Творческие задания к уроку истории
left0/ По истории России/Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т.д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована.Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут - в святые?Л етом 1480 г золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу. Ни Ахмат, ни Иван 3 так и не рискнули начать генеральное сражение – на том и разошлись. Так есть ли основание считать, будто это «стояние на Угре» ознаменовало собой свержение ордынского ига ?В истории России хорошо известно событие – «стояние на Угре». Тогда ни Ахмат,ни Иван 3 так и не решились дать открытое сражение.сутствие военных действий Ивана III против ордынцев вызвало недовольство и волнение в Москве, граждане открыто «роптали на великого князя». Даже московский митрополит Вассиан Рыло от имени всего русского народа побуждал Ивана 3 к решительным действиям.Почему москвичи хотели битвы с монголо -татарами, ведь не могли же они не понимать , что в ней погибнут тысячи русичей, да и неизвестно , кто еще победит?Неизгладима в пямяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1830 году. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить ему дань. 31 В чем же тогда значение Куликовской битвы? Ц арь Алексей Михайлович , второй царь из династии Романовых, и у современников , и у исследователей получил прозвище Тишайший.Почему? Ведь не было ни в живом характере царя , ни в его весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить разинщину,Медный и Соляной бунты.Так почему же Тишайший?.Приложение №3left0left0/ По истории России /Значительно расширил земли России , При нем был принят Судебник., созван Стоглавый собор.Обладал блестящей памятью: наизусть цитировал в обширных выдержках Священное писание. Писал сам, прекрасно знал житие святых, историю Древней Иудеи и Византии.Был женат 7 раз. Отличался жестокостью. Первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нем господствовало формула: «Царь указал, а бояре приговорили».^
Был четырнадцатым ребенком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых остались двое.В своё царствование вдвое увеличил доходы. Впервые создал систему светских школ. Церковнославянский шрифт заменил на гражданский. За неделю до смерти подписал указ о создании русской Академии наук.Увидев гробницу Ришелье, царь воскликнул: «Великий человек, я отдал бы половину своей страны, лишь бы научиться у тебя управлять другою».Нижеприведённые слова также принадлежат царю:«Славу королям создают их министры».«Наши монахи зажирели. Врата к небесам-вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядью и вином.»33Учился в Москве, Петербурге, Германии. По словам Пушкина,«... историк, ритор, механик, химик, минеролог ,художник, стихотворец...»Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал пер вую в России научно –исследовательскую химическую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую историю славян. Открыл существование атмосферы на Венере.Написал «Российскую грамматику». Добился пожизненной лицензии на произ водство и сбыт стеклянных украшений по всей Росси.
Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар,поляков, французов. Был дважды, казалось , смертельно ранен. Имел почти все русские награды.Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России.В годы Великой Отечественной войны (1941-45гг.) в его честь был учрежден орден трех степеней.
В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Отстранялся от должности с увольнением в запас без права ношения мундира.Блестяще воевал с турками и французами.Совершил знаменитый Швейцарский поход. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать»Граф Рымниковский, князь Италийский.В годы Великой ОтечественнойВойны был учрежден орден трех степеней его имени.Какой орден в эту иерархию не входил?Не только отдельные города имели свои гербы, но был геоб и Российского госу-дарства. Его помещали на печатях, моне тах,флагах. Герб состоит из двух основ ных изображений. С течением времени менялись лишь отдельные его детали.Какие и почему? С чем это было связано?Приложение№5 left0Лабораторное занятие:Тема урока: Бунт Емельяна ПугачевЦель занятия: Познакомить учащихся с крупнейшим социальным выступлением в России 1773- 75г.г.Показать на основе анализа различных источников многообразие противоположных суждений о характере и значении народного выступления под предводительством Е. Пугачева. Помочь учащимся в определении собственного отношения к участникам исторической драмы и ее роли в истории России второй половины 19века.Оборудование: Карта, учебники по отечественной историиразных авторов, дополнительная литера-тураХод урока:1.Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Рассказ учителя об актуальности и своеобразии крупного исторического события .Постановка цели предстоящей работы. Знакомство с событийно-проблемной задачей: 37
left0Это событие, которому сегодня историки не могут дать однознач ную оценку. Некоторые ученые - А. А. Преображенский, А.Н. Сахаров, А.Л.Юрганов, И.Н.Ионов – расценивают выступление Пугачева как крестьянскую войну, только более масштабную и организованную, чем выступления И.Болотникова и С. Разина. Другие - Е. В. Анисимов, А. Б. Коменский - называют гражданской войной. Третьи, например Н.Ф. Шахмагонов, утверждают , что «дезертир, конокрад и воришка Емелька Пугачев был агентом западноевропейских государств , с помощью которого удалось помешать победоносному шествию русских армий за Дунай».1Сегодня мы познакомимся с этим неординарным событием и его интерпретациями, проанализируем различные точки зрения и определимся в собственном отношении. 2.Лабораторное занятие по решению проблемно-творческой задачи.
Прочитав о восстании Е.Пугачева в разных источниках, составьте план изложения и анализа этого факта. Кратко сформулируйте пункты плана, выделите наиболее общие, повторяющиеся признаки социальных конфликтов.
В подпунктах раскройте конкретные, особенные, единичные черты,присущие именно восстанию под предводительством Е.Пугачева.В случае если авторы разных источников будут расходиться в сообщении фактов и их толковании, зафиксируйте эти разногласия. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?
Обобщающий вывод : все восстания 17-18 в.в. в России закончились поражением. Дает ли этот факт основание говорить об их бесполезности Что вы думаете по этому поводу лично?
3. Составление сравнительно-обобщающей таблицы «Народные движения в России в 17-18 вв.». Вопросы для сопоставления однородных исторических фактовсформулируйте самостоятельно, но так, чтобы они отразили как общие закономерности, так и отличительные признаки конкретных исторических событий. 1.ШахмагоновН.Ф. Хрестоматия по истории Отечества.Пособие для учащихся старших классов с углубленным изучением истории.-М.: Стрела, 1996.- с.75-96.4. Решение событийно-проблемной задачи:Большинство историков традиционно рассматривают выступление Е. Пугачева как крестьянскую войну, выясните, как определяют авторы рассматриваемых источников это событие. Какие аргументы приводят в защиту своих суждений. Какой точки зрения на восстание под предводительством Е.Пугачева придерживаетесь вы?5.Составления календаря событий.Задача:На основе полученных данных порассуждайте, как развивались бы события в России дальше, если бы восстание оказалось успешным. Способствовал бы успех восстания разрушению крепостничества и ускорению развития капиталистических отношений или, наоборот, привел бы к консервации существующего строя.
Подведение итогов урока.
Задание на дом: заполнить тематическую контурную карту и составить тематический тест с выбором ответов по всем аспектам новой темы.
на Угре.Тема урока: От «Мамаева побоища» к сражениям Цель урока: Уяснить, каковы причины феодальной войны на Руси, предпосылки, Уяснить, каковы причины феодальной войны на Руси, предпосылки, причины и историческое значение образования единого Русского централизованного государства с центром в Москве.Совершенствовать умение доказывать свою точку зрения, умениеделать выводы, обобщения; анализировать исторические доку менты, источники. Основные понятия: Судебник 1497 года, русская автокефальная церковь, стояние нареке Угре, самодержец, Россия, идеологическая концепция « Москва-