Статья Продуктивные задания по математике в начальной школе
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Головинова Т.М.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №2 города Лесосибирска», учитель начальных классов
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. « Умение учиться» - это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Для формирования УУД, достижения метапредметных результатов необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно приобретать знания и осваивать необходимые умения при работе с информацией, что, в свою очередь, расширит их практическую деятельность и придаст ей личностно-ценностный характер.
Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию,
связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями.
Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Продуктивные задания нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач. Поэтому, например, формулировки заданий по математике должны быть нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними.
Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В процессе изучения математики у школьника формируются:
Регулятивные УУД когда:
учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать.
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
Познавательные УУД когда:
ученик использует знаково-символическую запись математического понятия, овладевает приёмами анализа и синтеза объекта, моделирует, устанавливает причинно-следственные связи, строит логическую цепь рассуждений
Коммуникативные УУД когда:
на уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приёмов понимания устного и письменного текста.
Личностными результатами обучения учащихся являются самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться. Способность ребенка характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний. Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Я работаю по программе «Начальная школа XXI века».
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:
- поиск закономерностей;
-классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
-преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
-задания с недостающими или лишними данными;
-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений;
- нестандартные и исследовательские задания.
Вот примеры некоторых продуктивных заданий, которые я использую на уроках математики в 3 классе:
1.Расскажи план выполнения работы. Сделай чертеж.
1) Начерти окружность с радиусом 2 см 5 мм.
2) Начерти пятиугольник так, чтобы все его вершины лежали на окружности.
В данном задании формируются регулятивные УУД т.к. учащиеся проговаривают последовательность действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Находят способ решения учебной задачи, представляют информацию в виде плана – это познавательные УУД.
2. В вазе лежат сливы. Костя съел четвертую часть всех слив, а Маша- треть всех слив. Сколько слив лежало в вазе первоначально, если Костя съел 3 сливы?
Есть ли в задаче лишнее данное? Придумай такой вопрос, чтобы при решении задачи необходимо было использовать все данные. Реши новую задачу.
При решении данной задачи формируются регулятивные УУД т.к. учащиеся контролируют свою деятельность, обнаруживают ошибки логического характера, выдвигают свои версии.
Развитию познавательных УУД способствует самостоятельный поиск информации для решения учебной задачи.
3. Об очень умном, мудром человеке говорят, что он «семи пядей во лбу». Пядь - старинная русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев руки. С помощью линейки определи это расстояние по своей руке и ответь на вопрос: « Может ли в действительности у человека быть лоб такого размера или это преувеличение используют, чтобы сказать о человеке большого ума?»
Учащиеся планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей – регулятивные УУД. Находят способ решения учебной задачи – познавательные УУД. Расширяют свои познавательные интересы и учебные мотивы – личностные УУД. При выполнении каждого из заданий идет развитие коммуникативных УУД, т.к. учащиеся излагают свои мысли, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
Личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если у учащихся сформированы будут универсальные учебные действия в полной мере, то есть обучающиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им несложно будет учиться на других этапах. Поэтому очень важно учителю владеть технологиями, которые позволяли бы формировать универсальные учебные действия.
Литература
Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.-Волгоград: Учитель, 2013. -158с.
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.
Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)
ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)