Урок русского языка на тему: текст. Заголовок текста








Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:
« Текст. Заголовок текста.»











Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: «Текст. Заголовок текста». Учитель: Симашева Л. Н.

Цели урока:
сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания основных признаков;
научить работать с текстом;
закрепить изученные орфограммы;
развивать внимание, мышление учащихся;
развивать умение учащихся работать коллективно, в парах;
воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:

I. Организационный момент.(мотивация)

-- Дети, вам тепло? (Да)
-- В классе светло? (Да)
-- Прозвенел уже звонок? (Да)
-- Уже закончился урок? (Нет)
-- Только начался урок? (Да)
-- Хотите учиться? (Да)
-- Значит, можно всем садиться!

Сообщение темы и целей урока.

Слайд №1
На экране слова:
слоги слова текст
предложения слова
-- Ребята! Попробуйте понять, что это за слова, и чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (будем восстанавливать логическую последовательность.)
Слайд №2.
--Почему звуки стоят на первом месте, слоги на втором? (Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Из слов получаются предложения. А когда несколько предложений, получается текст. Значит, сегодня мы будем говорить о тексте.)
На доску вывешивается табличка ТЕКСТ.
Слайд №3.
--Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Мы научимся определять текст, его основную мысль, будем подбирать заголовки и, наконец, сами станем авторами небольших рассказов.
-- Открываем тетради, оформляем работу. (Число. Классная работа.)
-- Откройте, пожалуйста, учебники на с. 21, посмотрите на центральный кадр нашего диафильма.
-- Что держат в руках ребята? (таблички со словами НАЧАЛО, СЕРЕДИНА и КОНЕЦ.)
-- К какому понятию относятся все эти слова? ( Текст.)
-- Откройте Упр. 29 на с. 21. В нём две части. Для удобства я вынесла обе части на экран интерактивной доски. Слайд №4

Работа над новой темой.

Чтение 1-й части упражнения.
-- О ком или о чём эти предложения? Сколько их? (5).
-- Сколько картинок мы могли бы к ним нарисовать? (5).
-- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? (Они не связаны между собой по смыслу).
-- Есть ли у них общая тема? (Нет, каждое предложение о своём).
-- А теперь прочитайте 2-ю часть «Обезьяна и горох».
-- Сколько здесь предложений? О чём они? Есть ли у них общая тема? (В этой части 5 предложений, связанных по смыслу. Все они об обезьяне и горохе).
-- Чем похожи и чем различаются эти две части? ( Общее то, что в них по 5 предложений. А различаются тем, что предложения 2-й части связаны между собой по смыслу и объединены одной темой).
-- Давайте попробуем сделать вывод:
Слайд №5.
ТЕКСТ – это группа предложений, связанных по смыслу.
Вывешивается табличка ТЕМА ТЕКСТА.
Слайд №6.
Учитель читает запись на экране. (Предложения этого же текста не по порядку).
-- Что здесь записано? Текст ли перед вами? ( Нет.)
-- Докажите, что это не текст, ведь я прочитала те же самые предложения? (Предложения записаны не по порядку.)
-- Давайте дополним наше определение текста.
Слайд №7.
ТЕКСТ – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.
На доску вывешивается табличка ПОРЯДОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ
-- А сейчас запишите в тетрадях название текста, спишите 1-е предложение.
У интерактивной доски 3 ученика выполняют задания. Остальные ребята работают на местах.
Задания:
1. Найти и подчеркнуть в этом предложении главные члены – подлежащее и сказуемое.
2. Найти и подчеркнуть «опасные» места в слове обезьяна. Объяснить их правописание.
3. Разделить это слово по слогам и для переноса.
Проверка заданий выполняется по Слайду № 8.

Физкультминутка.

Мы сегодня обезьянки.
По-английски просто манке.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу И пожмем друг другу руки.
Сядем, встанем и прыжок.
Усаживаемся на лужок.

Продолжение работы над новой темой.
Слайд №8.
-- Что мы видим на доске? (Текст.) Докажите это. Чего не хватает в этом тексте? (Заголовка.)
-- Как вы думаете, что такое заголовок? (выслушиваются мнения детей.) Делается вывод.
Слайд № 9.
ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.
Вывешивается табличка ЗАГОЛОВОК.
-- Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно следовать следующим правилам:
Слайд №10
Памятка.
Прочитай внимательно текст.
Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
Прочитай текст еще раз.
Подбери короткий и понятный заголовок.
Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.
Слайд №11. На экране текст.

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

-- Прочитайте текст. --О чём он? О ком он? Попробуйте кратко обозначить тему текста. Возможные варианты заголовков: «Миша и бабушка», « На улице», «Скука», «Доброе дело».
-- Какой из перечисленных заголовков кажется вам наиболее удачным?
-- Ребята, вам понравился текст? Чем?
-- А вам приходилось когда-нибудь совершать хорошие поступки, делать добрые дела, помогать людям? (выслушиваются ответы детей).
-- Конечно же, ребята, если мы будем помогать друг другу, то жизнь наша будет радостнее и светлее.

Закрепление изученного материала.
Составление текстов по рисункам и заголовкам.

Слайд №12.
-- А сейчас посмотрим на доску. Что вы там видите? (Рисунки и заголовки к ним.) - Как вы думаете, зачем они здесь? Правильно. Сейчас вы сами попробуете составить тексты к ним.
Работа в парах.
-- Один из вас начинает и продолжает рассказ, другой продолжает и заканчивает его.
Заголовки:
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
На рыбалке. В зоопарке. Золотая осень.
Выслушиваются 3-4 рассказа учеников. Обсуждение.
-- Можно ли эти рассказы назвать текстами? Докажите.
-- Как красиво описали золотую осень ребята в своих рассказах! А сейчас мы сможем не только услышать, но и увидеть красоту осенних листьев.

Электронная физкультминутка для глаз «Осенние листья». Слайд №13.

Проверка усвоения изученного материала.

-- Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.
Слайд №14.
Тест.
1. Текст состоит из:
у) предложений;
б) звуков;
в) слов.
2. Текст-это:
а) отдельные предложения;
м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а) сколько предложений в тексте;
н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
4. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) только части;
и) заглавие и части.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
ц) да;
б) нет.
6. На конце предложения ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
б)смайлик.
-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?
Слайд №15.
УМНИЦА!

Рефлексия.
-- С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют на доску свои знаки:
? – если не всё понятно, необходима помощь учителя.
. – если всё понятно.
! - если всё понял, было интересно!
Подведение итогов урока.
-- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)
-- Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?
XI. Д / з. Составить текст на тему: «Лучший день в моей жизни».
– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой!
Выставление оценок.






15