Разработка урока «Прощай букварь!» 1 класс «В сказочном лесу»

Софронова Раиса Егоровна
Учитель начальных классов
Тумульской СОШ Усть-Алданского района
Республики Саха (Якутия)



Урок «Прощай букварь!»
1 класс
«В сказочном лесу»

Цели:
Закрепить знания по пройденному материалу.
Прививать любовь к русскому языку через игровые упражнения.

1/ У нас сегодня необычный урок
Сказка вновь в гости пришла
И ребятишек первого класса
В путешествие позвала.
Мы отправляемся в путешествие по заколдованному (сказочному) лесу, где за каждым пенечком нас будут поджидать интересные вопросы, задания на все изученные правила. И если мы со всем этим справимся, то попадем в гости к Мишутке. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность и дружелюбие.

2/ Итак, в путь, вот первое препятствие, в лес можно войти по мосту. Он состоит из слов. Посмотрите на них внимательно и скажите, что это за слова.
Лес. Что такое лес?
Лесник. Кто такой лесник?
Лесоруб. Кто такой лесоруб? (ответы детей).
- Молодцы, первое препятствие мы прошли.

3/ Перед нами поляна «Угадай-ка».
Иногда случается так, что слово не строке не уменьшается. Вы должны не только отгадывать загадку, но и правильно разделить для переноса отгадку.

Лесники ее хотят
Взять домой не захотят
Ее не скажешь «Кошка брысь!»
Потому что это (рысь).

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха
Живо, угадай-ка
Кто же это (зайка).

Дети посмотрите, кто-то появился на поляне. Это Незнайка! Он тоже разделил слов для переноса (выходят 2 уч-ся). На доске записан текст. Учащиеся должны исправить ошибки.
- Класс проверяет и оценивает результаты работы.

Перенес слова Незнайка.
За-йка, ле-йка, ча-йка, мА-йка, ло-б, гла-з, о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

А еще он перенес: ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес, Зо-я, Гри-ша, А-ня, Тим-офей, О-ля, Сер-гей.
- Где ошибки? Кто исправит перенос?
- Молодцы! Понял Незнайка что прежде, чем выполнить задания, нужно выучить правило.

4/ Кто у нас на пути?
И не объехать его, не обойти! (на доске картинка с изображением ежика).
Просит он нас посчитать, сколько букв и звуков в слове ежик. (дети делают разбор в тетради).

5/ А сейчас внимание! На пути гора. Чтоб преодолеть ее, нужно, переставив буквы, получить слово.
в а т р а (трава)
к о т р (крот)
е л о н ь (олень)
ц а я з (заяц)
Составьте предложение из данных слов, выделите основу. В, жить, заяц, лес.
А кто еще живет в лесу? (Разгадайте ребус).
Работа на интерактивной доске.
- Назовите несколько слов на это правило. Ответ: белочка.
Составьте предложения со словом «белочка» повествовательное, восклицательное, вопросительное. Белочка живет в лесу. Белочка живет в лесу! Белочка живет в лесу?
Да, кого только не встретишь в сказочном лесу. Даже знаки препинания там бродят. Давайте послушаем, какая история однажды произошла.

6/ Сценка: Знаки препинания.
Ведущий: У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания
Прибежал чудак - восклицательный знак
Никогда он не молчит, оглушительно кричит
Ура! Долой. Караул!
Ведущий: Притащился кривоносы вопросительный знак
Задает он всем вопросы
Кто? Кого? Откуда? Как?
Ведущий: Тут сказало многоточие, еле глазками ворочая.
. Если вам угодно знать, я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Ведущий: Вопросительный знак удивился.? То есть как?
Ведущий: Восклицательный знак возмутился. Вот так-так!
Ведущий: И сказала точка, точка – одиночка.
Мной кончается рассказ, значит, я важнее вас!
Ведущий: Но права ли точка, точка-одиночка?
Что вы скажите в ответ? Всех важнее точка?
Все ребята хорош: Нет! Знаки всякие важны, знаки разные нужны!

7/ Мы пришли на опушке «Вкусных слов». Пятачок хотел нас встретить фруктами, но бежал, споткнулся, и все фрукты рассыпались. Помогите ему их собрать.
Я, б, к, и , ло – яблоки
Г, ш, ру, и – груши,
С, вы, и, л – сливы.
- Молодцы, ребята!

8/ Трудный был у нас путь, пора и отдохнуть.
- вот и колодец на пути с прохладной водицей. Да вот беда, не дает колодец воды, предлагает свою загадку:
Вечерами свинки
Играют в серединки!
Ужасно интересная игра!
Я думаю, ребята,
Хотя и трудновато,
Но все ж и нам попробовать пора.
(Работа на интерактивной доске).
Ответ: удача.
Вот и домик Мишутки виднеется. Что должны сказать мы при встрече? (Здравствуйте Мишутка!) Добрались мы до домика Мишутки, а помогли нам в этом ваши знания русского языка.
Молодцы!
15