Конспект урока по информатике на тему Графики и диаграммы (7 класс)

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Информатика и ИКТ , 7 класс
Тема урока: Диаграммы и графики.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Методы обучения: урок-диалог с элементами исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Формы работы учащихся
: коллективная, индивидуальная,  парная.



Программно-технические средства на уроке:
Необходимое техническое оборудование:
компьютеры учащихся;
экран;
мультимедийная установка;
компьютер учителя;
Программное обеспечение:
программа для создания диаграмм и графиков MS Excel.
программа для демонстрации презентации MS Power Point.
Цель урока: дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.
Задачи урока:
Обучающая: актуализировать знания о графиках и диаграммах, дать представление о назначении графиков и диаграмм.
Развивающая: развивать навыки фронтальной и индивидуальной практической работы, логическое и алгоритмическое мышление.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, творческий подход к выполняемой работе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: актуализация знания о графиках и диаграммах.
Познавательные УУД: планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей деятельности, планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера
Личностные УУД: самоопределение , способность к самооценке своих действий
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Надеюсь, наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.

II. Актуальность знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с различными способами представления информации, сравнили текстовые, табличные и графические модели представления информации.
-скажите, какая модель является наиболее наглядной?
.-Какая из этих моделей является нагляднее?
-Как называются такие модели?

Учащиеся дают ответы
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку.

III. Проектно-исследовательская деятельность.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

1. Постановка вопроса исследования.
-Хорошо, прошлая тема вами усвоена на хорошем уровне. Теперь давайте вспомним MS Excel,ведь именно там мы сегодня будем строить графики и диаграммы.
-Назовите основные элементы электронной таблицы?
-В каких случаях целесообразно строить в электронных таблицах график, гистограмму, круговую диаграмму?

Физкультурная минутка.


2. Работа в группах. Исследовательская деятельность, подготовка проекта.
-для того, чтобы мы смогли посмотреть все типы диаграмм и увидеть их широкое применение в различных предметных областях,
я попрошу вас разделиться и поработать в группах.
-Каждой группе нужно будет подготовить проект по одному из виду диаграмм(Гистограмма, круговая диаграмма, график) по плану:
1. Выбрать предметную область.
2. Структурировать данные, построить таблицу.
3.Построить нужный вид диаграмм.
4.Красиво оформить.

Зарядка для глаз.
Над доской вывешены таблички с рисунками диаграмм, способов представления информации ( в форме «восьмёрки»). Выполняются упражнения для глаз: 1).Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4. Поднимите глаза, посмотрите на рисунки над доской. Не поворачивая головы, переводите взгляд на названные мною рисунки (называются в таком порядке, чтобы глаза «выписывали восьмёрку», а затем в обратную сторону). 2) Посмотрите в окно на линию горизонта, переведите взгляд на кончик носа. Повторите упражнение 3 раза.
3. Выступление представителей от групп.






Учащиеся дают ответы





Один ученик показывает упражнения, остальные за ним повторяют.


(1 группа – 4 человека, 2 группа – 4 человека, 3 группа- 5 человек).





Получают раздаточный материал, источники информации.









Выполняют зарядку для глаз.











Группы представляют свои проекты.
Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, развивают логическое мышление.
Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов




















Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания.
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД: умение выражать вои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


IV.Итог урока (рефлексия деятельности).
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Теперь, посмотрев все проекты, мы можем сказать, что диаграммы широко применяются во всех областях, также они структурируют информацию. Мы выбираем определенный тип диаграммы в зависимости от того, что сравниваем.
Вывод:
Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.


Учащиеся работают с диаграммами, делают выводы.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, процессов и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха УД, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

V. Комментирование домашнего задания

Домашнее задание
Cоздать диаграмму своей успеваемости за 1 триместр.
Записывают домашнее задание
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.





 
·