все знаем – эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, приём контраста, на них не останавливаюсь, а вот приёмы передачи настроения, мы на уроках рассматриваем редко, а то и вовсе не берём во внимание.
Ощущение небывалой радости, накал чувств, может передаваться восклицанием:
Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» риторические вопросы передают душевное состояние автора: «Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?»
Взволнованность в этих строках передается еще и с помощью инверсии, т. е. изменения порядка слов. Посмотрите, как будет звучать «исправленная» фраза: «Что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю? Не правда ли, гораздо спокойнее? Перестановка слов, которая на первый взгляд кажется нарушающей грамматический порядок речи, придает выразительность фразе.
Еще один прием передачи чувства – повтор одних и тех же слов. Это как бы подчеркивает мысль автора, придает словам особую выразительность и убедительность.
Опять же «Весна, идёт, весна идёт!»
Вспомните знаменитые строки К. Симонова с многочисленными повторениями слов «жди меня», звучащими от этого как заклинание:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...
В повторе просьбы жди меня мне звучит особая щемящая нота
ДАВАЙТЕ НАЙДЁМ ВМЕСТЕ ЭТИ приёмы:
Этот прием используется не только в стихах, но и в прозе. Все помнят стихотворение в прозе И. Тургенева «О русском языке»:
««Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- Какое настроение соответствует? Какими средствами?
Определения-эпитеты, восклицание «о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» ярко высвечивают чувство восхищения, гордости автора за то, что он имеет честь говорить на этом языке.
Особую эмоциональную нагрузку несёт последнее предложение-восклицание (утверждение мысли в нем выражено двойным отрицанием: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор).
«как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»)Здесь автор задает риторический вопрос. Он как бы сам с собою разговаривает, но мы невольно включаемся в его размышления и переживания,
Так определенные приемы: инверсия, повторы, интонация, обозначенная на письме знаками препинания, способы сочетания слов (поэтический синтаксис) и, кроме того, сами слова, подобранные автором-художником, – усиливают выразительность и передают настроение и чувства героев произведения, отношение автора к изображаемому. А мы, читатели, воспринимаем то, что трудно передать словами на бумаге, – чувства людей

После отработки навыков подготовки к выразительному чтению даю детям возможность самостоятельно поработать с текстами, приготовиться к выразительному чтению

На заключительном этапе работы перечитаем стихотворение, выражая то, что мы в нем открыли. При этом возможно предложить ученикам выучить стихотворение наизусть.

Чтение каждого ученика сопровождается анализом, в котором участвует весь класс, оценкой. Оценивают по схеме:
Красота, выразительность исполнения.
Точность передачи чувств (автора, своих).
Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого.
Целостный анализ и его методика определяются общей логикой подхода, а не конкретной последовательностью разбора выразительных средств произведения и даже не большей или меньшей подробностью такого разбора. Целостный анализ не сводится к постепенному пословному вчитыванию в произведение, когда учитель ведет учащихся вслед за поэтом от строки к строке, хотя такой методический прием широко распространен и «технологически» оправдан. Однако с точки зрения обогащения учебного процесса желательно избегать повторения методов и приемов и их стандартных сочетаний. Наиболее желательный вариант - найти для каждого поэтического произведения в чем-то неповторимый путь изучения.
Андрей Вознесенский «Тихо-тихо...»
(по материалам В. Ю. Свиридова «Что говорит поэт, и как он это делает.)
(Журнал «Практика образования №3, 2006)
1.Стихотворение звучит в исполнении учителя
Тихо-тихо, слышно точно,
Как текут секунды дней.
Струйкой тихою песочка
Пересыпается цепочка
На шее дышащей твоей.
Пауза. Ваши впечатления?
2. Учитель сразу акцентирует внимание детей на уже знакомой нам манере поэта создавать зрительный образ (Вознесенский по образованию архитектор и в своих стихах зачастую графичен и при их анализе с детьми легче всего опираться именно на зрительный образ) и просит учеников самостоятельно обнаружить такой образ в тексте стихотворения. Учитель спрашивает: как поэт добивается того, чтобы мы «увидели», как течет время?
Рисунок художника к стихотворению помогает детям увидеть, что это образ песочных часов. При чтении легче всего это обнаруживается в третьей строке: «струйкой тихою песочка». А затем останавливает внимание и в четвертой строке: «пересыпается цепочка». Чуть труднее находится во второй строке: «текут секунды дней». Желательно найти в стихотворении рифмующиеся слова, обозначить их соответственно одной буквой или одним цветом и зарисовать с детьми получившуюся схему рифмовки:
А
В
А
А
В
При этом две последние строки повторяют две первых, а третья словно представляет собой узкий перешеек посередине песочных часов.
Подобный анализ и является ответом на вопрос
Группу вопросов: «Прочти первые две строчки очень тихо и по слогам: тебе этот ритм ничего не напоминает? Прочти по слогам оставшуюся часть стихотворения: изменился ли ритм? Почему? «Течение» времени стало менее или более заметно?» - можно заменить одним: «А можем ли мы не только увидеть, а «услышать», как течет время?»
Мы слышим шелестение песка в словах, содержащих звукопись: слыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей.
Кроме того, мы чувствуем ритм стихотворения. Первые две строчки представляют собой точный 4-стопный хорей: двусложный размер с ударением на первом слоге: Ти-хо/ ти-хо/слыш-но/ точ-но // Как-те/кут-се/кун-ды/дней/У. Мы не даем детям название размера, но побуждаем их прочитать первые две строчки, акцентируя ударения и по слогам, чтобы обнаружить четкое тиканье часов. При дальнейшем чтении по слогам обнаруживается, что четкий ритм сбивается, замедляется: Струй-кой/ ти-хо-ю-пе-/соч-ка// Пе-ре-сы/па-ет-ся-це/поч-ка//На ше-е/ды-ща-щей/ тво-ей//. Это ритм более прихотливый, как ритм дыхания человека, которое то замедляется, то учащается, в том числе и в зависимости от того, что он в данный момент чувствует.
Детям совершенно понятно, что поэт передает в стихотворении чувство любви. Мы погружены в миг тишины, когда лирический герой любуется милым образом, осознает хрупкость («шея дышащая») и беззащитность человека и его чувств перед неумолимым ходом времени. Дети говорят, что им знакомо это чувство: его можно испытать, глядя на спящего младшего брата или сестру, заметив тонкую бьющуюся жилку на маминой шее, разглаживая морщинки на руках любимой бабушки. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье...»
Стихотворения Андрея Вознесенского дети с удовольствием заучивают наизусть без просьбы учителя.
(Похожее у Маршака «Ландыш», 1строфа
« Чернеет лес теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят»..
Потом описание ландыша:
«А уж на ниточках жемчужины
от ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
И последняя строфа:
«Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
-Почему поэт начинает и заканчивает стихотворение картиной леса?
-Можно начать анализ с этого вопроса, вряд ли кто сразу ответит. Это и будет интрига урока. Я вообще всегда стараюсь начать урок с удивления, проблемы. А дальше организуем анализ. А в конце находим ответ.
Он создаёт зрительный образ драгоценных жемчужин в зелёной бархатной коробке, переливающихся на свету. Или обрамляет в рамку этот красивый цветок, это уж какой образ ярче представится.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, помогает мне вовлечь детей в активный творческий поиск, создать в классе атмосферу, когда можно выразить свое мнение, возразить и поспорить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание - это прочитать лучше, выразительнее.
Стараюсь делать так, чтобы восприятие текста соединилось с опытом детей, с их наблюдениями, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остается в душе каждого.
Активно использую музыку, репродукции. Следим как разными средствами музыка, живопись и литература создают художественные образы.
Выводы
Расширяется словарный запас детей.
Дети приучаются анализировать настроение героя, потом свое, умеют передать состояние своей души, чувства и настроение окружающих.
Дети учатся воспринимать и эмоционально переживать яркость словесных образов.
Дети свободно чувствуют себя в роли чтецов, не боятся принимать участие в конкурсах стихов любого уровня, а больше























15